mw2010.ru
November 21, 2017, 04:47:49 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Фетиш или тотем  (Read 2837 times)
desert17
Guest
« on: November 22, 2012, 01:46:04 PM »

 
Фетиш и тотем

Фетиш

Фетиш, фетишизм - термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiticо" (латинское factitius -волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых,чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега), в XV в., они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В формеfetiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые в велего в 1760 г. известный де Бросс. в книге: "Du culte des dieax fetichesоu Parallele de l'ancienne Religion de l'Egypte avec la religion deNigritie"; но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море, кусок дерева,львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Кант еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объекты первобытного культа (Басиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор,считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением одухах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними, или действующих через их посредство", и отделяя от него культ животных,растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде термин начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенно упразднить его, как пугающий своей неопределенностью. Тем не менее термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную стадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы), в их естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в томили ином смысле объект культа. Культ фетишей существует не у одних негров, но у последних он достиг наиболее разнообразного развития. Нет такого предмета, хотя бы самого ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не мог бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект не мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и не раздражать. "Фетиши встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери; они висят, в виде амулетов, на шее у каждого человека; они предохраняют от болезни или, наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним; приносят дождь, наполняют море рыбами, ловят и наказывают вора, придают храбрость, приводят в смятение не приятелей" ит. д. (Вайц). Рёмер встречал даже целые дома фетишей. В одном из них было собрано до 20000 самых различных объектов, как напр. горшок с красной глиной, в которую воткнуто было петушье перо; деревянные колья,обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы и т. д. Средиэтих вещей, развешанных по стенам и валявшихся на полу, находился крошечный стул, рядом - такой же матрац, на котором Ф. мог отдыхать или вкусить из бутылки с ромом, стоявшей возле. В этот священный музей,собранный усилиями многих поколений, старый хозяин-негр приходил посидеть и выпрашивать у своих покровителей разных милостей. Не все объекты этого музея имели одинаковое происхождение, не все пользовались одинаковым поклонением: некоторые имели значение настоящих божеств,другие - талисманов, но все они имели то общее, что представляли собою простые материальные объекты, одаренные, по представлению негра,чудодейственной силой и к нему благосклонные. Подобное поклонение материальным объектам встречается не у одних негров: его можно считать универсальным у народов самых различных ступеней развития. В виде переживаний мы находим его и в нашей собственной среде. Когти, рога,хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа у самых различных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням и другим подобным объектам неодушевленной природы. В центральной Австралии самые священные объекты культа - палки и камни, которым приносят жертвы крови. Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения, величая дедами. Бразильские племена втыкают палки в землю и приносят им жертвы. На Новых Гебридах поклонялись голышам, промытым водой. Даже у более цивилизованных народов. как древние перуанцы, индусы, греки, семиты, мы находим подобные же факты: вспомним священные камни Мекки, камни и другие Ф. веддического культа, камни древних, которым делали возлияния маслом,дорожные камни индусов, древние религиозные памятники греков, о которых Грот говорит, что они часто состояли из простого столба, доски,неотесанного камня или бревна - а между тем все окрестные жители поклонялись им и приносили дары.

« Last Edit: November 11, 2017, 03:35:26 PM by Desert17 » Logged
desert17
Guest
« Reply #1 on: January 30, 2014, 11:25:28 AM »

Паллада-Афина, которой афиняневоздвигали впоследствии такие художественные статуи, первоначальноизображалась в виде простого необтесанного столба. В Европе поклонениекамням сохранилось до сравнительно недавнего времени. Еще в 1851 г.жители о-ва Инниски (Ирландия) бережно заворачивали камни в кусокфланели и выставляли их на поклонение в известные дни. В Норвегии доконца ХVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждыйчетверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетноеместо, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в домсчастье и довольство. Другие объекты фетишизма поражают своейстранностью. У североамериканских индейцев, напр., каждый человек с юныхлет получает во сне указание свыше, какой объект должен ему служить навсю жизнь лекарством. Это могут быть самые разнообразные предметы -целое животное или часть его, кожа, когти, перо, раковина, растение,камень, ножик, трубка и т. и. Данный предмет становится для данного лицабожеством-покровителем, которому приносятся жертвы и т. д. У болеекультурных народов распространено поклонение орудиям ремесла. Так, мечпользуется поклонением у раджпутов; в Бенгале плотники поклоняютсятопору, пиле, бураву, брадобреи - бритве, зеркалу, ножницам, писцы -своей чернильнице и перьям и т. д.; в земледельческом населениисуществует поклонение ситу. Поклонение плугу было известно древнимгерманцам. Генезис фетишизма очень сложен, но в общем он кроется ванимистическом воззрении на природу, по которому даже объектынеодушевленного мира одарены жизнью, разумом, волей и душой. Поэтомуодносторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетишявляется вместилищем вселившегося в него извне духа-божества. Первичнымтипом фетиша должно считать тот, в котором усматривали самостоятельную,в нем самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него извне силу.Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит нечтоживое. Поразительным примером такого отношения может служить речьорочского шамана, обращенная к первому попавшемуся булыжнику, поднятомуим для гадания: "О ты, что живешь от начала времен, ты все знаешь,скажи, чем болен такой-то?" (Штернберг). Долговечность камня -совершенно достаточное основание для заключения о его всеведении. Длятого, чтобы из материального объекта сотворить Ф., первобытный человекдолжен, однако, иметь основание думать, что данный объект отличаетсячем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объектимеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудьнеобыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождаетсякакимнибудь экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот,несчастьем (пример - обоготворение случайно попавшего к кафрам якоря,вызванное тем, что король, отломав от него кусок, случайно вскоре послетого умер), если, наконец, он выказал внимание к своему поклоннику(известен рассказ о негре, который, при выходе из дома, споткнувшись окамень, воскликнул: "А! это ты!" и сделал его своимфетишем-покровителем), то во всех таких случаях первобытный человекрешает, что данный объект - не ординарное существо, а могучее и, если заним поухаживать, способное быть полезным. Высшей формой фетишизмаявляется та, когда сила объекта заключается не в нем самом, а вовселяющемся в нем духе-божестве, или же в силе, приобретенной через егопосредство. Такова природа фетишизма у негров западной Африки, культкоторых недавно вновь критически обследован английским исследователемЭллисом. Основой этого культа, стоящего не ниже других политеистическихкультов, служат божества общие (бог дождя, неба и т. д.), местные (боггор, рек, урочищ и т. д.) и злые (sassabonsum и др.). Божества двухпоследних категорий способны вселяться не только в жрецов, но и вотдельные объекты (кусок дерева, камня, горшок с землей и т. д.), еслиони добыты в местах обыкновенного пребывания этих божеств. От вселенияместных божеств получаются фетиши-покровители отдельных общественныхединиц, общин, корпораций, от вселения sassabonsum - Ф. отдельных лиц,главное назначение которых причинять зло врагам их обладателей. По своейприроде эти Ф. ничем не отличаются от идолов, и только по чисто внешнимпризнакам (отсутствие определенных изображений) их классифицируют особо,как Ф. Вселяться могут не только души божеств, но и души умерших людей иживотных, объектом своего вселения чаще всего выбирающие своисобственные останки. Отсюда поклонение мумиям у египтян, обычайпервобытных народов возить с собою кости и черепа своих предков,приносить им жертвоприношения и вообще оказывать почитание; отсюдаобычай хранить череп врага, дабы обладать его душой, обычай поклонениятаблице предков у китайцев, верящих, что в них вселяется одна из трехдуш предка; отсюда, наконец, поклонение когтям, хвосту, рогам, черепам,коже, перьям священного животного - поклонение, играющее такую роль вфетишизме и в так называемой магии. Далее, вследствие поверья, что душипредков вселяются в деревья, камни, песчинки, зерна, листья и т. п.,образуется культ подобных предметов, опять-таки связанный с высшимипредставлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в днижертвоприношений сажают за стол палки, срезанные от деревьев или кустов,посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своимпредкам в образе палок и камней и т. д. Есть, далее, фетиши, которые необладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишьвследствие близости их или отношения к тому или другому божеству илисвященному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая изхрама, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т. п.мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага илибожеством-хранителем. Наконец, есть фетиши, происхождение которыхсвязано с той своеобразной логикой первобытного человека, котораясоздала симпатическую магию. Достаточно указать на такие примеры, какталисманы халдеян с именами богов, обычай египтян класть в могилукартины, изображающие покойника за любимыми его развлечениями, лечениенастоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями и т. п. Этот родфетишизма в своей основе опять-таки имеет анимистическую подкладку. Кфетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол отличается отфетиша только тем, что он представляет собою материальный объект,которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеетсяна лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста,обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо можетстать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем илидругим соображениям решившегося поселиться в нем. Психологияидолопоклонства - та же, что у фетишизма: вера, что в идоле естьмогущественная душа или что в него вселился дух божества, который, внаграду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказываетпомощь человеку. Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считалисамой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишьрезультатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте,поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступениумственного развития. На самом деле фетишизм появляется лишь в периодполного развития анимистического мировоззрения, гораздо позжевозникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как напр.поклонение инструментам, орудиям и т. д., являются непосредственнымрезультатом крайнего развития политеизма, с его особыми божествами длякаждого занятия, для каждого отдельного рода предметов. Ср. Waitz,"Anthropologie" (т. II); Э. Тайлор, "Primitive culture" (т. II, гл.XIV);Спенсер, "Основание социологии" (т. 1); Fr. Schultze, "Der Fetichismus"(Лпц., 1871); Бастиан, "Der Fetish an der Kuste Guineas" (Б., 1884);Baudin, "Fetichisme et feticheurs" (Лион, 1884); Ellis, "TheTschispeaking Peoples", "The Ewe-Speaking Peoples" и "TheJoruba-Speaking Peoples"; F. B. Jevons, "An introduction to the historyof Religion" (Л., 1896). Л. Ш - г.

Одним из первых проявлений религиозного фетишизма верования и тотемизм. Первый культ неодушевленных предметов («фетишей») и природных явлений, которые приписываются сверхъестественные свойства. Тем не менее, с появлением «высших» форм религии, элементы фетишизма остаются в культе определенных знаков и символов ( Например крест христиан священный камень в Мекке), талисманы и т.д.
Тотемизм устанавливает связь между группой людей (род, племя) и тотемом - особое животное, растение или объект. Тотем является покровителем людей, чтобы они уважение и забота о ее сохранении. Например, сегодня является живой культ "священных" коров в Индии.
С развитием культа неизбежно приводит к oduhotvoryavaieto фетишей, соответственно. . "гуманизации" тотем-их постепенно назначить более качеств человеческой психики Таким образом, возникает анимизм -.. миф о сверхъестественных сил, духов сохраняющиеся вокруг нас, что сулит судьба И если нам удастся каким-то образом способ, чтобы успокоить и склонны к себе, мы можем рассчитывать на успех и счастье.
Мистические верования поддерживают людей в трудные времена. Духи воспринимается как само собой существующие и были отнесены к фантастическим, сверхъестественным существам, которые имеют право управлять объектами и явлениями материального и нематериального мира. Они имели неограниченное поле деятельности и возможности, чтобы привить каждого тела живой или неодушевленный предмет. Таким образом, мужчина доминирует над другим сверхъестественным "svrahchuvstven" мир, который не может видеть, слышать или чувствовать, но это определяет значимость объектов и событий. Эти сверхъестественное (духов) может окрашивать и человека взять на себя мысли и чувства, чтобы командовать своими действиями.
Но когда человек осознает существование своей собственной духовной жизни, он начинает отделяться от материального мира, чувствуя, как нечто совершенно отличное от него. Так родилось представление о душе как отдельной категории, как нечто отличное от тела.
Logged
Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums