mw2010.ru
May 27, 2017, 11:08:43 AM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: История кельтов в Моравии и Силезии.  (Read 10689 times)
desert17
Guest
« on: November 09, 2012, 09:45:14 AM »

История кельтов в Моравии и Силезии I.

Источниками наших знаний о кельтской (да и практически любой другой) мифологии являются литература и изобразительное искусство. При этом, как уже говорилось выше, они распределены во времени весьма неоднородно. Эта неоднородность вытекает из особенностей кельтской истории. Для "варварской" стадии развития, на которой, как правило, и осуществлялось создание знаменитых эпосов, густо насыщенных мифологическими образами и сюжетами, характерно отсутствие письменной фиксации оных. Иногда это связано с отсутствием письменности как таковой, но далеко не всегда, ибо известно, что варвары приспосабливали к своим нуждам письмо более "продвинутых" соседей. Кроме того, они подчас, создавали собственную, хотя и примитивную письменность. Тем не менее, ни на кельтском огамическом письме, ни на германских рунах не сохранились мифологические тексты, а имеются лишь сведения магическо-медицинского или биографического характера. Сходную картину мы наблюдаем и в других традициях. Тексты "Ригведы" или "Авесты" сотни лет сохранялись исключительно в устной традиции. "Илиада" и "Одиссея" были записаны по приказу афинского тирана уже на заре формирования греческой цивилизации, когда рассеялся "мрак варварства" (Римлянам и вообще италикам здесь повезло меньше – они утратили значительную часть собственной традиции и довольствовались патриотическими легендами и слегка перелицованной греческой мифологией). Карельские песни, латышские дайны, и русские былины собирались учеными Российской империи. Видимо, причина "безмолвия" варваров кроется в жестком запрете письменной фиксации сакральных текстов. Взамен, жречество культивировало сложные мнемонические техники, знакомые исследователям из общения со сказителями тех же былин.

Возвращаясь к кельтам, вспомним о двадцатилетнем сроке обучения у галльских и семилетнем аналогичном периоде у ирландских друидов. Жрец должен был держать в памяти огромный объем информации. Поэтому, после римской оккупации и уничтожения сословия друидов, от великой кельтской религиозной традиции остались бы лишь малопонятные описания античных авторов, если бы не два обстоятельства. Во-первых, галльское и галло-римское искусство. Выше отмечалось, что кельты обладали высокой ремесленой культурой, особено в области металлургии. И эта культура была насквозь проникнута сакральным началом. В период латена - кельтского железного века (6 – 1 вв. до н. э.) были созданы многочисленые изделия – котлы, гривны, браслеты, оружие, богато украшенные мифологическими образами и сюжетами (особенно знаменитый котел из Гундеструпа). В последующий за латеном римский железный век на территории Галлии сложилась новая этническая общность – галло-римляне, чья религия развивалась в русле римского имперского синкретизма. Но римский синкретизм везде впитывал сильные местные культы (во Фракии – фракийские, Иллирии – иллирийские, Анатолии – хеттские, благо они в большинстве своем имели общие индоевропейские корни). И вот, в Галлии и прилегающих областях – Иберии, Британии, Норике (нынешние Словения и Хорватия) появляются многочисленные статуи богов либо смешанного галло-римского характера, либо откровенно кельтских.

Вторым чрезвычайно важныв обстоятельством в вопросе сохранения кельтской мифологической традиции стал фактор островных кельтов. Особая роль здесь принадлежит Ирландии. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н. э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к местной мифопоэтической традиции. Наоборот, заняв место друидов, монахи тесно сотрудничали с филидами. Последние, под руководством церкви записали (примерно к концу 1 тыс. н. э.) мифологические предания, осуществляя (как справедливо отмечает С. Шкунаев) важнейшую задачу – “...соотнести историю Ирландии с мировой историей, как она виделась сквозь призму христианского учения” (Шкунаев, 1991. – с. 15). Разумеется, кое-что пришлось устранить, в особенности мифы, связанные с космологией и эсхатологией (они были частично замещены сюжетами из Библии). Тем не менее, обьем фольклорной информации, сохраненной филидами огромен. Отдельные произведения, называемые сагами (термин неточен и взят современными исследователями из скандинавской традиции, сами ирландцы называли их “скел” – повести) группируются по различным признакам. Современная наука выделяет следующие циклы: мифологический, исторический, героический и цикл Финна. Первый охватывает наиболее древний период истории (или псевдоистории) и чрезвычайно сильно насыщен персонажами, в которых угадываются древние боги (и даже часто так и называются). Исторический цикл наиболее длинен и продолжает мифологический. Саги героического и исторического циклов группируются вокруг определенных событий и персонажей (в первом случае Кухулина, Конхобара и знаменитого Похищения быка из Куальнге; во втором – вокруг подвигов героя Финна и его дружины – фениев). Повествование обоих этих циклов, в которых также встречаются древние боги, ограничено относительно короткими временными отрезками.

Монастыри, где хранились рукописи, сильно пострадали от нашествий викингов, однако традиция жила до 17 века, когда Ирландия была завоевана Кромвелем. После этого, многие рукописи были переправлены на континент, где сохранились в католических центрах.

Литературное наследие бриттов не столь велико. Их культура развивалась не в таких благоприятных условиях. Сперва бритты подпали под власть Рима, затем испытали нашествие германских племен – англов, саксов и ютов, которое привело к ассимиляции либо уничтожению большей части населения. Роль хранителей древней учености взяли на себя барды. Они оставили ряд произведений, в которых мы можем видеть многочисленные параллели к ирландским мифологическим образам (в основном, это знаменитые "Мабиногион" – рассказы для юношества). Но основной функцией бардов было прославление удачливого военного вождя. Таким вождем и стал полулегендарный Артур, возглавивший в конце 5- начале 6 веков борьбу против англов и саксов, на полвека задержав продвижение германцев. Постепенно, вокруг его фигуры начал формироваться обширный эпос, становившийся достоянием уже не столько бриттов, сколько всей средневековой Европы. При этом в романах артуровского цикла заметны черты наследия прошедшей долгую эволюцию мистической традиции кельтов.
« Last Edit: September 20, 2013, 02:27:59 PM by desert177 » Logged
desert17
Guest
« Reply #1 on: November 09, 2012, 09:46:49 AM »

История кельтов в Моравии и Силезии II. друидов Павла

Современные келъты – ирландцы, валлийцы /жители Уэльса/, шотландцы и бретонцы являются потомками великого кельтского пле­мени, некогда распространенного от Атлантики до Карпат. Они бережно хранят свою древнюю культуру, представляющую для Европы явление, во многом уникальное.

Ж. Дюмезиль назвал кельтов периферийными носителями культурного фонда индоевропейских народов. Это означает, что они /так же, как и индийцы/, оказавшись на окраинах ареала своей языковой семьи, сберегли многие архаические черты.

Известно, что народы, жившие внутри этого ареала - славяне, скифы, германцы /в меньшей степени греки и италики/ не сохранили мощ­ного организованного жречества к многие ритуальные обряды выполня­ли вожди племен /что усиливало их  авторитет/. Кельты же такое жречество имели - целую корпорацию друидов /аналог индийских брахманов/ и это чрезвычайно сильно  сказалось на их культуре и истории.

Во-первых, друиды не позволили возникнуть сильной царской власти / у кельтских народов никогда не появилось не только единого политического  объединения, но и даже отдельных организованных  государств. Это опять порождает аналогию с Индией, ведь так же как и  она, Кельтика в конце концов  стала жертвой завоевателей.

Во вторых, руководящая роль друидов вела к преобладанию магического, иррационального  элемента в жизни общества. "Духовный мир кельтов... это мир идеальный, без четких  граней между  естественным и сверхъестественным, ми л, составленный из вещей без контуров, вещей двусмысленных, легко и незаметно переходящих одна в другую, с беско­нечными вариациями переливающихся друг в друга форм - животных, че­ловеческих или неодушевленных" (Щукин М. "Улыбка Чеширского кота" // "Знание-Сила" 5/1985. М. с.-40).

Такова их вера в переселение души и годовой цикл календарных обрядов. Например, знаменитый ирландский праздник перехода к зиме Самайн - момент открытого  столкновения посюстороннего и потустороннего миров.

Вся жизнь кельтов была пропитана системой ритуальных запретов - гейсов, которые носили самый разнообразный характер. Это могли быть запреты убивать птиц, вкушать собачье мясо /вообще очень распространенное блюдо/, проводить ночь в доме, откуда наружу виднелся бы свет, не обходить какой-либо город справа налево и т.д. особенно опутаны гейсами были цари и вообще представители военного сословия, что давало жрецам власть над ними.

Системой ритуальных запретов Кельтика напоминала «отсталые общества» экваториальной Африки, новой Гвинеи или Южной Америки, и так же в ней был распространен культ мертвых голов. Многие обычаи носили жестокий характер.

Но древние кельты отличались не только первобытной жестокостью, но и тонким художественным воображением. Это становится ясно, когда видишь изделия из мастеров: браслеты, гривны, пряжки, гравировки мечей, маски.

Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем.

В 6 веке до н. э. орды огненно-рыжих кельтов потрясли Европу, пронесясь на своих боевых колесницах по территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты - все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток.

Избыточное население различных племен собираясь вместе, захватывало новые земли, не порывая связей с родиной. Кельты разгромили этрусские городки в долине реки По (около 397 г. до н. э.). В историю вошел их нашумевший, но неудачный штурм Рима, эпизод с капитолийскими гусями и фраза: "Горе побежденным" (около 390 г. до н. э.). Затем война в Италии приобрела позиционный характер. Более перспективными были действия тех галлов, что выселились в Герцинские горы. Они заняли Богемию и бассейн Среднего Дуная (благодаря тому, что армия Александра Македонского действовала на Востоке). Затем, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты унитожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. Надо сказать, что эллинистические цари охотно нанимали кельтов на службу, ценя их специфические военные навыки (возможно, аналогичные тем, какие используются в восточных боевых искусствах). Но кельты (здесь их называли галаты) неожиданно образовали собственное государство в центре Малой Азии, организовавшись по образцу Галлии. И наконец, примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию.

Лишь с большим трудом, правителям эллинистических государств удалось выстоять их натиск.

После этого, кельты как бы оседают. Центральная и Западная Европа покрывается их протогородскими центрами, в которых расцветает уникальная цивилизация. К Х в. до н.э. в одной только Галлии проживало около четырех миллионов человек. На ее территории существовало несколько племенных конфедераций. В укрепленных пунктах селилась аристократия"подобно средневековому дворянству, страстно любившая лошадей и псовую охоту. Основная масса кельтов жила в плодородных речных долинах и холмистых местностях. Оригинальный вид имели их дома: круглые, с конической крышей, поддерживаемой центральным столбом, у основания которого располагался очаг, а дым выходил через дыру, проделанную в крыше. Вдоль стен шли ряды деревянных полатей, иногда в два яруса. Вокруг дома располагался двор, окруженный плетнем.

Кельты создали новый вид одежды - длинные и довольно широкие штаны/брюки - галльское слово/. Вместе со штанами они носили кафтаны и плащи из овечьей шерсти /любопытно, что в Ирландии овцы черного цвета/. Женщины одевались в длинные платья, накинув сверху передник. Волосы они заплетали в две косы. Национальным цветом был зеленый, предпочитались также голубой и красный /у знати - пурпурный/. Одежда друидов, однако, делалась из белого некрашеного холста. Их атрибутами были венок из дубовых листьев или белый колпак, заканчивающийся шерстяной кистью, а также скипетр.

Любимым оружием кельтов были топоры и мечи. Кроме того, применялись копья, дротики, лук со стрелами. Боевые знаки имели изображение кабана. К защитному вооружению относились щиты, панцири и шлемы. Кстати, последние имели остроконечную форму, неизвестную в античном и германском мире/ что косвенно подтверждает гипотезу восточного происхождения кельтов/.

Обладавшие для своего времени высокой ремесленной культурой, кельты оказали сильное влияние на соседние "варварские" народы, которые заимствовали у них оружие, украшения, керамические изделия. Такие привычные орудия, как плужные лемехи, косы, пилы, молотки, клещи, сверла, ножницы, дверные замки и ключи, - также были созданы кельтами. Возможно, распространителями данной культуры являлись группы бродячих мастеров, переходящих от одного вождя к другому.
« Last Edit: September 20, 2013, 02:29:11 PM by desert177 » Logged
Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums