mw2010.ru
July 20, 2018, 12:04:28 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Леший  (Read 7290 times)
desert17
Guest
« on: December 03, 2013, 09:57:02 AM »

Леший

Выксунский леший


Может, его в реальности и не существует, но слишком многие его видели!..

   Солнце зашло за облака, и среди могучих деревьев сразу же стало как-то не по себе. Ноги скользили по осклизлым валунам, заброшенным сюда много тысяч лет назад, – еще в ледниковый период. И тут неожиданно первозданный покой нарушил глухой и протяжный вой, который, казалось, исходил из-под земли.
   Лицо моего спутника, Виктора Ильича, посуровело.
   – Это Полоз о себе знать дает, – сказал он...

Рудознатцы в это верили
Леший
   Выкса – село старинное. Основано оно еще в ХVIII веке, а статус города получило только в 1934 году. Но, как сообщалось в словаре Брокгауза и Ефрона, крепкое это было село: в 1888 году здесь проживало 8236 человек, действовали две православные церкви, богадельня, больница, одна школа министерства народного просвещения и две церковно-приходских, 15 лавок. На Выксунском заводе в том же году было добыто свыше миллиона пудов железных руд, выплавлено почти 600 тысяч пудов чугуна и 250 тысяч пудов железа, 6700 пудов изделий из металла.
Леший

ВСЕ ГАДАНИЯ ОНЛАЙН, ГАДАТЬ БЕСПЛАТНО, ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО. СДЕЛАЙ КЛИК И ГАДАЙ.
                                                                                                                                                                                                                                                               
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   



   У истоков создания выксунских заводов, которые "по техническому устройству принадлежали к лучшим чугуноплавильным и железоделательным предприятиям России", стояли братья Иван и Андрей Баташевы. Их предприимчивости можно позавидовать: сумели выпросить у правительства "для деловой надобности" обширный участок земли к северо-западу от реки Сноведи, одолжили у богатой промышленницы Демидовой ее уральские заводы и переселили на нижегородскую землю приписанных к ним крестьян.
   Рудознатцы, которых силком доставили с Урала, привезли с собой многочисленные легенды и предания, озвученные позже Павлом Бажовым. И верили, что сказочные существа, типа Хозяйки Медной Горы, действительно существуют.
Леший
   Эти легенды в дальнейшем были адаптированы к местным условиям. Все, вроде, правильно: какие под Выксой горы?! Нет тут ни золота, ни меди, ни серебра, ни самоцветов. Но вот рассказы о Великом Змее Полозе, который якобы помогает отыскивать руду, долгое время передавались из поколения в поколение.

"Ищи руду, где я пройду"...
Леший
   – У меня на Выксунском заводе и дедовья работали, да и прадеды наверняка тоже, – говорит Виктор Ильич Бирюков. – По их словам, где Полоз пройдет – там руду искать надо. А он и по земле пробежит-проползет, и под землей – ему все одно. Только обмана да мошенничества не любит, а еще – жадности. Захочет – вмиг отведет руду в другое место. И нет ее, как будто никогда и не водилось.
   Дед Виктора Ильича со стороны матери (он прожил долгую жизнь) однажды поведал ему такую историю. Случилось это, по его словам, еще в начале прошлого века.
   – Пошли они с ребятами в лес – аккурат в это Симиловское лесничество, – рассказывает он. – В тот год дожди зарядили, тепло, грибов – ешь, не хочу. в то время голодно было, а беленькие да подберезовики – все же какая-никакая провизия.
Леший
   Костерок развели. На прутики грибы нанизали, жарят. Вдруг подходит к ним человек – никогда раньше его не видели. На лесника не похож. Одет как-то странно. Что-то длинное на нем, почти до пят. Шапка остроконечная. Спрашивает: "Что привело сюда, какие-такие заботы?". Ребятишки ему все и выложили. А он им: "Грибы-то отойдут скоро, чем тогда кормиться будете?". Мальчишки и отвечают: на завод, мол, пойдем. "А вы вольной работой займитесь, – советует незнакомец (в то время кое-кто так и делал). – Я научу вас, как руду искать". И показал: "След мой видите? Если он глубокий – там и копайте". И тут же исчез. Да не просто так, а как бы в зарницу превратился и пролетел над лесом. А руду потом на том месте нашли. Вот тогда и подумал дед, что это и есть тот самый Полоз, о котором старики рассказывали...
« Last Edit: April 01, 2014, 01:20:33 PM by desert177 » Logged
desert17
Guest
« Reply #1 on: December 03, 2013, 09:57:26 AM »

Выксунский леший


Змеиная яма
Леший
   Рожнов бор находится на землях Выксунского лесхоза. Он достаточно большой – площадь его превышает 850 гектаров. Летом 1998 года в Рожнов бор отправился и Виктор Ильич. Забрел в поисках грибов в глушь и провалился в яму, замаскированную сухими ветвями.
   Яма была глубокой. Позвать на помощь некого, сам же Бирюков выбраться оттуда не мог. Во-первых, глубоко, во-вторых, отвесные склоны, а в-третьих, вдобавок ко всему, сильно подвернул ногу.
   Дно ямы устилали трава и корни. И тут, к своему ужасу, Георгий увидел, что коренья шевелятся. Это были змеи.
   – Как я из той ямы выбрался, сам не помню, – вспоминает он. – Смотрю: лицо надо мной в шапке остроконечной, кто-то нездешний. И веревку протягивает. Ухватился я за нее, вытянул он меня, гляжу, а спасителя моего и след простыл. Вот я и думаю: а не Полоз ли это был?
Леший
Фантастика? Или...

   На первый взгляд, легенды о Полозе выглядят фантастикой. Но вот что говорит кандидат биологических наук Лидия Макарова:
   – Мы еще недостаточно хорошо знаем, кто вообще населяет наши леса и водоемы. А в древности на Руси, похоже, водились даже крокодилы. По описанию путешественника Герберштейна, это были "змеи с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом". Змей всегда уважали и всегда боялись. Существует поверье, что в старину в жертву питонам приносили молодых девушек, которые сжимали их в своих смертельных объятиях. Таким образом, считалось, что жертва становилась "женой" огромной змеи, и тем самым ее задабривали.
Леший
В покровители выбирают сильных

   Но какая связь между Великим Змеем Полозом и рудознатцами? Почему именно он выбран ими в качестве покровителя?
   Ответ прост: в покровители выбирали самых сильных и мудрых, пусть даже это были сказочные персонажи. Человек нуждался в защите от свирепых врагов, свирепых крепостников-самодуров, стихийных бедствий, болезней и прочих напастей.
Леший
   – Колонизация Урала в основном проходила тогда, когда уже свергли монголо-татарское иго, – говорит Лидия Макарова.- Рудознатцы были более свободны от крепостной зависимости, их звали "государственными крестьянами". Они не испытали такого ужаса и унижения, как жители центральных районов России. А ужас этот был связан не только с жестокостью завоевателей, а еще и с тем, что войска Батыя и его преемников применили против русских воинов самое современное по тому времени оружие, позаимствованное у китайцев. Речь идет о пороховых разрывных снарядах.
   Такие снаряды делали в виде круглых бочонков или шаров и разрисовывали как можно страшнее. Вот и воспринимались они как мифические существа – драконы. Черная нефть казалась кровью, дым от взрыва пороха отожествлялся со "зловоннным" дыханием.
Леший
Версия номер два

   Но есть и другое объяснение преданий о Полозе.
   – Можно связать их с посещением нашей Земли инопланетянами, – говорит Лидия Макарова. – Рев двигателей космического корабля, огонь и дым, вылетающий из его сопла, – все это тоже могло приниматься за визит сказочного дракона. Леший Если же пришельцы с другой планеты, занимаясь благотворительностью, обучали первобытные народы ремеслам, математике, астрономии, зачаткам других наук, объясняли им, что такое письменность, становится вполне понятным, что они могли показывать, как ищут рудные месторождения. И тут все выстраивается в единую логическую цепочку. "Змей", покинув корабль, превращался в существо, похожее на человека, конечно же, в высшее существо или божество. Леший
   Между прочим, как свидетельствуют уфологи из Выксы, "летающие тарелки" появляются здесь достаточно часто. За последние 13 лет их видели, по меньшей мере, четыре раза...
« Last Edit: March 05, 2014, 10:44:35 AM by desert177 » Logged
desert17
Guest
« Reply #2 on: March 05, 2014, 10:50:15 AM »

Для язычника никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печется и заботится о них. Христианство вытеснило язычество, но ассимилировало в себя многие верования. У каждого существа, живущего на земле, оказался свой ангел. Так появились ангелы, отвечающие за снег, дождь, град, зной, мороз… Список можно продолжать до бесконечности.
леший
Албастый — одно из прозвищ лешего
Бор — одно из имен лешего
Лесной дядя — одно из названий лешего
Лесовик — одно из названий лешего
Лешак — одно из названий лешего
Лисун — одно из названий лешего
Лобастый — одно из прозвищ лешего
Лопастый — одно из прозвищ лешего
леший
Мир вокруг нас населен: в лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах – водяные, среди болот — болотники, в полях – полевые; есть и хозяева «помельче»: луговики (живущие на лугах), кустницы (маленькие духи, обитающие в кустах), колодезники (хозяева колодцев), подгрибовники или боровики (опекающие грибное царство).
леший
Все существа, не относящиеся к миру «людскому» оказываются отнесенными к миру «иному», «потустороннему», и вызывают у человека страх, реже — юбопытство. Но подобное же отношение вызывают и люди у обитателей потустороннего мира: люди не ценят и не слушают природу, живут лишь сиюминутными прихотями, не заботясь о том, что вне их.
леший
Лес и тянул, и пугал человека. Всегда находились те, кто боялся, даже живя поблизости от леса, входить в него, но были и люди, которые в лесу себя чувствовали как дома, и договаривались с лесными обитателями, живя с ними в ладу. Лес представлялся огромным, непонятным живым организмом, где обитают духи, где могли находить приют умершие, и куда отправлялись в деревенских заговорах болезни.
леший
У лесного хозяина много имен: лесовик, лешок, лешак, лисун, лесной дедушка, лес праведный, диконький мужичок, пущевик, волчий пастырь. В народе верили, что лешими становятся проклятые люди, дети-подменыши и покойники, умершие «неправильной» смертью, а также ангелы, которые, будучи с небес низвергнуты на землю, упали в леса. Живут лешие в глуши, подальше от людей, в заброшенных избушках и вывернутых из земли корягах. Но случается и такое, что лешие селятся целыми в лесу деревнями, строят себе просторные дома, обзаводятся женами-лисунками и детьми.
леший
Обычно леший хозяйничает безраздельно во всем лесу, но если лес оказывается большим, то тогда появляется старший леший — лесничий, и ему подчиняются лесовики, боровики, моховики и прочие лешаки рангом помельче.

леший

Охраняет леший лесное зверье, распоряжается волками, часто выпасая их как овец. Он перегоняет с места на место зайцев, белок, полевок. В деревнях существовало поверье, что если случается большое «переселение» животных — то это один леший другому проиграл их, и теперь перегоняет в другой лес.
леший
Одной из особенностей лешака — способность менять свой рост, он может превратить в крохотное создание, прячущееся в траве, может — стать вровень с человеком, а может и вырасти до верхушек самых старых деревьев. Когда леший идет, поблизости от него возникает сильный ветер, шумят деревья. Привычная для человека ткань мира дрожит, когда рядом оказывается существо, умеющее передвигаться между мирами.

Леший может выглядеть как обычный человек, лишь какие-нибудь детали указывают на его необычность, а вернее, на принадлежность к миру духов. Например, у лешего могут быть перепутаны правый и левый сапоги, на голове нахлобучен медный колпак и т.д. (чаще всего у лешего перепутана обувь или неправильно запахнута одежда с левой на правую сторону, в то время как «нормальные» люди носят наоборот). Нет у него на лице бровей и ресниц, глаза белые или свинцово-синие, и кровь у лешего синяя. Однако, в таком виде его можно встретить крайне редко. леший Он предпочитает надевать на себя личину хорошего знакомого, причем ему все равно принять ему облик мужчины или женщины, старика или юноши. Правда, лесной хозяин предпочитает носить одежду лишь четырех цветов: белую, красную, черную и зеленую. Будучи духом, леший легко меняет свою форму, превращаясь и в человека, и в зверя, и в птицу, и в дерево, чаще старое, корявое, поэтому-то его иногда видят как старика, обросшего еловой корой. Лисунки же выглядят похоже. леший Они длинноволосы и длинногруды — для того, чтобы свободно ходить и бегать они вынуждены закидывать груди за плечи. Впрочем, за услуги, которые иногда им оказывают деревенские жители (например, починить сломанную вещь), лисунки награждают древесной корой или угольями, которые затем превращаются в золото и самоцветы.

Лешие любят блуждать по лесу, качаться на ветвях деревьев; появляясь то здесь, то там, они свищут, хохочут, хлопают в ладоши, громко кричат на разные голоса: и ржут лошадью, и мычат коровой, и лают, и мяукают…

Если бродить по лесу, то зайдя глубоко-глубоко, туда, куда люди не ходят, можно наткнуться на огромного, заросшего мхом лешего. По ночам лешие уходят спать в лесные сторожки, заранее задумывая, в которой они остановятся следующей ночью. леший Если незадачливый путник займет выбранную лешим избушку — ему несдобровать. Лесной хозяин приложит все усилия, чтобы выпроводить нежданного «гостя»: ветер будет шатать кровлю, распахивать дверь, а в лесу поднимется страшный ветер… Если человек не поймет этих предупреждений, будет и того хуже: он заблудится в лесу или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим.

Леший оберегает лес от напастей, часто — от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Но лес — его территория, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина. В лесу лучше никогда не кричать, чтобы не тревожить обитающих в нем духов. леший не любит крика, он может сам легко обернуться лесным эхом, знакомым голосом из чащобы, птичьим пересвистом, за которым не услышишь людей. Еще больше раздражает лешего свист, звук которого подобен для него воздействию высоких частот на человека (вызывает раздражение, беспокойство, панику). За свист в лесу леший может самолично отправиться к дому свистуна и перебить все стекла — чтобы в другой раз неповадно было досаждать лесному хозяину. леший Недовольство лешего может выражаться и насылании на нарушившего покой леса болезни, и во внезапном страхе, и во внезапном помешательстве.

Леший

Если человек из-за шуток лешего теряет дорогу из леса, он проваливается в иной мир, и может в нем остаться навсегда. Чтобы вернуться домой, надо перевернуть все в мире «с ног на голову», изменить привычные понятия, которые уже не спасают, согласиться ступить на пути «иного» мира… Тогда леший принимает тебя за своего и отпускает. леший Люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, выворачивали стельки, поворачивали шапку задом наперед, пытались читать молитвы. Но лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся во владениях лесного хозяина. Дети, чаще всего, видят оба мира, и поэтому они «родственны» и людям, и духам. леший Скорее всего, лешие, мороча голову и путая следы, могли увести человека из мира реального в параллельный мир или же сопределье, где все почти такое же, как дома, но родной деревни может не существовать и т.п.

Считается, что то, что принадлежит лешему, окружается невидимой стеной, «закрывает», перетаскивая в «иной» мир, и лишь колдун может увидеть, где находятся пропавшие животные или вещи. Чтобы найти потерянную животину нужно выйти не оглядываясь на перекресток лесной дороги, оставить на нем два яйца и спросить первого попавшегося человека (который и будет лешим) — где искать пропажу.

Страх — страхом, но с лешим можно договориться. Например, охотники и те, кто ходит лесными дорогами, заключают «договор» с лешим, чтобы дичь шла в силки, тропа не плутала, и никто не пугал ночами во время сна. Правда, договор двусторонний, и чтится обеими сторонами. У лешего можно и просто попросить: если он не озлоблен на весь белый свет, и на людей в частности, то он и к грибному месту выведет, и дорогу найти поможет. На поклон лесному хозяину приносят краюху хлеба (или блины), табачный лист, оставляют первый весенний улов. леший Договаривались с лешими и пастухи, пасшие скотину в лесу, хотя условия, на которых договор заключался, могли быть странными. Так, леший обязывался (за пару крашеных яиц или же одну корову) сам пасти скотину, а пастух — не стричься, не собирать грибов, не здороваться ни с кем за руку, не спать с женой, не перелезать через изгородь (нужное подчеркнуть). За нарушение договора леший мог сурово покарать, а то и искалечить охотника или пастуха, но мог и простить, если его успевали задобрить подарками.
леший
Лешие бродят по лесу ночью, а днем спят. 23 апреля по ст. стилю день весеннего Юрия (или Георгия, который также носит имя волчьего пастыря) считался в западных областях России праздником лешего, во время которого лесному хозяину приносились жертвы, чтобы все лето он оберегал скотину от волков. Иногда, когда летом вдруг разыгрывается сильная буря, считается, что это лешие играют свадьбы. На зиму лешие уходят в иной мир. леший Перед своим уходом они неистовствуют, ломают деревья, загоняя предварительно зверей по норам. В день их ухода почти всегда дует страшный ветер. В ином мире лешие спят в темных подземельях, успокаиваясь до весеннего пробуждения.

Оберегами от лешего служат соль и огонь, а также круг, очерченный осиновой палкой или ножом, а также кусочек липовой ветки, очищенной от коры. (Липа почиталась священным и счастливым деревом, живущим рядом с человеком и связанной с ним. Древесина липы использовалась для высекания «живого» огня, с помощью которого обновляли каждый год огонь в домашних очагах.). Также считалось, что леший боится обгорелых головешек и железа. леший Если при встрече с лешими молитва не помогает, лучше всего грязно-матерно браниться. Впрочем, не любят лешие домовых (и предметы или животных, с ним связанные), которые живут рядом с людьми, помогая им по хозяйству.
Logged
Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums