mw2010.ru
May 27, 2019, 04:05:13 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1] 2 3   Go Down
  Print  
Author Topic: Суеверия приметы  (Read 6384 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: January 18, 2017, 03:36:30 PM »

Суеверия приметы

История суеверий и волшебства. От древности до наших дней

В книге в популярной форме рассказывается об этапах зарождения и раз-
вития различных видов религиозных и суеверных воззрений, магии, астрологии,
хиромантии, алхимии, спиритизма, оккультизма от древних времен и до начала
XX века. Сделаны попытки проанализировать проявление таких магических со-
стояний человека, как телепатия, ясновидение, галлюцинации. Большое внимание
уделено изучению причин сновидений и их толкованию, магическому действию
наркоза, гипноза и аутогипноза.


Прилив суеверия в настоящее время сильно идет на подъем. В последние
годы не только появилось много сочинений о волшебстве, частью в форме исто-
рического изложения, частью в форме перепечатки старинных сочинений о магии,
но и в пользующихся уважением философских и психологических журналах на-
ряду со строго научными статьями печатались также истории о привидениях и
бабьи сказки. Некоторые известные представители науки устраивали опыты с про-
фессиональными спиритическими медиумами и после нескольких сеансов, не умея
отличать немногие, конечно, необыкновенные, но вполне естественные действия
этих медиумов от многочисленных их фокусов, стали принимать за чистую мо-
нету все спиритические <проявления> и вследствие такого легко полученного
убеждения более или менее открыто стали заявлять себя сторонниками спири-
тизма. Таким образом, магия, подобно эпидемии, захватывает большие культур-
ные центры.

Поэтому популярное изложение истинной сущности всех этих мистических
фактов представляет действительную потребность. Разумеется, оно едва ли убедит
тех, кто верит в возможность волшебства; но оно будет полезно для тех, кто хотя
и отказывается верить этим таинственным историям, но в то же время, постоян-
но слыша о них, не знает определенно, чему в них можно верить и как к ни>
следует относиться, а в таком положении до сих пор находится большинство
образованного класса. Ввиду этого я и делаю опыт такого изложения.

При обработке моего труда из него вышло нечто иное, чем я вначале пред-
полагал. С первого раза я поставил себе задачу только исследование всех физи-
ческих и психических явлений, которые были источником происхождения различ-
ных форм суеверия, в особенности новейшего суеверия - спиритизма.

Однако я скоро увидел, что такое ограничение практически неприменимо.
Хотя спиритизм возник только в наше время в Америке, но он не составляет
изолированного явления. Как бы ни желали скрыть этого спириты, но является,
несомненно, доказанным, что все их учение имеет своим источником европейские
средневековые суеверия и отчасти лишь изменило свою форму применительно к
новейшим естественнонаучным воззрениям. Поэтому невозможно дать объясне-
ние спиритизма, не указав на его связь со старинными магическими теориями.
К этому присоединяется еще и то, что сами спириты в последнее время извлекли
из пыли библиотек значительное количество старинных магических сочинений, со-
общениями которых они пользуются как доказательствами справедливости их
учения. Поэтому для всестороннего рассмотрения спиритизма требуется знаком-
ство и со старинной магией.

На этом основании мне пришлось войти в область чисто исторического изуче-
ния, которое постепенно затрагивало такую подавляющую массу материала, что
мне уже было невозможно рассмотреть в психологическом исследовании даже
самую необходимую его часть. Вследствие этого я решился отделить истори-

ческую часть от психологической и предоставить читателю идти к пониманию
изучаемых явлений тем же путем, каким шел и я сам. Таким образом, работа
моя получила настоящий вид: сначала идет историческая часть, распадающаяся
на три отдела, а за ней следует вторая часть, которую я и теперь считаю
важнейшей, состоящая в психофизическом исследовании тех явлений, с которыми
мы уже познакомились в их историческом изложении.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: January 18, 2017, 03:37:05 PM »

Я счел нужным заранее сказать о происхождении и расположении моей ра-
боты для того, чтобы исторической ее части не было придано неверной оценки.
Последняя вовсе не имеет претензий исчерпать весь относящийся сюда мате-
риал, иначе эта книга выросла бы в обширное, многотомное сочинение. В особен-
ности я не останавливался на собственно историческом процессе развития и на
взаимном влиянии друг на друга различных народов, которое часто обрисо-
вывается лишь в немногих строках. Я постоянно имел в виду ту главную цель,
чтобы дать самые разнообразные и подробные сведения о суеверных воззрениях и
магических действиях и, таким образом, получить сколь возможно более широкое
основание для психологического объяснения фактов. В некоторых местах я, мо-
жет быть, зашел слишком далеко в своем желании резко разграничить суще-
ствующие различия, напр. в разделении восточной магии от первобытной европей-
ской, где я выставил их противоположность резче, чем делали другие, изучавшие
эту область. Кроме того, я не считал нужным упоминать о явлениях, имевшх
место у отдельных народов в определенное время, если об этих явлениях мною
уже было ранее сказано по другому поводу. Но так как вообще историческая
часть моего труда является скорее лишь дополнительной, представляя собой
лишь рамку для группирования фактов, то я надеюсь, что подобный способ
обработки материалов найдет себе снисходительную оценку со стороны истори-
ческой критики.

Если мне удалось сколько-нибудь полно и удовлетворительно выполнить мою
задачу, то этим я обязан прежде всего чрезвычайной благосклонности и предупре-
дительности, которыми я пользовался со всех сторон. Было бы слишком долго
приводить здесь имена всех лиц, оказавших мне содействие своими советами и
указаниями в их специальной области; число их так велико, что при перечислении
их я невольно мог бы кого-нибудь пропустить. Поэтому я ограничусь выражением
моей искренней и сердечной благодарности всем тем, кто своим вниманием
к моему труду дал мне силу довести его до конца.

Представляя этот труд на благосклонное суждение читателей, я надеюсь, что
он будет способствовать распространению знания и понимания тех явлений,
которые составляют предмет настоящего исследования.

Альфр. Леманн
Копенгаген
Апрель 1893
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: January 18, 2017, 03:37:39 PM »

ПРЕДИСЛОВИЕ
НЕМЕЦКОГО ПЕРЕВОДЧИКА

В последние годы в Германии появились различные, очень обстоятельные, а
частью и объемистые сочинения о суеверии, волшебстве и др. соприкасающихся
с ними вопросах, так что, на первый взгляд, казалось бы излишним переводить
эту книгу для немецких читателей. Однако я не без достаточного основания
взял на себя труд этого перевода и не считаю его совершенно потерянным, так
как вышесказанные немецкие сочинения об этих предметах рассматривают их
исключительно или с исторической точки зрения, или же с точки зрения оккуль-
тизма и спиритизма, между тем как датский автор следует другим путем. Он
имеет в виду не только изобразить эти явления или же объяснить их деятель-
ностью трансцендентального мира или неизвестных нам сил, но он ищет ключ к
этим явлениям в самом человеке и приходит к заключению, что в той форме, в ка-
кой они представляются суеверию, они основываются на недостаточном знании
или неверном наблюдении явлений и в этом находят свое вполне удовлетвори-
тельное объяснение. Для этого он дает подробное изложение человеческой спо-
собности наблюдения и ее недостатков, состояния сна и сновидений, той стороны
душевной жизни, которую называют бессознательной, способности человека под-
вергаться внушению как при нормальных, так и при болезненных условиях и
других, относящихся сюда, предметов. Затем он старается прежде всего доказать
неосновательность утверждений суеверия и тем отнять у него объективную
почву, чтобы потом, на месте этого разрушенного фантастического здания, по-
строить трезвое воззрение, основанное на психологии и естественных науках и
вместо всяких призраков, имеющее в виду только ясность и истину. Сколько мне
известно, ни в каком немецком сочинении нет общего, связного изложения
вышесказанных факторов, несомненно имеющих важное значение для объясне-
ния человеческого суеверия. Можно в некоторых отдельных частностях не со-
глашаться с автором - и я тоже по многим пунктам не согласен с ним, о чем и
считаю нужным здесь определенно заявить,- но, во всяком случае, основную
его точку зрения следует признать правильной, и можно сказать, что избран-
ный им путь, в общем, действительно ведет к пониманию задачи, и, вероятно,
идя по нему, мы с течением времени все более будем приближаться к ее
разрешению.

Не могу не высказать здесь моей благодарности г-ну автору за его любезную
поддержку и помощь, оказанные мне при этом переводе. Он мне не только пре-
доставил большую свободу относительно формальных изменений в датском тек-
сте и сокращения некоторых отрывков, но доставил мне также содержание мно-
гих цитат на их оригинальном языке и, наконец, оказал мне очень существен-
ную услугу просмотром издания во время его печатания. Потому я, во всяком
случае, уверен, что и немецкое издание вполне отвечает его направлению и образу
мыслей.

Независимо от дополнений, сделанных самим автором, я позволил себе
присоединить объяснительные примечания относительно предметов, незнакомых
немецким читателям. Затем я старался, насколько возможно, сгладить следы
перевода, не держась буквально оригинального текста. Желаю, чтобы эта книга,
получившая очень благосклонный прием в отечестве автора, нашла бы себе и в
Германии многих благосклонных читателей.

Переводчик
Дюссельдорф
Май 1898
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: January 18, 2017, 03:38:11 PM »

ВВЕДЕНИЕ

Отношение суеверия и магии
к религии и науке

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предмет предстоящей нам работы всего короче и точнее определяется слова-
ми: <История общечеловеческих заблуждений>. Суеверие и чародейство - это
первые шаги человеческой мысли в религиозной и научной области. Может
показаться лишним делать эти явления предметом особого исследования: история
религиозной и научной эволюции одинаково хорошо может дать представление
как о заблуждениях отдельных эпох, так и о том, что сохранило ценность до
настоящего времени. В самом деле, человек достигал познания истины не иначе,
как впадая в заблуждения и постоянно освобождаясь от них. Следовательно, во
всяком сколько-нибудь ясном изложении эволюции религий и наук нельзя обо-
йтись без обсуждения суеверий различных времен, так как суеверия - это
те ошибочные пути, на которые человеческая мысль невольно попадает и через
которые пробирается, добиваясь ясного и глубокого понимания.

Тем не менее есть существенное различие между обработкой, которой суе-
верие и магия подвергаются в истории религии и науки, и тем изображением
этих явлений, которое я хочу предложить. Для более детального указания на
это различие возьмем какой-нибудь известный пример. Общеизвестен тот факт,
что происхождение современной научной химии нужно искать в алхимии, в
стремлении приготовить золото; поэтому автор исторического сочинения по хи-
мии, если только не хочет насиловать фактов, должен начать с описания
самых первых опытов по приготовлению золота: именно благодаря этим опытам
были накоплены первые химические сведения и образовался первоначальный
взгляд на природу вещей и на их взаимное отношение. В детском периоде
химии современного химика, естественно, более всего интересуют те верные по-
ложения, которые в течение времени были найдены, хотя при нахождении их
исходили из ложных предположений и стремились к иллюзорной цели. Всякий
химик, желающий знать историю развития своей науки, должен главное внимание
обратить на рассмотрение того, что сохранило свою ценность. Наоборот, он
может не особенно интересоваться культурно-историческим значением алхи-
мии, т. е. тем, что стремление превратить все неблагородные металлы в золото
и серебро в течение нескольких столетий наполняло жизнь если не целых на-
родов, то, во всяком случае, некоторых общественных классов. Эта-то куль-
турно-историческая сторона дела и будет служить предметом нашего обсуж-
дения.

Что таким образом выяснено по отношению к химии, одинаково имеет зна-
чение для астрономии, а частью также и для физики. Во всех этих науках, по
крайней мере отчасти, первоначально ставились цели, признаваемые теперь за
совершенно ненаучные, а все-таки постоянно шло накопление верных сведений.
Именно эти-то сведения и интересны для пишущего историю своей науки; на-
оборот, мы главное внимание обратим на предположения и наблюдения, оказав-
шиеся ложными: они гораздо более, чем верно установленные факты, кладут
печать оригинальности на отдельные эпохи и народы, а потому вполне заслу-
живают особого исследования. Первой нашей задачей будет точное определение того, что вообще понима-
ется под суеверием и волшебством. Я сказал выше, что это как бы блуждание
мысли в религиозной и научной области, но такое определение настолько неясно,
что оно недалеко от ложного - оно нуждается в дальнейшем освещении. Ввиду
этого мы займемся сначала исключительно суеверием.

Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: January 18, 2017, 03:40:05 PM »

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЕВЕРИЯ

Что суеверие есть заблуждение, что оно заключается в предположениях, ко-
торые ни в религии, ни в науке не пользуются признанием, в этом, вероятно,
все будут согласны; но вместе с тем дело обстоит так, что чрезвычайно трудно
квалифицировать какой-либо взгляд как суеверный.

Мы имеем дело не с одной религией, а со многими, и то, что одному может
представиться величайшей глупостью и суеверием, для другого является религи-
озным догматом, в справедливости которого он никогда не сомневался. При
такой разнице взглядов у различных современников понятно, что еще больший
контраст обнаруживается между мнениями, господствовавшими в разное время.
Наука так же, как и отдельные религии, в своем развитии испытывает постоян-
ные изменения. То, что в одно время для самого опытного исследователя ка-
жется вполне законным предположением, в другое время рассматривается как
совершенно несогласное с мировым порядком; мнение, трактуемое в какой-
нибудь определенной церкви как неопровержимый догмат, 100 или 1000 лет спустя
объявляется опасной ересью и преследуется самым настойчивым образом. Гра-
ницы суеверия в высшей степени неуловимы, и назвать ли какой-либо взгляд
суеверием или нет, всегда зависит от точки зрения, с которой его рассматри-
вают. Несколькими примерами легко можно доказать справедливость этого ут-
верждения.

Большинство образованных людей в протестантских странах считают веру в
демонов, привидения, домовых и пр. суеверием уже потому, что и само еван-
гельское учение вовсе не считает веры в существование их необходимым
догматом.

Правоверный католик иначе относится к этому вопросу: известно, что даже
еще в наше время в южных странах производятся заклинания бесов, притом
вовсе не одними только невежественными монахами, но и высокопоставленными
духовными лицами. Католическая церковь учит, что даже в наши дни бесы мо-
гут вселяться в людей, хотя так называемое <беснование> всеми признается
за болезнь, природу которой легко определит всякий врач, ведению которого
она и подлежит. Что, таким образом, одному кажется неопровержимым догма-
том, другой называет суеверием. В чисто научной области наблюдается то же
самое: и здесь решение вопроса, считать ли какое-либо мнение суеверием или
нет, зависит от точки зрения. Нельзя совершенно оспорить даже и возможность
приготовления золота; многое говорит за то, что все наши так называемые эле-
менты, напр. металлы,- все это только видоизменения единой материи. Следова-
тельно, вполне возможно, что один металл может превратиться в другой - только
не при помощи тех средств, которыми мы располагаем в данный момент.

Итак, если теперь какой-нибудь влиятельный естествоиспытатель заявит, как
это и случилось несколько лет тому назад, что ему удалось найти средство одни
металлы превращать в другие, то к этому известию отнесутся несколько скепти-
чески, но суеверным такой взгляд не назовут, потому что вполне возможно,
что когда-нибудь будет найдена сила, производящая такие изменения: да и зна-
менитый исследователь без основания не выпустит такого известия в свет. Но вот
другой станет рассказывать, что приготовил золото с помощью <философского
камня> - это было вещество, по мнению алхимиков, не только превращавшее

Ю

один металл в другой, но и увеличивавшее их количество, могущее исцелять
все болезни и продлить жизнь,- такого человека без колебания назовут суевер-
ным, так как допущение существования подобного вещества находится в пол-
ном противоречии с нашим значением природы и ее законов.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: January 18, 2017, 03:40:37 PM »

Итак, даже в чистой науке признание данного взгляда за суеверие или нет
находится в зависимости от субъективной точки зрения.

Решительно то же самое можно сказать и о суевериях разных веков: назы-
вается ли какое-нибудь мнение суеверием или нет, об этом можно судить по
развитию мысли в данное время. Мы называем суеверным того человека, кото-
рый в наше время верит в существование <философского камня> с его удиви-
тельными свойствами; для средневекового ученого магика такое мнение не было
суеверием. Они ведь не знали, что в природе каждое изменение является ре-
зультатом множества разнообразных, взаимосталкивающихся причин и что по-
этому нельзя с помощью одного вещества вызывать такие разнообразные дей-
ствия, как превращение металлов в золото и исцеление болезней. Еще менее по-
дозревали они о положении, являющемся основным для всей современной химии,
именно, что количество материи в мире неизменно, что материя не уничтожа-
ется и не может быть создана. Наоборот, они полагали, что часто наблюдали
уничтожение материи, например при горении; по их понятиям вполне было в по-
рядке вещей, что кусочек <философского камня> величиною с горошину мог бы
превращать фунт меди или свинца в чистое золото. Мы не назовем такое мнение
суеверием, потому что оно было в полном согласии с тогдашним взглядом на
природу. Только многочисленные неудавшиеся попытки приготовить <философ-
ский камень> убедили этих исследователей, что их желание идет вразрез с ми-
ровым порядком. Тогда то учение о <философском камне> из научного пре-
вратилось в суеверное.

Все сказанное относится и к астрологии. Мнение, что движение звезд явля-
ется причиной всех изменений на земле, так же древне, как история человеческого
рода; во всяком случае у халдеев его можно проследить за 2000 лет до начала
нашего летоисчисления, а так как, кроме того, движение звезд считали периоди-
ческим, то делали отсюда совершенно понятный вывод, что ничто не ново под
луной, что все в мире повторяется. Стоит только заметить, что происходит на
земле в то время, как созвездие занимает какое-либо определенное положе-
ние, и можно будет предсказать, что случится, когда то же самое созвездие по-
кажется опять. Исходя из таких предположений халдеи создали из астрологии
целую науку, которую переняли от них и еще более развили средневековые
ученые магики; только открытие Кеплером законов движения планет" нанесло
смертельный удар астрологической мудрости. В этом случае мы имеем новый
пример, как то, что в течение тысячелетий признавалось за науку, позднее про-
грессом знания низведено было до степени суеверия.

Совершенно таково же отношение суеверия к религии. В очень многих слу-
чаях суеверие является только пережитком более ранней религии; раньше слу-
жившее для всех предметом веры и признававшееся официально после, когда
соответствующая религия уничтожается, продолжает существовать как народное
суеверие; высокочтимый бог превращается в презренного черта. История слова
демон расскажет нам об этом переходе. Греческое слово <daimon> значило сна-
чала просто божество, потом стало употребляться для именования божеств, на
которых смотрели скорее как на низших сравнительно с главным богом или как
на богов вообще низшего разряда. Затем, когда совсем уже обессилевшее язы-
чество было официально уничтожено, демоны стали рассматриваться как злые
существа, а во время мрака средних веков как разные черти и нечисть, т. е. демоны
в нашем смысле этого слова; совершенно аналогичное явление мы видим в том, что
античная наука в средние века превратилась в магию.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: January 18, 2017, 03:41:09 PM »

То же самое произошло в старину и в Персии при переходе от старого язы-
чества доисторических иранцев к религии Зороастра. Прежние боги, носившие имя

11

<deva>, какое и теперь еще имеют боги индусов, стали дьяволами, подданными
губительного Аримана; их культ был строго воспрещен и перешел в заклинание не-
чистой силы. Вместе с тем персидское слово <daeva> ( = deva) совершенно так же,
как позднее греческое daimon, стало употребляться для именования дьявола.
Когда современный перс говорит о злом <Део>, со страхом относясь к нему,
то едва ли он догадывается, что источник его суеверия когда-то был почитаем
за бога.

В эволюции религии можно указать много подобных явлений; из них мы впо-
следствии приведем несколько примеров, а пока ограничимся одним.

Отцы церкви первого столетия по Рождеству Христову верили в существо-
вание демонов; эта вера была церковным догматом; с другой стороны, они утвер-
ждали, что демонов не надо бояться, так как они не могут повредить истинному
христианину. Прошло 1000 лет. Произошло значительное изменение по отноше-
нию к демонам. Явилось верование, что всякий, вступающий в письменный
договор с дьяволом, получает возможность с помощью младших бесов обде-
лать множество делишек себе на пользу и во вред своему ближнему.

Сам Лютер не опроверг этого суеверия, и это учение,- правда, с существенны-
ми изменениями - перешло в протестантскую церковь. Реформация не произвела
ни малейшего изменения в процессах о ведьмах, еще 150 лет спустя свиреп-
ствовавших в Европе, до тех пор, пока победоносно шествовавшее естество-
знание, хотя и слишком поздно, не образумило людей. Вместе с тем исчезло и
учение о письменных договорах с дьяволом. Но остается все-таки тот факт, что
это учение, представляющееся нелепейшим, какое только могла измыслить чело-
веческая фантазия, когда-то входило в состав религии.

Этих примеров достаточно для объяснения того, что мы хотим сказать. Ни
одного мнения нельзя называть суеверием потому только, что оно находится в
противоречии с нашим теперешним религиозным и научным мировоззрениями.
Оно - суеверие только для нас, но вряд ли существует хоть одно мнение, на-
зываемое нами суеверным, которое не составляло бы когда-нибудь части рели-
гиозной и научной системы. Желающий обозначить точные границы суеверию
должен всегда иметь в виду эту относительность, и мы твердо должны держаться
следующего положения.

Суеверие есть каждое мнение, не пользующееся признанием в какой-либо
религии или стоящее в противоречии с научным взглядом на природу в какое-
нибудь определенное время. Или другими словами: воззрение, которое у неци-
вилизованного дикаря показывает, быть может, довольно развитое религиозное
сознание и как таковое заслуживает внимания, в устах образованного человека
нашего времени, очень вероятно, покажется смешным суеверием.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #7 on: January 18, 2017, 03:41:37 PM »

Таким образом, как видит читатель, суеверие - явление, достойное внима-
ния. Стоит только немного изменить точку зрения, и мы будем иметь право
назвать суеверием не только религии дикарей, но и более возвышенные религиоз-
ные представления, по крайней мере отчасти. Именно, если мы, отрешившись на
время от наиболее просвещенных религиозных представлений и современного
научного взгляда на природу, начнем исследовать, каким образом человечество
достигло этих относительно совершенных понятий, то увидим, что у различных
народов в разное время господствовали совершенно другие мировоззрения. Так
как для нас это уже пройденные точки зрения, то мы вправе будем назвать их
заблуждениями, через которые суждено было пройти человечеству; таким обра-
зом, все, что не находится в согласии с нашим взглядом на вещи, есть
суеверие.

Это рассуждение является основанием для всего последующего изложения.
Я сказал выше, что мы рассмотрим в этом сочинении человеческие заблуждения,
а следовательно, нам будет нужно, признав нашу точку зрения за высшую от-
носительно бывших до сих пор, исследовать, как появлялись и снова исчезали
различные неверные взгляды, ошибки и суеверия.

э>
12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГИИ

До сих пор речь у нас шла исключительно о суеверии, а волшебство, магия оста-
вались без всякого рассмотрения; так поступали мы вполне обдуманно, потому
что одно неразрывно связано с другим. Суеверие - это теория, а магия - дея-
тельность, являющаяся результатом такой теории. Магия происходит от суеверия
точно так же, как из каких-либо религиозных представлений возникает известный
культ, определенное богослужение или как вслед за познанием сил природы
идет их применение. Если верят в существование демонов, т. е. низших духов,
помощь которых в том, чего иным способом нельзя достигнуть, можно купить
или вынудить, то вполне естественно, что в таком случае станут пробовать,
нельзя ли добиться этой помощи. Всякий поступок, являющийся результатом
такого мнения, есть магия. Если верят, что злые духи могут причинять вред, то,
конечно, ищут надежных способов помешать этому, и вот вам чародейство.
Или, положим, существует убеждение, что все, совершающееся в мире, определя-
ется движением звезд и их взаимным положением,- от такого мнения очень
недалеко до стремления определять судьбу какого-либо человека по созвездию,
бывшему в момент его рождения, а это - тоже магия.

Коротко и точно: каждый поступок, вытекающий из суеверия, есть магия или
чародейство. К этому мы еще прибавим: всякое действие признается за маги-
ческое, раз только его объяснение исходит из суеверных представлений.

Цель такого добавления, конечно, ясна. Представьте себе, что какой-нибудь
дикарь, вполне находящийся под властью предрассудков своего племени, при-
сутствует при некоторых физических опытах, которые производят на него сильное
впечатление, а это вполне возможно при состоянии современной науки; вне всяко-
го сомнения экспериментатор покажется ему большим и опасным чародеем: он
будет объяснять себе опыты согласно со своими представлениями и, без сомнения,
решит, что человек, который в состоянии производить подобные чудеса, имеет в
своем распоряжении могущественных духов. Другими словами, совершенно
естественные явления он сочтет за волшебство, за магию. Но нам и не нужно
придумывать примеров для иллюстрации того, что часто чьи-либо действия прини-
маются за колдовство, хотя в глазах действующего лица они совершенно есте-
ственны; история дает достаточно таких примеров. Всюду, где только малоци-
вилизованный народ сталкивается с другим, владеющим более развитой наукой,
результаты последней признаются за магию. Так бьшо, например, в средние
века, когда европейцы столкнулись с маврами, достигшими большого развития
в естествознании. Средневековые ученые по большей части вышли из арабских
университетов, и знание, которое они оттуда вынесли, для невежественной
толпы было магией. Даже сами ученые называли свою науку <натуральной
магией>, на самом же деле в некоторых частях это было не что иное, как то,
что теперь мы называем естествознанием, потому что оно основывалось на
познании законов природы. Вот что пишет Каспар Шотт в своем большом со-
чинении: <Magia universalis naturae et artis 1657>: <Под натуральной магией я
понимаю надежное и глубокое познание тайн природы, так что, когда становятся
известными природа, свойства, скрытые силы, симпатии и антипатии отдельных
предметов, то можно вызывать такие действия, которые людям, незнакомым
с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными>. Здесь таким образом
было решительно высказано, что являющееся для посвященных вполне естествен-
ным в глазах невежественной толпы есть магия.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #8 on: January 18, 2017, 03:42:16 PM »

Самый простой и естественный поступок при желании можно объяснить как
чародейство: когда старуха во время пути переходит поле, то это, конечно,
самый заурядный случай, но два или три столетия тому назад это было опасно
для жизни. Если бы случилось, что именно из стада, которое паслось в поле, одно
животное спустя некоторое время заболело, то было бы решено, что, конечно,
виновницей этой болезни является старуха. Она заколдовала скот, значит она

13

была ведьмой. Несомненно, что многие из женщин, сожженных во время процес-
сов о ведьмах, не имели на своей совести более значительных грехов, чем наша
старуха. Совершенно одинаковый поступок мужчины мог быть истолкован как
колдовство и приводил его на костер. Это - крайняя степень суеверия.

Итак, мы твердо убеждены, что всякий поступок, являющийся результатом
суеверия или объясняемый суеверными представлениями, есть магия.

Сводя магию к суеверию, мы избегаем двух трудностей, с которыми прихо-
дилось бороться предшествовавшим исследователям. Во-первых, мы получаем
более точное и изящное, чем это было возможно раньше, определение сущности
магии. Большинство прежних исследователей под магией понимали действия, для
которых нужна была помощь демонов; но это не совсем правильно. Ни в алхи-
мии, ни в астрологии, ни в остальных науках о предсказании нет и речи о демонах,
а между тем предмет занятий этих наук нужно считать за волшебство. К этим
соображениям присоединяется еще то обстоятельство, что первоначально все
европейские народы занимались волшебством без всякой мысли о каком бы то
ни было содействии демонов; поэтому магия вовсе не обязательно предполагает
веру в демонов. Чтобы иметь право признать что-либо за чары, не требуется
участия в нем демонов; вполне достаточно, если оно происходит от суеверных
представлений, все равно каких. Все это заключается в нашем определении.

Еще большая трудность, которой мы избегаем, заключается в проведении гра-
ниц между волшебством и чудом. Само собою разумеется, что относительность,
которую мы установили для суеверия, обязательна и для магии, раз мы ее опре-
деляли посредством суеверия. А отсюда следует, что всякое действие или событие,
с одной точки зрения рассматриваемое как чудо, с другой - является волшеб-
ством. Когда какое-либо действие объясняется исходя из религиозных пред-
ставлений, т. е. когда оно признается результатом непосредственного действия
Божества, то оно будет чудом в глазах того, кто принимает такое объяснение.
И. наоборот, то же самое действие, если его станут объяснять исходя из суеверных
представлений, оказывается магией.

Убедительный пример для доказательства нашей мысли мы имеем в событиях, сопровождавших
выход евреев из Египта. Во второй книге Библии, 7, 10-12, мы читаем: <Тогда пришли Моисей и
Аарон к фараону, и сделали так, как повелел им Господь. Аарон бросил свой жезл пред фараоном
и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев, и эти
волны египетские сделали то же своими чарами: каждый бросил свой жезл и они сделались змеями>.
И так повторялось несколько раз. Когда Моисей превратил в реках воду в кровь и вызывал лягушек
из земли,- то же делали и мудрецы египетские. В то время, как евреям действия Моисея казались
чудом, потому что были произведены благодаря помощи Бога, египетские жрецы рассматривались
ими как кудесники и заклинатели, потому что хотя они сделали то же, что и Моисей, но при помощи
неистинного бога. Каждый легко себе представит, что египтяне смотрели на дело совершенно
противоположным образом: Моисей казался им могучим чародеем, совершавшим много удивительных
поступков, но и их жрецы могли творить при помощи богов подобные же чудеса. Не подлежит ни-
какому сомнению, что египтяне смотрели на вещи именно таким образом. Сохранились еще писа-
ния первого века по Рождеству Христову, из которых явствует, что язычники на чудеса Христа и
Его апостолов смотрели как на магию.

Таким образом, каждый раз мы возвращаемся к отправному пункту. Что
для одного чудо, произведенное при помощи Бога, в которого он верит, то для дру-
гого, именно потому, что он не верит в этого Бога, является колдовством. Мно-
гое из того, о чем мы в дальнейшем изложении будем рассуждать как о магии или
волшебстве, в свое время и в своем месте составляло религиозную церемонию,
которая имела целью вызвать действие Бога, или, иными словами, <чудо>; с нашей
же точки зрения это, конечно, волшебство.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #9 on: January 18, 2017, 03:42:59 PM »

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Теперь мы пришли к тому, что можем дать себе отчет, что именно следует
разуметь под словами <суеверие>, <волшебство>, или <чародейство>, и вместе с
тем определили границы области тех явлений, которые составят предмет даль-

14

нейшего рассмотрения. Нам остается еще в коротких словах установить план
нашего исследования.

Для нас, конечно, представляется наиболее интересным проследить развитие
суеверия в Европе. Не требуется, однако, больших сведений, чтобы видеть, что
это развитие вовсе не идет по прямой линии от одного пункта и что источники
его находятся вне Европы. Из всей массы суеверных представлений, в разное
время господствовавших в нашей части света, лишь очень небольшая часть
обязана своим происхождением различным европейским народам; другая же,
большая, часть заимствована от народов Востока. Это заимствование происходи-
ло в разное время и различными путями. Не считая того, что произведено пер-
воначально отдельными европейскими народами, можно указать, по крайней мере,
на три главных источника европейских суеверий. Первый поток идет от халдеев, со
времени похода Александра Великого в Персию. Второй имеет смешанное иудей-
ско-египетско-арабское происхождение и внесен был в Европу маврами. Нако-
нец, третий появился в половине нынешнего века из Америки, но в нем есть
большая примесь индусских (буддийских) элементов. Каждое из этих главных те-
чений имеет свой оригинальный характер и долгое время держится обособленно,
пока, наконец, не сливается с другими течениями. Поэтому мы должны не только
проследить ход каждого из них, но изложить также результаты, к которым
привело их смешение.

Когда мы таким образом отдадим себе отчет относительно фактической
стороны дела и изучим те формы, в которых в течение времени проявлялись
суеверие и волшебство, тогда мы перейдем к исследованию причин всех этих
явлений. Как и все на свете, суеверие тоже должно иметь какие-нибудь причины.
Если человек думает, что он видит привидение, то несомненно, что он что-ни-
будь видит. Это может быть освещенная луной занавеска, слегка колеблемая
движением воздуха через открытое окно; а может быть и то, что все явление
основано лишь на болезненном состоянии мозга наблюдателя; в обоих случаях,
несомненно, существует некоторое восприятие, только объяснение его неправиль-
но. Таким образом, за всяким суеверным представлением находится какое-ни-
будь наблюдение, которое только неверно объясняется. Суеверие заключается в
ошибочном понимании. Но если интересно указать на эти ошибки, на неверное
объяснение известных наблюдений, то не менее интересно найти те физические и
психические явления, которыми были обусловлены эти ошибки. Только произведя
такое исследование, мы можем признать нашу работу законченной; так как мы
лишь тогда можем называть известное воззрение суеверием, или заблуждением,
когда будет доказано, что оно возникло из неверного объяснения известных
фактов, которые впоследствии, через приобретение новых знаний, получили со-
вершенно другое освещение. В этом заключительном исследовании я вижу глав-
ный центр тяжести моей работы. Но так как разрешение этой части нашей задачи
в значительной степени облегчится, если мы проследим суеверие до самого его
возникновения, т. е. до тех его форм, которые оно имеет у первобытных людей, то
мы предпошлем нашему исследованию краткий очерк суеверия и волшебства у
диких народов.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #10 on: January 18, 2017, 03:43:31 PM »

Суеверие и волшебство у диких
народов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИКИХ
НАРОДОВ

Древнейшие, имеющиеся у нас исторические известия происходят от египтян
и от древнего халдейского народа аккадов; они доходят до 4000 лет ранее нашей
эры. Ранее этого мы уже не можем исторически проследить развитие человеческо-

15

го рода. Но египетские и аккадийские известия указывают на то, что уже в самь
древние, неизвестные нам времена эти народы образовали большие государств
управлявшиеся могущественными царями и обладавшие высокой культуро
Таким образом, из этих сведений мы можем только косвенным образом получит
и то лишь не точное представление об условиях жизни первоначального человеч<
ства. Прогрессивное развитие должно было продолжаться очень долго, преж^
чем человек достиг той степени, на которой стояли египтяне и аккады древнейши
времен. Если же мы желаем иметь достоверные выводы о действительно первс
бытном состоянии человечества, то мы должны обратиться к существующи
еще в настоящее время диким народам, каковы, напр., гренландцы, североам<
риканские индейцы, африканские негры и некоторые народы Сибири. Едва л]
конечно, может быть сомнение в том, что и у этих народов суеверные представ
ления и магическое искусство подверглись известному развитию, так что и на ни
нельзя смотреть как на представителей самого первобытного состояния в это
области; но далее этого наше исследование уже не может проникнуть.

Само собой разумеется, что религиозные представления диких народов н
все одинаковы: но, несмотря на различия, между ними так много общего, чт
мы имеем полное основание рассматривать их все вместе, так как мы имеем здесь
виду не останавливаться на отдельных частностях, а лишь выставить на вид глав
нейшие характерные черты. Ниже всех стоят, по-видимому, австралийские не
гры, так как они, сколько известно, не имеют представления о высшем существе
во всяком случае у них нет и следа какого-либо культа; о существовании ЗЛЬЕ
духов они имеют также лишь самые неопределенные представления. О душа:

умерших они думают, что после недолгого пребывания на земле они восходят н,
облака, где обыкновенно и остаются; впрочем, им ничто не препятствует воз
вратиться на землю, но в таком случае они меняют свой цвет и становятся белыми
Поэтому на европейцев они смотрят как на выходцев с того света. Однако эт<
воззрение не мешает австралийцам делать своими женами случайно захваченные
ими белых женщин. Из этого видно, что их представления о духах неясны i
сбивчивы. Подобно другим дикарям, они имеют колдунов, или волшебников, при
зываемых на помощь при всяких необыкновенных обстоятельствах, как, напр.
в случае болезни, и действующих таким же способом и такими же средствами
как это делается и у других народов. Могущество этих чародеев основывается
как полагают, на близком их общении с духами; но что это за духи - суть л>
это души умерших, еще не покинувшие землю, или, может быть, это злые духи
о которых тоже иногда говорится,- об этом нельзя получить никакого объ-
яснения. В.озможно, что и для самих посвященных в чародейство это неясно
Во всяком случае, наши сведения об этом так недостаточны, что мы можем оста-
вить австралийских негров в стороне.

Большая часть остальных нецивилизованных народов стоит уже на несколько
высшей ступени, чем австралийские негры. У африканских негров и американских
индейцев можно уже отличить от суеверия настоящие религиозные представле-
ния, состоящие в признании высшего существа. Таким образом, индейцы имеют
своего Маниту, а племена банту в южной Африке - своего Модимо, или Молимо.
Этот <великий дух>, или это <высшее существо>, не играет, однако, важной
роли; во всяком случае, ему не молятся. Он не есть и творец мира; скорее он
соответствует, по-видимому, фатуму, или судьбе. По крайней мере, это вытекает из
того, что говорил миссионерам один интеллигентный вождь негров.

Вы, значит, думаете,- сказал он, указывая на звезды,- что между ними и по ту сторону их
живет всемогущий владыка, наш отец, создавший нас всех. Правда, что и наши предки говорили о
небесных владыках, и мы называем большие светящиеся пятна, которые вы видите у себя над
головой, дорогой богов; но нам кажется, что мир всегда существовал, кроме людей и животных, ко-
торые, по нашему мнению, когда-то вновь появились, сначала животные, а потом люди. Но мы не зна-
ем, кто их принес в мир. Мы молимся духам наших предков, и мы просим их о дожде, обильной
жатве, здоровье и о том, чтобы они приняли нас к себе после смерти.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #11 on: January 18, 2017, 03:46:01 PM »

 16

По-видимому, такого же рода и представления индейцев о Маниту. Они не
молятся ни ему, ни многочисленным другим богам. Только военные боги призы-
ваются вождем, когда племя отправляется в поход. Их очень короткие молитвы
бывают обыкновенно обращены к умершим: <Духи, будьте ко мне милостивы и
покажите мне, где я могу найти медведя>. Один путешественник рассказывает,
что он с несколькими индейцами плыл в лодке. Приехавши на озеро, индейцы
взяли свои трубки и стали курить, молясь в то же время ветрам, чтобы они были
тихи и дали бы им безопасно проехать по озеру.

Из этих сведений следует, что духи, т. е. по преимуществу души умерших,
но затем также и духи природы, составляют центральный пункт в религии этих
дикарей. Духи наполняют собою все; они приносят вред или пользу, поэтому их
надо почитать. Посредством жертв и заклинаний духов человек может обеспечить
себе удачу в своих предприятиях. С помощью духов он может нанести вред
обидевшему его соседу. Таким образом, сущность их религии есть суеверие;

культ их есть волшебство.

Способы, посредством которых делаются призывания и заклинания духов, раз-
личны у разных народов. Одни из них обращаются к какому-нибудь видимому
предмету, в котором, по их мнению, дух имеет свое местопребывание (фетиш).
Другие, напротив, не имеют никаких видимых символов для духов. Есть и такие, у
которых и та, и другая формы существуют, по-видимому, вместе. Негры Гви-
нейского берега суть типические представители фетишизма. Каким образом со-
здается фетиш, это видно из следующего изложения одного из вождей:

Когда ктс-яибудь из нас решается предпринять что-нибудь важное, то прежде всего он ищет
себе какого-нмЛудь бога в качестве помощника для своего предприятия. С этой целью он выходит,
И>     и первое встреченное им живое существо берет себе в боги, будь то собака или кошка, или даже
Д^   одно из самых низших животных. Это может быть также и какая-нибудь безжизненная вещь,
^<,   наиденная им на дороге: камень или кусок дерева; этому новому богу он тотчас же приносит жертву,
<^  объясняет ему свое дело и торжественно клянется, что если оно удастся, то он и впоследствии будет
\^  считать его своим богом и служить ему. Если предприятие будет удачно, то, значит, он нашел нового,
^s, очень полезного бога, которому он ежедневно приносит жертву; в противном случае он бросает
(^*   нового бога, как негодного, и последний снова делается тем, чем он и раньше был.

V>^    Более высокое положение занимают южноафриканские негры, так как они об-
- ращаются с молитвой к совершенно определенным духам, не придавая им ника-
кой видимой формы. Как мы видели выше, ими призываются исключительно
духи предков, души умерших людей; но последние не все занимают одинаковые
степени. Сын обращается преимущественно к своему отцу, как к лицу наиболее
известному. Один зулус так описывал все эти воззрения:

<Мы, чернокожие, не почитаем одинаково всех наших аматонго (предков), т. е. всех умерших
людей нашего племени, без различия. Обыкновенно только главе каждого дома молятся его дети,
так как прочие предки им неизвестны и они не знают их имен. Таким образом, молитва их начинается
и кончается их отцом, так как они лучше всего знают как его самого, так и его любовь к своим детям.
Таким же он будет для нас и теперь, когда он уже умер. Поэтому хотя мы молимся и многим
аматонго нашего племени, которые образуют непроницаемую ограду для нашей защиты, но при слу-
жении аматонгам отец наш ставится нами гораздо выше всех других. Наш отец есть великое для
нас сокровище даже и тогда, когда он умер. Когда в краале появляется болезнь, то старший
сын восхваляет его, давая ему самые почетные прозвища, заслуженные им на войне и в битвах;

но при этом он прославляет также и других аматонго>.

Мы знаем также, как происходит у этих племен подобное призывание и славословие духов.
Естественно, оно соединяется с принесением духам жертв. Когда внутренности жертвенного животного
вынуты, то начальник восклицает: <Вы, духи моих предков, возьмите эту жертву себе на пищу. По-
шлите мне здоровье по вашей милости>. Хорошим знаком считается то, когда при убивании животного
оно ревет. Тогда говорят: <Реви громче, бык наших предков>. Часть крови и жира откладывается в
сторону, на особое место, и сжигается, жир вместе с курениями, чтобы духи ощущали приятный
запах; затем начинается жертвенное пиршество. Начальник вместе со слугой, несущим обеденную
циновку, идет к наружному выходу загороди, где помещается скот, и кричит: <Тихо, смирно! Я про-
шу вас, духи наших отцов, совершившие для них, перед нами, столь великие и славные дела, послать
нам удачу и счастье. Я прошу вас, чтобы вы наполнили мой крааль скотом, мои житницы - хле-
бом, мои жилища - детьми, чтобы вы не исчезли из нашей памяти>.
Таким образом, у южноафриканских племен, рядом с действительно прекра
ным почитанием умерших, не существует, по-видимому, вовсе служения фетиша
у американских индейцев то и другое существуют вместе. Выше мы видели, к,
они призывают духов и ветры без всяких особых обрядов и не обращаясь ни
какому видимому предмету. Об этих же индейцах из племени Дакота рассказ!
вают, что они не молятся никакому определенному изображению, вследствие че]
у них нет и никаких построек для богослужения. Но зато нередко бывает, 41
один из этих индейцев берет какой-нибудь камень, преимущественно круглы
и разрисовывает его, потом, отойдя несколько шагов от своего жилья, очища<
от травы кружок в один или два фута в диаметре и ставит на это место камен
или своего бога, как он его называет, приносит ему в жертву несколько табаку
перьев и просит у него защиты от опасности, которая ему, вероятно, пригрезилас
или которую он себе почему-либо вообразил. Таким образом, служение фетиша:

существует одновременно с непосредственным обращением к духам.
« Last Edit: January 18, 2017, 03:47:54 PM by Desert17 » Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #12 on: January 18, 2017, 03:48:33 PM »

РЕЛИГИОЗНАЯ МАГИЯ У ДИКИХ
НАРОДОВ

То, что мы изобразили выше, представляет собой способы, посредством кого
рых частные люди служат духам или заклинают их. Но они вообще употребля
ются лишь при обыкновенных случайностях ежедневной жизни. Когда же дел<
идет о более важных обстоятельствах, при которых отдельное лицо уже не може'
положиться на самого себя, напр. в случае болезни или когда ставится вопрос <
благополучии целого племени, напр, при объявлении войны или при продолжи-
тельной засухе, грозящей уничтожить пастбища или место охоты, тогда требу-
ется содействие особого посредника, пользующегося преимущественной благо-
склонностью духов, для совершения необходимых церемоний, которые должны
обеспечить народу помощь высших сил. Такие посредники: жрецы, чародеи, или
как бы мы их ни назвали,- существуют у всех диких народов. Они известны
под различными именами: сибирские народы называют их шаманами; амери-
канские индейцы зовут своих знахарей: у племени Дакота - мускихивинини, у
Винебага - мадэвинини. Так же и у африканских племен: у зулусов они назы-
ваются изи-ниянга, у бечуанов - нгака и т. д. Везде они являются делателями
дождя, врачами и прорицателями; они доставляют счастливые предзнаменования
и обеспечивают благополучный исход войны. Своим магическим искусством они
помогают также отдельным людям отомстить своим врагам или доставляют им
удачу на охоте,- одним словом, занимаются всем, что касается волшебства.

Мы бы зашли, конечно, слишком далеко, если бы стали перечислять церемонии и магические
действия, совершаемые знахарями у разных народов; да мы не достаточно с ними и знакомы.
Поэтому я предпочитаю соединить вместе отдельные характерные черты, взятые от таких народов,
у которых случайно тот или другой обряд был всего лучше наблюдаем. Конечно, такое изображение
не будет вполне подходить к одному какому-нибудь народу: как обряды, так и понятия в различных
местах, естественно, оказываются различны: но в этом нет особого неудобства, так как для нас нужен
только общий обзор.

Церемония посвящения новых знахарей, называемая у винебагов в Северной Америке знахар-
ским праздником (medicinfest), есть очень старинное учреждение и, как почти все их праздники,
состоит большей частью из плясок. Участвующие в ней образуют особое общество, имеющее свои
тайны, которые никогда не сообщаются тем, кто к нему не принадлежит. Поэтому нам известна
больше только внешняя сторона дела; о том же, чему обучаются новые знахари и в какие тайны они
посвящаются, мы не знаем. С большей вероятностью, однако, можно предположить, что они учатся
знанию тех действий и тех заклинательных формул, которые употребляются в каждом данном
случае. Из этих формул многие нам известны; поэтому мы имеем основание думать, что потеряем
немного, не заботясь об остальных.

Сам праздник происходит не в одно определенное время, а лишь тогда, когда есть два или более
лиц, желающих быть принятыми в общину. Тогда делаются необходимые приготовления и посыла-
ются приглашения старейшим членам общины, прнсутсттае которых признается желательным. Не все
члены принимают участие в посвящении. Празднование происходит в нарочно построенном для
этого помещении, величина которого зависит от числа приглашенных. Вдоль обеих длинных сторон
шалаша садятся участники; середина же остается свободной для пляшущих. Новые кандидаты должны
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #13 on: January 19, 2017, 03:37:54 PM »

перед посвящением три дня поститься; в это время старый знахарь, распорядитель праздника,
отводит их в потайное место и посвящает их во все таинства общины. Говорят также, что в течение по-
ста они подвергаются операции потения, причем они покрываются одеялами и окуриваются дымом
некоторых кореньев. Когда все это исполнено, тогда начинаются церемонии, в которых участвуют все
присутствующие. Они состоят из плясок и речей старых знахарей, а также из множества необыкно-
венных действий. Так, между прочим, по данному знаку все старшие начинают делать движения,
как будто они давятся, после чего наконец выплевывают маленькую раковинку. Они утверждают, что
эта раковинка, которая называется врачеб-
ным камнем, постоянно находится у них в
желудке и только при этом торжественном
случае появляется на свет. Излишне говорить,
что вообще это невозможно. Под конец каж-
дый вновь поступающий получает знахарский
мешок, т. е. сшитую шкуру, наполненную раз-
ными диковинами, а в рот ему кладут врачеб-
ный камень; после этого он считается приня-
тым в братство.

Рис. 1. Большое врачебное животное.

В знахарском мешке сохраняются, ко-
нечно, все предметы, которые употребляются
при магических операциях: в это число входят
различные коренья, из которых иные, может
быть, и действительно могут быть применены
в качестве лечебного средства, особенно для
заживления ран; затем различные части жи-
вотных и некоторые минералы. Наиболее дей-
ствительными медицинскими средствами од-
ного старого вождя из племени винебага бы-
ли, по его собственному заявлению, малень-
кий камешек, который, как оказалось, состоял
из куска самородной меди, и кусочек кости,
принадлежавшей, как он утверждал, большо-
му врачебному животному. Это животное показывается иногда только знахарям, и то во сне, на зем-
ле же не появляется. Здесь прилагается и изображение этого большого врачебного животного,
нарисованного рукой этого самого вождя.

Из этого видно, как свободная фантазия совершенно преобладает над теми
немногими практическими наблюдениями, которые, может быть, и в самом деле
были у этих людей. Их сильнейшие врачебные средства - не коренья или ядови-
тые вещества, действие которых могло быть ими случайно открыто, но такие
вещи, которые вовсе им неизвестны и которые именно в силу этого и возбужда-
ют всего живее их воображение, так что они приписывают этим предметам
множество мистических сил. Эта характерная черта проявляется у всех диких
народов.

В одной южноафриканской легенде рассказывается, что в то время, когда голландцы пришли в
ту страну (Наталь), в одном пруду жила большая змея с огненной головой. Случилось так, что
пришли некоторые люди из амангван. Они подкараулили змею и, когда она выползла из воды,
отрубили ей голову; но туловище ушло опять в воду, и пруд тотчас высох. Чернокожие испугались,
пошли к голландцам и стали спрашивать, что им делать. Белые люди выслушали рассказ и, между
прочим, спросили: <Что же вы сделали с головой и с той частью змеи, которая осталась при голо-
ве?> Черные отвечали: <Нам нужно было лекарство, чтобы им лечиться>. Голландцы сказали:

<Что же вы хотите делать с лекарством, взятым от неизвестного вам животного?> Черные отвечали:

<Мы потому именно и убили это животное, что мы его раньше никогда не видели; мы хотели его
смешать с другими нашими лекарствами>. История эта говорит сама за себя и не требует дальнейших
пояснений.

Но если содержание врачебного мешка удивительно, то и применение этого со-
держания не менее необыкновенно.

У многих народов существуют также интересные мнения на счет того, откуда
происходят все эти знания. Так, индейцы племени Дакота думают, что они были
им переданы водяным богом Унк-та-ге. Он и его спутники являются знахарям во
сне. Он есть глава всех духов и передает знахарям их сверхъестественные силы.

Прилагаемый здесь рисунок изображает жилище этого бога и его спутников. Он объясняется
следующим образом: внутренний круг означает воду. № 7 есть главный бог. №№ 3, 4, 5, б - его
спутники. № 2 - индеец. NS 8 есть мир, занимающий все пространство между двумя кругами.
№ 1 - река с индейской деревней на берегу. № 11 - ворота, соединяющие богов с миром. № 9 пред-

19

ставляет молнию, употребляемую спутниками бога для их защиты. № 10 - деревья, растущие
лесах по берегам.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #14 on: January 19, 2017, 03:38:43 PM »

Индеец, сделавший этот рисунок, рассказывает, что Унк-та-ге вышел из озера и еще до е
рождения взял его из деревни на берегу реки и унес с собой в глубину. Когда он во время это
путешествия проходил мимо прочих богов, то каждый из них давал ему хорошие советы, а последи!
№ 3, дал ему барабан и сказал ему, что все будет делаться по его желанию, когда он будет бить в и
рабан и произносить волшебные слова, которым он научился в глубине от богов. После этого в
ставления Унк-та-ге отнес его снова на сушу, где он и был рожден женщиной в виде индей!

Таково представление знахарей об источнике их сверхъестественной сил)
Им стоит только выразить свои пожелания и при этом ударить в барабан и вь
полнить предписанные богами обряды, чтобы подействовать на богов в жела(
мом направлении. Поэтому они могут помочь и в таких обстоятельства;

когда обыкновенный человек не видит никакого исхода.

Теперь мы подробнее рассмотри



Рис. 2. Жилище Унк-та-ге.

---^^^^--^^^-^^^^^^^^и магические операции, применяемы
ими в различных случаях. Недоста
ток дождя есть, конечно, одно из ху,в
ших бедствий, которое может посе
тить дикарей, будут ли они, подобн
южноафриканским племенам, зани
маться скотоводством или же это. бу
дут охотники, как индейцы. Когд
скот не находит себе достаточно кор
ма или дичь вследствие засухи ухо
дит в другие местности, тогда знахар)
должны вызвать дождь. Для этой цел)
они, удалившись в уединение, произ
носят различные заклинания, содер
жание которых никому, кроме них
неизвестно, но в то же время они уст
раивают целый ряд общественны?
празднеств в честь богов. Это послед-
нее обыкновение имеет, по-видимому
вполне разумное и практическое зна-
чение, так как если им удастся занят!
народ этими праздниками достаточно
долго, то дождь может, наконец, и сам
собой пойти. Если же терпение наро-
да истощается раньше, то естественно,
что со знахарем поступают не лучше,
чем с тем фетишем, который не оправ-
дал возложенных на него надежд. Его
жизнь подвергается опасности, если
он заблаговременно не позаботится о
сохранении своей драгоценной особы.
Последнее, впрочем, обыкновенно
удается ему, так как народ полагает,
что он может сделаться невидимым
или невредимым, или же принять вид какого-нибудь животного. Все это дости-
гается с помощью одного травянистого растения, которое Дакота называют
пецхикавуск. Колдуны носят его всегда при себе, и когда воины отправляются
на войну, то оружие их окропляется настоем этого растения. Тогда они делаются
невидимыми для врагов и не могут быть ранены даже ружейной пулей. Надо по-
лагать, что это верование было потрясено до основания после битв с войсками
Соединенных Штатов.

Знахари пользуются большим почетом также и в качестве врачей, но в действи-
Logged

Pages: [1] 2 3   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums