mw2010.ru
August 19, 2019, 07:04:10 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: 1 [2] 3   Go Down
  Print  
Author Topic: Суеверия приметы  (Read 6969 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #15 on: January 19, 2017, 03:39:20 PM »

тельности лишь в очень редких случаях выказывают знание врачебных средств
и умение целесообразно ими пользоваться. Если же они в самом деле обладают
таким знанием, то, во всяком случае, скрывают это от народа, который верит
исключительно в магическую силу знахаря. Впрочем, в последнее время эта вера
в Северной Америке, по-видимому, значительно ослабела; там, где индейцы на-
ходятся в постоянных сношениях с белыми, они скоро научились тому, что
<врачевание бледнолицых> сильнее и действеннее ихнего. Они предпочитают те-
перь опиум и хинин кусочку кости великого врачебного животного. И это не
удивительно, так как самое существенное, что делает знахарь, являясь в каче-
стве врача, состоит в том, что он пляшет и поет заклинания. Правда, он пред-
писывает также холодное или горячее купанье, если пациент страдает от жара
или озноба, а также дает лекарственные средства и внутрь; но главное дело при
лечении составляет все-таки магическая пляска. У многих индейских племен эта
пляска считается столь целительной и столь важной, что она изображена при
помощи их оригинального фигурного письма для того, чтобы ничего из нее
не было позабыто.

Пляска знахарей - это настоящее представление, исполняемое ими у постели больного в
присутствии зрителей, полных благоговения. Ударяя в свой маленький барабан или звеня погремуш-
кой, знахарь двигается в кругу, показывая, что он таинственным образом беседует с духами, выни-
мает у пациента болезнь из желудка или из шеи, выгоняет злых духов из различных частей тела
и т. п. Продолжая таким образом, он постепенно приводит в состояние экстаза не только себя са-
мого, но и пациента и зрителей, которые глядят на него со страхом и трепетом, и когда он машет
своей погремушкой или ударяет в свой бубен, то им кажется, что земля и небо слушают его голос
и вся вселенная склоняется перед ним. Нет ничего невероятного в том, что пациент после этого
выздоравливает, так как мы знаем, что и у нас исцеление часто бывает следствием веры во врача,
а не лекарства.

Руководящей нитью во всех действиях знахаря является, очевидно, как мы уже
говорили, та мысль, что само желание при помощи богов приводит к исполнению
этого желания. Знахарь своими действиями только разъясняет духам, чего он от
них ожидает, а затем полагается на их заботу об исполнении желаемого. Маги-
ческая пляска у постели больного указывает на убеждение, которое составляет
верование всех диких народов, что то, что делается с изображением какого-ни-
будь живого существа, происходит действительно и с самим изображенным че-
ловеком или животным. Этим способом дикарь мстит своим личным врагам;

подарками и просьбами он убеждает какого-нибудь могущественного колдуна
сделать изображение его .зрага и затем сжечь его, проколоть ему сердце или
каким-либо другим образом уничтожить его. И вера в это магическое искусство
так велика, что когда тот человек, который при этом имелся в виду, узнает об
этих действиях, то часто от страха действительно умирает.

Таким же образом поступают многие индейские племена, когда они хотят обе-
спечить себе удачу, напр. на медвежьей охоте. Знахарь рисует на березовой коре
самое грубое изображение медведя и проводит черту от сердца этой фигуры к
морде, обозначая таким образом тот путь, которым жизнь должна выйти из зверя.
При этом он поет следующее заклинание:

<Слушай, как я могущественен! Я проворен и мстителен, как орел. Я слышу все, что делается
на свете. Медведь должен повиноваться снадобьям моего вигвама *. Поэтому бойся человека; улитка
попадет в твои внутренности. Какой медведь может избежать моей стрелы? Река? Хе, хе! Разве
медведь может избежать моей чародейской силы? Мои снадобья сильны>. История умалчивает о
том, какое действие производит на американских медведей это страшное заклинание.

Колдуны предсказывают также будущие события, объясняют приметы и т. п.
Впрочем, для этого не всегда требуется содействие знахаря. Искусство гадания
настолько распространено между дикарями, что, по крайней мере в наиболее
обыкновенных случаях, всякий сам старается помочь себе. Так, очень распростра-
нена беломантия, гадание по полету стрел. Когда какой-нибудь индейский герой
отправляется на подвиги, то он предварительно пускает стрелу на удачу в воздух;

* Вигвам - шалаш индейцев.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #16 on: January 19, 2017, 03:39:55 PM »

направление упавшей стрелы указывает тот путь, который он должен избра1
Это очень похоже на существующий у нас обычай <счета пуговиц>. В ocol
торжественных случаях, или когда требуется определенное указание на будущ<
обращаются к знахарю. Последний, разумеется, действует различно, смотря i
времени и обстоятельствам; так как мы не можем здесь описать всех гадательнь



Рис. 3. Сибирский шаман.

'ys3iw^

действий, то ограничимся тем, что приведем некоторые наиболее интересные из
них, употребляемые сибирскими шаманами. Интерес их заключается в том, что мы
видим из них, как иногда знахари диких народов умеют пользоваться такими
средствами, которые не только на их несведущих соплеменников, но и на цивили-
зованного человека могут производить впечатление чего-то мистического, сверхъ-
естественного. Известия разных путешественников об обрядах, производимых
шаманами, во всем существенном сходны между собой; поэтому я приведу лишь
один из этих рассказов.

22



Посредине юрты (жилище тунгусов) горел яркий огонь, кругом которого были разостланы в
виде круга черные овчины. По ним размеренными, ритмическими шагами медленно ходил вокруг огня
шаман, вполголоса произносивший свои заклинательные формулы. Его длинные, черные, растрепан-
ные волосы почти совсем закрывали его опухлое, темно-красное лицо. Сквозь эту занавесь, из-под
щетинистых бровей, сверкала пара горящих, налитых кровью глаз. Его одежда, вроде ризы, сшитая
из звериных шкур, была увешана сверху донизу ремнями, амулетами, цепочками, раковинами и ку-
сочками железа и меди. В правой руке он дер-
жал волшебный барабан в виде бубна, тоже
покрытый погремушками, а в левой - лук. Вид
у него был страшно дикий и свирепый. При-
сутствующие сидели молча, в напряженном
внимании. Постепенно огонь посредине юрты
погас, остались только тлеющие угли, распро-
странявшие в юрте таинственный полусвет.
Шаман бросился на землю и в течение пяти
минут лежал неподвижно, потом жалобно за-
стонал, испуская глухие, подавленные крики,
как будто производимые разными голосами.

Через несколько времени огонь снова был
зажжен и высоко запылал. Шаман вскочил,
поставил на землю свой лук и, придерживая
его рукой, а лбом упершись в верхний его конец,
начал бегать вокруг него, сначала тихо, а потом
все быстрее и быстрее. Потом, когда это верче-
ние продолжалось настолько долго, что от од-
ного смотрения на него начинала кружиться
голова, он вдруг остановился, не выказывая ни
малейшего признака головокружения, и начал
руками выделывать в воздухе разные фигуры.
Затем, как бы проникшись вдохновением, он
схватил свой барабан и стал бить в него, испол-
няя, как мне казалось, некоторую мелодию,
после чего он стал прыгать кругом то быстрее,
то тише, причем все его тело с невероятной
быстротой подергивалось самым странным об-
разом в разные стороны. В продолжение всей
этой операции шаман с жадностью выкурил
несколько трубок крепчайшего турецкого таба-
ка, а между ними выпивал по глотку водки.
От этого и от верчения у него, по-видимому, на-
конец, закружилась голова; он вдруг упал на
землю и лежал неподвижно, без признаков
жизни. Двое из присутствующих подняли его и
поставили на ноги. Вид его был ужасен: глаза
у него были широко раскрыты и выпучены;

Рис. 4. Африканский знахарь.

лицо его становилось все краснее. Он был, по-
видимому, совершенно без сознания и в течение
нескольких минут не делал никакого движения,
кроме легкого дрожания всего тела, и не пода-
вал никакого признака жизни. Наконец, он
как бы проснулся от своего оцепенения: опи-
раясь правой рукой на свой лук, левой он взял
свой волшебный бубен и стал им быстро ма-
хать и звонить у себя над головой и потом бро-
сил его на землю; это, как объяснили мне при-
сутствующие, обозначало, что он теперь вполне
проникнут духом и что к нему можно обращать-
ся с вопросами.

Ответы на вопросы давались им без долгого размышления, но таким образом,
как будто он и сам не знает, что такое происходит. Большей частью ответы эти
были выражены в неясном стиле изречений оракула, так что спрашивающий мог
истолковать их, как хотел. Самое интересное в этом рассказе, без сомнения, то,
что мы видим здесь применение опьяняющих и гипнотизирующих средств с
целью вызвать у шамана такое состояние, при котором он бессознательно может
давать ответы на такие вопросы, на которые он в нормальном состоянии, по
своему рассуждению, не мог бы отвечать.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #17 on: January 19, 2017, 03:40:23 PM »

ВОЛШЕБСТВО У ДИКАРЕЙ

Если всякое добро, всякая помощь и содействие происходят от духов, то лег
дойти до признания того, что и всякое зло, вред и несчастье имеют свою причи
в такого же рода существах. Поэтому дикари признают существование не тол
ко добрых духов, но и злых демонов. И подобно тому, как они полагают, что пр
вилегированные знахари получают свою силу от добрых духов, так же они дум
ют, что многие люди находятся в сношении со злыми духами и с помощью i
стараются вредить другим людям. Таким образом, мы уже на этой низшей ступ
ни развития встречаем разделение между законной, доброй, или белой, магией
волшебством, злой, или черной, магией *. Первой мыслью дикаря в случае, ее}
с ним или с кем-нибудь из его близких, случится несчастье, является обыкш
венно то, что несчастье это произведено волшебством. Задачей знахаря в тако
случае является очень часто не только устранение вреда, но и указание того ч<
ловека, который его произвел посредством черной магии. Через это знахар
приобретает громадную силу; так как волшебство почти всегда наказываете
смертью, то он легко может освободиться от личного врага, указавши на нег
как на волшебника. Поэтому черная магия держится в тайне, если только вообщ
она когда-нибудь практикуется. Во всяком случае, у дикарей мы о ней ничего н
знаем; однако же, по существу дела, она должна представлять довольно точну>
копию с официального чародейства.

* О происхождении выражения <черная магия> Солдан (Gesch. der Hexenprocesse. Изд. 2, Т. 1,
198) говорит, что оно произошло в средние века через превращение греческого слова некромантия,
под которым греки подразумевали спрашивание мертвых. Впоследствии в христианской церкви это
слово стало употреблятся для обозначения всякого недозволенного волшебства. Тогда его переделали
в нигромантию (от niger-черный), а потом в противоположность последней создали понятие
<белой магии>.

ОТДЕЛ I

МУДРОСТЬ ХАЛДЕЕВ
И РАЗВИТИЕ ЕЕ В ЕВРОПЕ

Халдеи

РЕЛИГИЯ ХАЛДЕЕВ

Наши сведения о религиозных и суеверных представлениях халдейских на-
родов почерпнуты главным образом из многочисленных сочинений, найденных в
одном библиотечном зале древней Ниневии и лишь в последнее время прочитан-
ных европейскими исследователями. Материалом, на котором написаны эти про-
изведения, служила глина; письменные знаки выдавливались, когда глина была
сыра; затем глиняные- плиты обжигались или высушивались. Благодаря лишь
большой прочности этого материала оказалось еще возможным прочесть древние
сочинения, хотя они и пролежали несколько тысячелетий в земле, погребенные
под развалинами царственного города. Для нашей специальной задачи чрезвы-
чайно важное значение имеет одно весьма объемистое магическое произведение,
которое первоначально занимало-не меньше 200 плит. Экземпляр его, существую-
щий и поныне и сохраняющийся в лондонском Британском музее, есть список с
гораздо более древнего оригинала; он был восстановлен по повелению царя
Ассурбанипала в 7 веке до нашей эры. Текст написан на двух языках, на ассирий-
ском, которьш был разговорным во время Ассурбанипала, и на аккадийском,
языке древних халдеев, на котором, вероятно, был написан оригинал; последний
ко времени Ассурбанипала был уже мертвым языком. По этому произведению, а
также и по отрывкам из разных других удалось восстановить по меньшей мере
основные черты халдейской религии и демонологии. Мы начнем с краткого обзора
религии, потому что он необходим для ясного понимания всего последующего.

Как и следовало ожидать от религии столь могущественного культурного
народа, каким были вавилоняне, халдейская вера в богов стояла гораздо выше
религий, только что рассмотренных нами. Здесь существуют настоящие боги,
разумные, исполненные всемогущества и повелевающие на небе, в водах и на
земле. Бог неба назывался Ану, повелитель земли - Бел, т. е. господин, дух
воды - Эа; эти трое назывались обыкновенно в халдейской теологии великой
троицей. Каждый из них имел целую свиту божеств, свою семью, своих слуг
и т. д. Каждый из них был местным богом одного из более крупных вавилон-
ских городов или местностей. Но с течением времени городской бог важнейшего
города Вавилона Мардук сделался опасным для них конкурентом; ему все более и
более приписывали свойства и власть других богов, он назывался <сыном Эа>
(следовательно, его связывали с Эа), а с Белом отождествлялся до такой сте-
пени, что Бел вавилонский, которому был сооружен величественный храм, на са-
мом деле был Мардук, которого чтили теперь как высочайшего повелителя,
как Бела (господина). Бога города Борзиппы, соседнего с Вавилоном, Небо счи-
тали сыном Мардука, и он вместе с Мардуком-Белом и с ассирийским народным
богом Ассуром были главными богами в ассирийский период.

Из всех богов нас более всего интересует Эа, бог волшебства, в качестве тако-
вого сохранивший до конца свое значение. Вероятно, в качестве бога вод он стал
также и божественным волшебником, потому что вода была главным элементом
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #18 on: January 19, 2017, 03:41:02 PM »

при врачебном волшебстве и при всякого рода заклинаниях; привозились, н<
чудодейственные воды из Эриду, города Эа, расположенного при устье вел1
рек. В этой южной области Вавилона Эа был главным богом, вокруг кого]
толпилась вся свита прочих богов и который двигал и управлял вселенной. J
волшебник становится богом мудрости, который сам знает все искусства и
месла и учит им; он также бо

из глины человека и дал ему жи:



да и весь мир, все, что в нем есть,
здано им, от него возникло, а так i
мир представлялся возникшим из
ды (apsu, из мифического oxeai
и Эа очень часто отождествлялся
apsu, то до известной степени мож
сказать, что все бытие возникло
самого Эа.

В обыденной религиозной практ
ке вавилонян Эа представляется о
ним из богов, без которого полож
тельно немыслимо обойтись, так к<
при заклинаниях преимуществен!
употреблялось его имя. При всех BI
соких представлениях о богах и мщ
все-таки заклинания были на практа
ке главным делом этой религии: путе:

заклинания исцеляются души и телг
даруется плодородие, победа и благо
получие; заклинания рассеивают вс
воинство ужасных демонов, которы
подстерегают людей и препятствую
их успехам и счастью. Мы должш
прежде всего обратить свое вниманш
на этот мир демонов, чтобы понят)
заклинания.

Рис. 5. Вавилонский бог Эа.

ДЕМОНОЛОГИЯ
И ИСКУССТВО ЗАКЛИНАНИЯ

Природа со стороны ее грозных
явлений - ярость стихий, бури, на-
воднения, грозы, затмения солнца и
луны - все это представлялось хал-
деям ужасной игрой злых демонов и часто описывалось в мрачных красках. Так,
напр., в заклинательной легенде о несчастье бога луны (Сина) и его избавлении
(о лунном затмении).

<Нечистая сила, вихрем крутящая *, злые духи, беспощадные демоны, рожденные у небесного
края (т. е. на горизонте), злодеи и изверги, со злом каждый день выступавшие,- вперед все несутся
они, чтобы бедствия всюду творить. Из этих семи первый есть буря, второй же дракон, и пасти его
ядовитой никто не избегнет, третий пантера и т. д., все семеро - вестники Ану царя, они город один за
другим в темноту погружают; ураганы, в небе которые злобно бушуют, ураганы, что на небо тьму
нагоняют, вихри, которые ясные дни в мрачные превращают; они несут дождевые потоки Раммана
(бог грома) вместе со злыми ураганами и ветрами, а на окраинах неба молнией яркой сверкают они.
Чтобы убивать, несутся они по широкому небу; они стоят враждебно к жилищу Ану и равных себе
не имеют>.

* Umii, собственно <дни>,- неясные обозначения демонических сил природы.
26

Подобно этому описывались и другие грозные явления природы. На наводне-
ние, напр., смотрели как на дело рук демона, так как оно всегда приносило с собой
гибельные бедствия для приморских и приречных стран. Борьба с большими на-
воднениями, побеждаемыми в конце концов Мардуком, является выдающимся

мотивом вавилонской мифологии, в которой космогонические мифы играют

важную роль.                      ^^^^^^_^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Однако демоны касаются не толь- ^^--^--^--^^^^--^--м-



ко одной природы, но и жизни людей _"""-,_,
и животных. Вот, напр., заклинание
Ити, представляемых в виде бешено-
бушующих духов:

<Они есть исчадие ада; тому, что высоко,
падением угрожают, внизу же великие смуты
творят; они яд в желчи богов; они похищают
себя у неба, великие дни, они падают с неба,
как дождь: они чада, землею взращенные; вкруг
башен высоких, зданий просторных, тесняся,
кружатся они; они проникают из одного дома
в другой, и удержать их дверями нельзя, нельзя
запереть и замками; они проползают сквозь
двери, как змеи; мешают жене от мужа зачать;

из рук человека воруют детей, из отчих домов
изгоняют владельцев. Они тот голос зловещий,
который людей, проклиная, преследует всюду>.

Далее, они мучат не только людей,
но и животных, которые не могут себе
найти покоя от них:

<Они нападают на страны одну за другой:

они мешают рабыне стать матерью; они из-
гоняют владельцев из отчего дома. Даже голу-
бок они принуждают покинуть их гнезда, всех
птиц заставляют на крыльях своих подыматься,
а ласточек даже из гнезд выгоняют скитаться
в пространстве; они преследуют быка; гоняют
ягненка; они есть великие дни (umu), злые го-
нители-демоны>.

Рис. 6. Один из
халдейских демонов.

Демоны, разумеется, стоят также
в тесной связи со всевозможными бо-
лезнями, которые понимаются то как
проявление злобы враждебных демо-
нов, то как духи, овладевшие челове-
ком. Это относится главным образом
к двум ужасным болезням Халдеи -
к чуме и лихорадке; здесь демоны
выступают всегда в виде двух существ,

отличающихся от всех остальных демонов и известных по именам Намтар и Идпа.
Остальные демоны соединяются в различные группы, и каждая из таких групп
нападает только на свою особую часть тела; это видно, между прочим, из сле-
дующего:

<На голову человека устремляет свою силу проклятый Идпа, на жизнь человека свирепый
Намтар, на горло презренный Утук, на грудь человека губительный Алал, во внутренности прони-
кает злой Гигим, на руки ужасный Телал>.

Кроме всех названных здесь демонов в магических сочинениях приводится
еще множество других; таковы, напр., гномы, или кобольды, обитающие вблизи
человеческого жилья, между тем как другие демоны обыкновенно живут в безлюд-
ных местах, в пустынях, или на вершинах гор. Халдеи зашли так далеко, что
представляли в лицах общеизвестные образы, являющиеся во сне, и принимали
их за особых демонов. Так, упоминаются демоны мужского и женского пола,
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #19 on: January 19, 2017, 03:41:35 PM »


называемые <ночными носильниками>, <объятий которых не могут избежать
сне ни мужчина, ни женщина>.

Религия и демонология халдеев, как мы уже заметили, есть последователь!
развитое учение о духах. Духи существуют везде и являются причиной во
явлений природы. Они оживляют все в мире и повелевают всем; они творят доб]
и зло; они управляют путями планет; вызывают регулярную смену времен год
дождь и грозу, а также и все полезные и вредные явления атмосферы. Ot
дают земле плодородие, растениям - рост, но они же приносят смерть и болезн



Рис. 7. Борьба доброго духа со злым.

Эти духи находятся везде: на небесах, на земле и в воздухе. Они обитают во всех
элементах - в огне, в земле, в воздухе и в воде; все происходит только от них.
Каждое небесное тело, каждое существо и каждая вещь в природе имеют своего
собственного духа, которому халдеи давали известный видимый облик. Некоторые
из этих духов добрые существа, другие - злые; отсюда между ними происходит
непрерывная и повсеместная борьба за существование; причем победы сменяются
поражениями, и это становится причиной, почему за спокойным состоянием
природы следуют беспокойные периоды и бедствия для людей, почему правильное
течение всех явлений природы нарушается неожиданными катастрофами. Везде
происходит борьба богов с демонами, борьба добра со злом.

При таком представлении бытия магия становится необходимостью. Коль
скоро человек воображает себя окруженным злыми духами, которые преследуют
и терзают его и силы которых далеко превосходят его собственные, то он не
может ничего достигнуть, полагаясь на свои собственные силы; только при помо-
щи богов, взывая к ним, он грозит демонам и заклинает их именем богов; только
таким путем человек может защищать свою жизнь и имущество, обеспечить
себе счастливый исход своих предприятий, вообще устроить себе сколько-нибудь
сносное существование. Но так как число добрых и злых духов невероятно
велико,- а неправильно прочитанное заклинание, по всей вероятности, делает
злых еще злее,- поэтому не всякий желающий мог производить магические
операции. Они должны были исполняться человеком, посвятившим всю свою

28

жизнь изучению мира духов и, таким образом, близко знакомым с тем, что надо
делать в каждом отдельном случае. Таким образом, искусство заклинания пе-
реходит к жрецам. Но вся система заклинаний оказывается такой сложной, что
и один жрец не может оказывать помощь во всех возможных случаях; нужно
разделение труда. И действительно, нам известно, что халдейские жрецы, со-
вершавшие заклинания, разделялись на три класса: собственно заклинатели, врачи
и жрецы-чародеи. Кроме этих существовало еще два других класса - астрологи
и предсказатели; те и другие занимались по-своему предсказанием грядущих со-
бытий. С их деятельностью мы познакомимся ближе в другом месте, здесь же
мы займемся исключительно заклинателями.

Заклинатели старались вообще уничтожить влияние злых духов. Большое ма-
гическое сочинение, из которого мы черпаем большую часть данных, касаю-
щихся всех этих отношений, изобилует формулами, которые применялись для
этой цели. Прежде всего оно дает понятие о злых духах, рисуя выразитель-
ную картину их гнусности; затем следует воззвание к высшим богам за помощью
против демонов. Приведенное здесь описание злых духов есть лишь введение
к заклинаниям. Я цитирую здесь только те заклинания, которые лучше всего
проясняют вышесказанное:

<Злого бога, злого демона, демона пустыни, демона горных вершин, демона моря, демона
болота, злого гения, могучего Уруку, злого ветра, злого демона, который на тело болезнь напускает,
поражает все тело,- закляни его, дух неба! Закляни его, дух земли!>

Следующее заклинание - против великих маскимов, в нем описывается их
ужасный характер:

<Семь, их семь! Семь их в глубочайших пучинах моря. Семь смутителей небес; восстают они
из глубочайших недр океана, из сокровенных тайников. Не мужчины они и не женщины они; распро-
страняются, как семя. Нет у них женщин, не рождаются дети; честь и благость им неизвестны;

молитв и просьб они не слушают. Нечисть, рожденная в горах, враги бога Эа, они есть орудие гнева
богов. Чтобы испортить дорогу, падают они наземь. Враги! Враги! Семь их, семь их, дважды семь их!
Да заклянет их бог неба! Да заклянет бог земли!>

Само собой понятно, что врачи прежде всего должны быть заклинателями, ибо
болезни были теми же злыми духами, которых можно было изгонять лишь с
помощью богов. Врачебные заклинания описывают природу и течение болезни, но
они также интересны своей выразительной формой, особенно там, где с речью
выступают боги и предсказывают, что должно случиться с пациентом. Решение
богов произносили, вероятно, после того, как было прочитано заклинание. Мы
приведем несколько таких примеров:

<Болезнь лба вышла из ада, вышла она из жилища повелителя ада>.

Далее рассказывается, как развивалась болезнь и как больной безуспешно
прибегал к очищениям и другим священнодействиям. Затем явились боги:

<Мардук оказал ему помощь; он вступил в обитель Эа, отца своего, и обратился к нему со
словами: <Отец мой, болезнь головы вышла из ада>. Вторично он обратился к нему со словами:

<Что должен он сделать, не знает того человек: как победит он ее?> Эа возразил своему сыну Марду-
ку: <Сын мой, почему все это тебе неизвестно? Почему я должен тебя научить? Что знаю я, знаешь и ты
превосходно. Иди же, сын мой, Мардук. Возьми бадью, почерпни воды из зеркального лона реки;

сообщи воде волшебную силу свою; волшебством своим сообщи ей блеск чистоты и вспрысни водой
человека, сына великого бога; закутан одеждой его голову, чтоб с ним не случилось безумия! Чтобы
болезнь головы так же легко исчезла, как мимолетная мысль! Чтобы предписание Эа его излечило!
Чтобы Давкина его излечила! Чтобы Мардук, первенец моря, образ цветущий создал бы!>

Из другого заклинания, где речь идет также о болезни головы, видно, что
эти действия может совершать также и женщина. Эа дает здесь такое пред-
писание:

<Возьми шкуру от самки верблюда, не знавшей ни разу самца. Волшебница станет пусть справа
больного, снаряды свои пусть налево положит, а шкуру разделит на дважды семь кусков и им передаст
то волшебство, что прямо из Эриду * исходит. Оберни голову больного одеждой, закутай и шею

* Эриду было главным местом почитания Эа.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #20 on: January 19, 2017, 03:42:02 PM »


больного, закутай седалище его жизни, закутай и руки и ноги его. Больного на одр вели посад
и вспрысни волшебной водою. Чтоб исчезла в небесном пространстве болезнь головы подо<
бушующей буре, чтобы исчезла она с земли подобно тому, как вода исчезает, поднявшись на вре
над берегами! Чтоб заклинание Эа его исцелило! Чтобы Давкина его излечила! Чтобы Мардук, э-
первенец моря, ему возвратил бы силу здоровья!>

Смысл этих операций, которые проделывались над больным, является для н
довольно загадочным. Халдеи же понимали вещи так: будто бы божество борето
злыми духами, болезнями, а действия, которые должны исполняться соглао
предписанию, были только средствами борьбы, избранными для данного случ<
самим божеством. Но почему именно эти средства избирались божеством, бьи
и для них так же таинственно и загадочно, как и для нас. Между прочим, у HI
были также заклинания болезней и магические операции, основанные на бол<
рациональных и ясных началах. Злые духи представлялись в виде страшных
безобразных существ, например в виде медведя с головой гиены и лапами льв
или в виде верблюда с бараньей головой на очень длинной шее и т. д. Халдеи в<
рили, что достаточно показать злому духу его собственный страшный обра:

чтобы он с ужасом тотчас же обратился в бегство. В качестве целебного средств
изготовляли такое изображение данного демона и прикладывали его к больны
местам тела, думая, что этим можно изгнать его. На Цейлоне до сих пор ещ
употребляется такое целебное средство; а что халдеи применяли его, это ясн
видно из следующего заклинания:

<Злобный Намтар, чума, сжигает страну, как огонь; Намтар на людей нападает, как Идпа, лихо
радка; Намтар ползет по равнине,^ как цепь. Намтар, поймавши человека, обращается с ним, ка1
с врагом; как пламя, сжигает Намтар человека; Намтар не имеет ни рук, ни ног; он на людей нападае
подобно змее; словно узлом, вяжет Намтар человека, который хворает>.

Описание страшных свойств Намтара продолжается в том же духе несколько
времени, причем рассказывается, как он напустился на данного человека и как
богини-защитницы должны были покинуть последнего; но тут выступают высшие
боги:

<На помощь к нему уж Мардук поспешил; в обитель Эа, отца своего, он вступил и обратился к нему
со словами: <Отец мой, злобный Намтар опустошает страну подобно огню>. Вторично он обратился к
нему со словами: <Что этот человек должен сделать, ему неизвестно; чем излечить его можно?>
Эа возразил своему сыну Мардуку: <Сын мой, что же тебе неизвестно, чему же я должен тебя
научить? Что знаю я, знаешь и ты; иди же, сын мой, Мардук. Вымеси ил океана, и образ, Намтару
подобный, вылепишь ты из него. Прикажи положить человека, затем очищенье над ним сотвори и
образ, Намтару подобный, ему на распухший живот возложи; волшебство ему сообщи, что прямо из
Эриду исходит. Взор его обрати на запад. Чтобы злобный Намтар, который в теле его обитает, тотчас
бы вышел оттуда!> Аминь. Тот образ, который подымает его главу, великой силой исполнен>.

При раскопках в Ниневии и других местах находили множество глиняных
статуэток крайне странного вида, голова, шея, корпус и члены которых отно-
сились к разным животным. Едва ли подлежит сомнению, что эти глиняные ста-
туэтки изображали демонов различных болезней и что они употреблялись при
известных нам заклинаниях.

Жрецы-чародеи. Заклинатели и врачи освобождали людей из власти демонов,
коль скоро они были настигнуты ими, жрецы же чародеи охраняли людей от их
козней. Следовательно, таких жрецов можно рассматривать как гигиенистов-
магов; при этом они защищали, разумеется, не только здоровье людей, но и их дви-
жимое и недвижимое имущество - короче сказать, все их благосостояние. И едва
ли надо еще говорить, что все их мероприятия находились в полном согласии
с общим представлением халдеев о сущности и причине зла: жрецы-чародеи
прибегали к талисманам и амулетам, которые должны были изгонять демонов.
Талисманы были изображениями богов, и их ставили всюду: перед домом и в са-
мом доме; амулетами были небольшие глиняные или каменные плитки, лоскутки
холста и т, п. предметы, на которых было написано сильное заклинание. Эти
амулеты носили постоянно или только при известных обстоятельствах.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #21 on: January 19, 2017, 03:42:50 PM »

У нас имеется одно заклинание, но, к сожалению, плохо разбираемое, в ко-
тором говорится о талисманах и амулетах. Судя по его содержанию, можно
предположить, что оно чаще всего употреблялось при освящении новых домов.
В нем говорится, между прочим, следующее:

<Поставь у ограды дома образ бога Унгал-нирра, который равного себе не имеет, поставь образ
бога, который сияет блеском храбрости, который равного себе не имеет, и образ бога Наруди, владыки
могучих богов, поставь его на пол под кроватью. Чтобы удержать всякое близкое зло, поставь бога........и

бога Латарока у двери. Чтоб отвратить всякое зло в виде пугала, к двери поставь......... Поставь

образы богов-стражей Эа и Мардука у порога; поставь их вправо и влево>.





Рис. 8. Халдейский талисман.
Рис. 9. Халдейские амулеты.

Для примера мы приведем еще содержание двух амулетов; один из них, ве-
роятно, носила женщина во время беременности; в нем говорится:

<О, Битнур, прогони болезни далеко, далеко; укрепи зародыш; доведи голову человека до полного
развития>.

Второй, как кажется, должен воспрепятствовать новому заболеванию челове-
ка, исцеленного от чумы. Содержание его следующее:

<Злобный демон, злая чума, дух земли изгнал тебя из тела. Да соединятся все вместе, гений-
хранитель, защитник-колосс и демон-хранитель, с духом земли. Заклинание великого, великого, вели-
кого бога. Аминь>.

31

Однако заклинания, с которыми мы сейчас познакомились, не всегда были
ствительны; могущественные демоны не пугались их. Но была одна власть,
которой преклонялось все в мире, как добрые, так и злые духи: это было со
венное божественное имя, <высочайшее имя>, всемогущее божеское, имя, кот
знал только Эа. Даже боги подчинялись ему, а потому имя это никогда не
износилось в заклинаниях; потому что всякий, кто узнал бы его, получш
власть, равную власти богов. Если даже Эа дает приказание Мардуку или как'
либо другому вестнику совершить заклинание от высочайшего имени, то п
упреждает не называть его имя. Так в рассказе о том, как Сфинкс Асузу-на
был послан к богине ада Аллат, чтобы потребовать от нее возвращения Ис
утренней звезды, говорится:

<Эа скрыл приказание в сокровенном тайнике своего сердца; он создал Асузу-nai
сфинкса с четырьмя головами. <Ступай туда, Асузу-намир; у ворот той страны, откуда никто не
ходит обратно, покажешь свой облик! Да увидит тебя Аллат и да почувствует радость при
твоем! Она успокоится в глубине ее сердца, ее гнев исчезнет. Закляни ее именем всемогущих бо

ЧАРОДЕЙСТВО

До сих пор мы занимались исключительно священной магией, которая исл
нялась жрецами и защищала человека от преследований его злыми духами.
порядок вещей таков, что если человек может искать помощи у добрых ду
против злых, то он должен обращаться также и к демонам, чтобы купить у i
помощь или заставить их помочь ему. Так как задачей демонов было твор:

по возможности больше зла, то все дело сводилось к тому, чтобы склонить их
приносить вреда личным выгодам того человека, который со своей стороны о
щал помогать им вредить другим. Что должен для этого делать человек, об Э1
ему, разумеется, сообщал сам демон. Такие действия были, следовательно, i
гические, ибо они совершались по указанию высших существ; а так как в этом с.
чае высшими существами являлись злые духи, то эти* действия становились '
родейством, или черной магией.

Так как чародейство благодаря своему происхождению должно принос!
страдания другим, то во всяком благоустроенном обществе его считали за п]
ступление. Поэтому нечего и думать найти в священных магических сочинени
халдеев прямое указание на применение черной магии. Но мы получаем мнол
ство косвенных объяснений относительно волшебства, так как жрецы, конеч!
должны были бороться и с ним, как и со всеми другими вредными влияния>
заклинания против черной магии дают нам понятия не только о ее действии, нс
о самих магических операциях. Как и следовало ожидать, на основании всего пр
дыдущего халдейские сочинения говорят о действии чар, что едва ли существу
такое зло, которого бы нельзя было вызвать при помощи чар. Как далеко пр
стирается власть демонов, так же далеко, разумеется, простирается и влас
чародея, так как он все исполняет от их имени. Всевозможные несчастья, кас
лись ли они чести, здоровья, или имущества людей, рассматривались в свяще
ных заклинаниях как вызванные чарами.

Как были разнообразны действия чар, так же разнообразны были и магич
ские операции, посредством которых совершалось околдование. Одно небольпк
заклинание, по-видимому, содержит в себе именно перечень средств, которьпм
пользуются при чародействе. Оно гласит:

<Того, кто околдовывает чье-нибудь изготовленное изображение, злой лик, злой взгляд, злой р<
злой язык, злые губы, вредный яд, о, дух неба, закляни их! Дух земли, закляни их!>

Это заклинание мы можем сопоставить со следующими строками другог

<Тот, кто сделал изображение совершенно похожее на мой вид, тот околдовал весь мой вид, (
взял приготовленный для меня волшебный напиток и осквернил мое платье>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #22 on: January 19, 2017, 03:43:22 PM »

После этого невозможно сомневаться, что халдейские волшебники применяли
те же приемы, как и знахари-врачеватели дикарей: они изготовляли изображение
того, на жизнь кого покушались, и так или иначе портили это изображение;

после этого, как полагали, несчастье должно было постигнуть изображенное
лицо. Здесь же имеется вполне определенное указание на применение волшеб-
ного напитка; к нему же, разумеется, относятся и слова первого заклинания
<вредный яд>. Но для волшебника все эти действия не представляли необходи-
мости - он мог портить людей одним взглядом. Вера в <недобрый взгляд>, или
в <нехороший глаз>, о чем была речь выше, еще и теперь очень распространенная
не только по всей Азии, но также и в Южной Европе. Далее в заклинании упоми-
нается <злой рот, злые губы и язык>. Это относится, вероятно, к сильнейшим и
самым страшным волшебным средствам, именно к проклятию, которое действует
даже на богов-хранителей. В другом месте говорится об этом:

<Гнусное проклятие действует на людей подобно злому демону; приговор проклятия тяготеет над
человеком; приговор гибели тяготеет над ним; гнусное проклятие, оно есть волшебство, которое
вызвало безумие. Гнусное проклятие, оно душит этого человека, как ягненка; его бог удалился из
его тела; богиня его рассердилась и перешла в другое место>.

Едва ли найдется еще более сильное доказательство веры в силу чародейства.

АВГУРАЛЬНЫЕ НАУКИ

Вера в духов, которую мы рассматривали сейчас, сохранялась в Халдее без
существенных изменений в течение многих тысячелетий. Первоначально она разви-
валась у древнейших обитателей страны, аккадов, затем перешла к ассиро-ва-
вилонским народам, которые несколько времени спустя боролись между собой за
обладание странами по Тигру и Евфрату; вместе -с религиозными и суеверными
представлениями сохранилось, разумеется, и возникшее из них искусство закли-
нания. Если бы ко времени царя Ассурбанипала не сохранилось ни веры в духов,
ни искусства заклинаний, то что же побудило бы его приказать приготовить ко-
пию с древнего магического произведения и притом даже перевести оригинал на
ассирийский язык? Этот факт указывает на то, что древние сочинения употребля-
лись еще в их первоначальной форме, что подкрепляется и различными другими
фактами, о чем мы будем говорить позднее.

Конечно, религия, с которой мы встречаемся в древних сочинениях, в течение
времени не могла сохраниться, совершенно не изменяясь. Уже в древние време-
на, именно в эпоху царя Саргона I, приблизительно за 2000 лет до нашей эры, име-
ла место в высшей степени своеобразная реформация, которая внесла нечто но-
вое, но не произвела в древней религии каких-либо существенных изменений.
Халдеи путем изучения астрономии и истории установили тогда совершенно
новый взгляд на то, что собственно должно управлять миром. Вероятно, по пове-
лению царя Саргона на этих началах был написан целый ряд сочинений, часть
которых дошла до нас в списках; из них мы и черпаем наши данные. Эти списки
были приготовлены по повелению царя Саргона II, т. е. приблизительно за 700 лет
до нашей эры, и списаны не с древних оригиналов, а с их списков, относящихся
к XII веку до Р. X. Последними, по всей вероятности, пользовались довольно
часто, так что в различных местах их уже невозможно было читать, когда Сар-
гон II счел нужным заменить их новыми, существующими до настоящего времени;

в этих списках во многих местах среди текста стоит слово <стерто>, очевидно,
переписчик не мог в этом месте прочесть оригинал. Наиболее замечательные из
этих сочинений суть большое сочинение по астрологии на 70-80 таблицах и
большое авгуральное произведение приблизительно на 100 таблицах; кроме них
имеется еще на 25 таблицах оглавление небольшого астрологического сочине-
ния, разделенного на 25 глав, но от его текста, кажется, ничего уже не со-
хранилось.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #23 on: January 19, 2017, 03:43:58 PM »


Основная религиозная мысль, выступающая в астрологических сочинен]
есть вера в то, что небесные тела являются настоящей причиной всего проис
дящего на земле. На основании астрономических наблюдений халдеи рано узн.
что смена времен года, а также и влияние их на все живущее обусловливаю
положением солнца относительно других небесных тел. Отсюда они сделали,
нечно, слишком поспешный вывод, что все явления как в жизни людей, так
природе определялись взаимным положением звезд. Так как они заметили,
данное положение небесных тел правильно и периодически появляется вновь
отсюда следовало, что все явления в природе и человеческой жизни также не
менно должны повторяться по истечении более короткого или длинного перис
Если отметить события, происходящие при данной фигуре, образуемой звезда
т. е. при данном положении разных небесных тел, то можно предсказать, ко
должно повториться это событие, а именно: когда на небе покажется то же
мое положение звезд или тот же самый аспект. Отсюда явилось требование
уметь заблаговременно вычислять наступление данного аспекта. Согласно Э1
воззрениям занятия астрономией давали средства предсказывать все событ
коль скоро раньше было замечено, что именно происходило на земле однов
менно с данным явлением на небе. А для этой цели было достаточно сопостав.
ние астрономических и исторических записей, обнимающих довольно прод<
жительный промежуток времени. Такой труд, вероятно, бьш исполнен еще г
Саргоне I, и с того времени при всевозможных случаях обращались за совет
к астрологическим таблицам, возникшим таким образом. Этим мы легко мож
объяснить себе такое сильное стирание таблиц, что через известный про>
жуток времени требовались новые списки с них.

Астрология, учение об определении будущих явлений при помощи зве;

была для халдеев единственной наукой, побуждавшей их всегда к новым аст{
номическим наблюдениям и записям, чтобы посредством их можно было с на
большей точностью вычислять, когда наступят на небе данные явления. Но э
мудрецы имели в своем распоряжении еще и другое средство для предсказан
хода вещей. Если все, что происходит на земле, имеет свою причину в движени
небесных тел, то и все одновременные явления должны стоять в известш
взаимных соотношениях, так как они возникают из одной и той же причин
Следовательно, отмечая все замечательные и необыкновенные события, одновр
менно происходившие на земле, отмечая их в пределах довольно продолжится
ного периода времени, можно с помощью этих записей предсказывать будущс
Если вновь наступает известная группа одновременно бывших когда-то событи
то за ними должны последовать те же события, которые выступали прежд
ибо ничего не происходит случайно, но все зависит от небесных тел и все п<
риодично, все повторяется вновь, потому что повторяется само движение небе>
ных тел. Из этих наблюдений возникла мантика, учение о предсказаниях грл
дущих явлений посредством земных событий. Мантика и астрология охватывай
всю науку о предсказаниях, все авгуральные знания. Второе из вышеупомянуты
авгуральньк сочинений, которое имеется у нас из времен древнего царя Саргс
на, есть также и мантическое произведение, трактующее о земных явления;

Ниже мы займемся разбором этих двух произведений.

Астрология. Астрономические наблюдения, на которых халдеи основывал
свою астрологию, простираются далеко в глубь веков. Мы не знаем даже, когд
они начались; данные древних авторов слишком невероятны, чтобы их можно был'
принять дословно. Так, напр., Гиппарх говорит, будто халдеи наблюдали звездно
небо за 270 000 лет до того, когда Александр Великий вступил в Персик
Плиний же говорит о 720 000 годах. Даже меньшая из этих цифр быть может уве
личена раз во сто; но что их наблюдения имеют весьма почтенный возраст, эт
видно уже из того, что в большом астрологическом сочинении, составленном, ка;

сказано, за 2000 лет до нашей эры, имеется таблица солнечных и лунных затмени
на каждый день года. Следовательно, уже и в то время такие наблюдения уходил!
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #24 on: January 19, 2017, 03:44:31 PM »

в глубь древности на много веков. Наблюдения халдеев одинаково достойны
удивления и по своей точности. Они знали, что солнечный год имеет 365,25 суток
и что синодическое время обращения луны (период времени от одного новолуния
до другого) заключает в себе 30 дней. Основанием деления времени они призна-
вали время обращения луны; их год разделялся на 12 месяцев, а каждый месяц -
на 30 дней; но так как солнечный год оказывался длиннее на 5 дней, то в каждые
12 лет разница достигала двух месяцев. При этом не принимались в расчет те
четверти дня, на которые солнечный год оказывается больше 365 дней; эти ежегод-
ные остатки вырастали в 124 года до 30 дней, т. е. целого месяца, который тогда
и засчитывался.

Вторым примером точности их наблюдений может служить то, что они знали о
саростических периодах - периодах в 18 солнечных лет или 223 лунных оборота,
за которыми повторялись солнечные и лунные затмения. Благодаря этому они
могли вычислить наступление затмения; но их определения не всегда бывали абсо-
лютно точными, ибо солнце как-то раз пренебрегло их вычислениями и вычислен-
ного затмения вовсе не было. Об этом имеется в высшей степени интересный
документ, посланный царю Ассурбанипалу его обер-астрологом Абиль-Истаром;

начало этого послания гласит так:

Царю, моему повелителю, от твоего слуги Абиль-Истара. Да будет мир моему царю, моему пове-
лителю; да будет милость Неба и Мардука моему царю, моему повелителю. Да даруют великие
боги долгие годы, здравие тела и радость сердца царю, моему повелителю. В 27-й день исчезла
луна. В 28, 29 и 30 день мы ожидали солнечного затмения. Но солнце не вступило в затмение. В пер-
вый день луна наблюдалась в дневные часы.

Смысл этого послания достаточно ясен. Астрономы ожидали солнечного за-
тмения, но оно не произошло. Если бы это случалось довольно часто, то едва ли
они находили бы нужным извещать о том царя. Отсюда мы заключаем, что их
астрономические сведения стояли очень высоко, и они могли вычислять затме-
ния почти с совершенной точностью. Далее мы узнаем из этого документа, что
они вели счет дням месяца от новолуния, т. е. первым днем месяца был день после
новолуния; солнечное затмение должно наступать всегда при новолунии, а в посла-
нии вполне определенно говорится о первом дне, когда луна стала опять видимой.

Остановимся еще на одном пункте этого послания. Астролог желает королю
благословения богов и называет Небо и Мардука. Мы видим, таким образом, что
вера в богов сохранилась еще, и притом не только у народа, но также и у верхов-
ных жрецов,- вероятно, в это время обер-астролог был после царя высшим ли-
цом в государстве. Эта вера в богов, а также и вера в демонов, сохранившаяся,
как сказано, без существенных изменений, стоит в резком противоречии с тем
положением, что звезды руководят всем. Но халдеи сумели весьма остроумно
связать эти два явно несовместимых воззрения, отождествляя высших богов со
звездами. Движущиеся небесные тела и наиболее яркие неподвижные звезды
получили имена двенадцати богов и таким образом отождествились с ними.
И демоны, подчиненные в древней религии власти богов, теперь также оказались
в зависимости от богов, отождествленных со звездами. Получали ли демоны по-
зволение вредить людям, это зависело теперь от положения звезд, это было напи-
сано в звездах. Конечно, демоны остались причиной всякого зла, но только с
согласия высших богов, т. е. звезд. Таким образом, астрология и искусство за-
клинания могли мирно уживаться друг с другом, хотя астрология предпо-
лагала, что все происходит регулярно и поэтому может быть вычислено, между
тем как искусство заклинания предполагало, что все зависит от произвола и
каприза богов и демонов.

Я ограничусь лишь передачей таких отрывков из большого астрологического
сочинения, которые могут дать ясное представление о том, как тщательно вели
халдеи свои астрологические записи; изложение всего этого сочинения потребова-
ло бы слишком много места, да и не представило бы большого интереса. Табли-
цы касаются, разумеется, почти исключительно явлений общественной жизни,
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #25 on: January 19, 2017, 03:45:07 PM »

войны и мира, царя и войска, урожая, ветра и погоды и т. д.; и в этом отношен
они проведены до последних мелочей, так что едва ли было в то время как<
либо небесное явление, которое не ознаменовалось бы известными следствия
на земле.

Ночь распадалась на три дежурства, или стражи. Следующий отрывок дг
объяснение зависимости военных предприятий от этих дежурств:

<Выступать солдатам: I. Вечерняя стража неблагоприятна, полуночная - благоприятна, утр
няя - неблагоприятна. Брать приступом город: I. Вечерняя стража благоприятна, полуночная
неблагоприятна, утренняя - благоприятна>.

Мы, конечно, не можем видеть тех звезд, которые стоят на небе одновременно с солнц
Но благодаря движению солнца звезды, невидимые в одно время года, становятся видимыми в дру1
Такой оборот звезд имел определенное значение для каждого отдельного лица. Объяснение эт
дает нам отрывок из одной таблицы; из него же мы узнаем, что по крайней мере более яркие звез
уже тогда имели свои названия.

<Когда возвращается звезда судьбы, в стране чума. Если звезда Ирби - страна благоденствд
Если звезда сверкающего тела - в стране сила и жизнь. Если звезда страшного дня - стране угрол
ют бедствия. Если звезда Дильме - счастье ожидает страну. Если звезда Абзин - предостереже!
стране. Если звезда Алабастера - благоденствие в стране> и т. д.

На таблице это перечисление идет дальше; на ней отмечено около 30 звезд с объяснен>
обстоятельств, которыми они будут сопровождаться на земле при своем появлении; приведен>
отрывка, однако, достаточно, чтобы дать понятие о таких предсказаниях.

Несколько точнее приводятся данные о явлениях, которыми сопровождаются затмения. Образ'
ком этого я возьму отрывок из месяца Таммуц, из большой таблицы; здесь Солнце стоит в знг
Рака, т. е. в четвертом по халдейскому исчислению времени:

<В первый день, если случится затмение, если оно начнется на юге и будет светло * - умрет i
ликии царь. В месяц Таммуц, во второй день, если наступит затмение и начнется с севера и бу;

светло - царь будет воевать с царем. Таммуца в третий день, если наступит затмение и начнем
с востока и будет светло - польются дожди и будут наводнения. Таммуца, четвертого дня, ее
наступит затмение и начнется с запада и будет светло - в Финикии уродится хлеб. Тамму]
пятого дня, если наступит затмение и взойдет великая звезда - будет голод в стране> и т. д.

Не было на небе ни одного явления, которое не имело бы своего определенного значен!
Подробные таблицы приводят последствия различного взаимного положения Солнца и Луны: <Солн
и Луна равны (находятся в конъюнкции). Страна благоденствует; народ имеет в изобилии насущш
хлеб. Царь страны твердо держится на троне> и т. д.

Халдейские астрологи могли предсказывать не только все, что касалось oi
щественного блага, но и судьбу всякого человека. Всякий человек со дня свое]
рождения находился под влиянием определенной звезды, которая была или пл,
нетой, или неподвижной звездой, находившейся в зодиаке. Жизнь человека зав]
села от положения этой звезды в момент его рождения относительно луны, солю
и планет; вероятно, многочисленная толпа астрологов имела постоянные зан;

тия, определяя это положение звезд (гороскоп) при рождении каждого индивид;

ума. В настоящее время неизвестно, по каким правилам они излагали гороско
т. е. предсказывали судьбу человека на основании аспекта звезд при его рождени:

В средние века это искусство достигло в Европе высокого развития, и ниже м
еще вернемся к этой интересной отрасли авгуральных знаний.

Мантика, т. е. учение об истинном значении земных явлений, как выше уж
замечено, имела свои корни в астрологии и по этой причине стояла с нею в те<
нейшей связи. Но из большого сочинения царя Саргона до сих пор переведен
так мало, что можно получить лишь крайне поверхностное понятие о том, п
каким правилам излагались земные явления. Все сочинение распадается на 1
глав, которые трактуют о наблюдении за полетом птиц и внутренностями жертве!
ных животных, описывают различные явления природы и дают толкование сно
Однако этим мантика далеко не исчерпывается; из других источников мы знае>
что халдеи занимались также и геомантией, т. е. предсказаниями с помощь:

геометрических фигур; кроме того, они часто бросали жребий, чтобы в известны
случаях узнавать волю богов.

О толковании полета птиц до сих пор почти ничего неизвестно; мы знае:

только, что оно играло у халдеев весьма важную роль. Из 14 глав большог

* Т. е. если будет день, затмение наступит днем.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #26 on: January 20, 2017, 01:58:04 PM »

мантического произведения три трактуют об этом, но из этих трех глав почти
что ничего не исследовано. Несколько лучше обстоит дело с объяснением наблю-
дения внутренностей жертвенного животного. Некоторые отделы, трактующие об
этом, имеются в переводе; они заключают в себе целый ряд фантастических
толкований в совершенно такой же форме, как и астрологические.

<Если в желудке осла имеются с правой стороны впадины, то последует наводнение. Если
внутренности осла завернуты на правую сторону и черны, то бог дарует изобилие всего в стране
царя. Если внутренности осла завернуты на левую сторону и черны, то бог не даст изобилия в стране
царя. Если внутренности осла завернуты на правую сторону и синеваты, то будет печаль и горе
в стране царя. Если внутренности осла завернуты на левую сторону и синеваты, то не будет ни
печали, ни горя в стране царя>.

Отсюда видно, что то, что на одной стороне тела признается за благоприят-
ный признак, на другой - приносит несчастье; счастье и несчастье одинаково
распределяются направо и налево. Подобно этому служили приметами ветер и
погода, дождь, облака, молния и другие явления природы, напр. шелест деревьев.
Из диких зверей особое значение для халдеев имела змея, как и для большин-
ства современных дикарей. Змея была символом сверхъестественных знаний; она
была атрибутом Эа, атрибутом божественной мудрости. Возможно, что змей даже
держали в некоторых вавилонских храмах и пользовались ими как оракулами.
Также и драгоценные камни имели свое значение в мантике. В одном истори-
ческом документе из ниневийской библиотеки рассказывается, что когда хотели
узнать, будет ли счастлив или нет предпринятый поход, то с этой целью рассма-
тривали сверху и снизу сверкающие лучи, которые разбрасывал направо и налево
<бриллиант на пальце>. Вероятно, этот бриллиант украшал кольцо на пальце идо-
ла, служившего, таким образом, особым оракулом.

Особенное значение имели собаки и их поведение. Одна таблица объясняет,
что должно означать, если бы чужая собака забежала в храм или во дворец
царя:

<Если серая собака забежит во дворец, то он погибнет в пламени. Если желтоватая собака
забежит во дворец, то его ожидает насильственный конец. Если рыжая собака яабежит во дворец,
то со врагами будет заключен мир> и т. д.

Это перечисление продолжается в таблице в том же духе и становится по-
ложительно комичным, благодаря той основательности, с какой приводятся все-
возможные цвета собак, а также и все более или менее опрятные отправления,
какие только может совершать собачий организм. Например, наименее чистая
сторона собачьей жизни отмечается в другом отрывке:

Если вырвет собаку в доме - умрет хозяин дома. Если собака обмочит во дворце трон, то
умрет царь, и враги поделят между собой его царство. Если собака помочится в храме, то с неба по-
льются потоки дождя, на улицах будет потоп, голод и мор в стране> и т. д.

Вероятно, за собаками строго следили, коль скоро их естественные потребно-
ти могли принести стране столько бедствий.

Все необычайные явления, напр. рождение уродов, тотчас же записывались са-
мым точным образом вместе с их значением. В магическом сочинении имеется
множество таблиц об этой интересной теме; одна трактует об уродах царского
происхождения, вторая - об уродах простых смертных и третья - об уродах
животньк.

Но самое большое значение, по-видимому, имели для халдеев сны. Мы знаем,
что снотолкователи пользовались большим почетом; сны и их значение играют
чрезвычайно важную роль в героической поэме вавилонян, в эпосе Нимрода или
Гильгамиша; герой Гильгамиш и его друг Эабани предугадывают благодаря сно-
видениям все выдающиеся события своей жизни и умеют объяснить их друг
другу. Известно также, как пророк Даниил сделался могущественным человеком
в государстве, сообщив царю Навуходоносору сон, который видел царь, и растол-
ковав его. В книге пророка Даниила говорится: <Тогда возвысил царь Даниила
и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вави-

37

донскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими> (II, гл.4
У халдеев сны играли столь важную роль, что они даже подробно заносили
в свои исторические погодные летописи. В летописях царя Ассурбанипала ил
ется целый ряд сновидений, которые царь видел незадолго перед выдающими
событиями и т. д., и по этим сновидениям каждый раз предсказывался исход, к
кой действительно имели последующие события. Однако нам совершенно не>
вестны правила толкования снов, так как не прочитаны еще трактующие об эт<
таблицы магического сочинения.

Из некоторых отрывков, найденных в Ниневии, видно, что халдеи занимали
также и геомантией, объяснением геометрических фигур. Так как астрономич
ские вычисления требовали значительных сведений по математике, то легко п
нять, почему геомантия пошла на дальнейшие спекуляции над геометрически>
фигурами. Вероятнее всего, эти спекуляции производились так: брали полщ
горсть песку и подбрасывали его над какой-либо гладкой поверхностью; зат<
рассматривали полученные фигуры и объясняли их по известным правилам. Т
ким образом, эта операция указывает на древнее происхождение предсказан!
наших гадалок на кофейной гуще.- Наконец, пользовались жребием и чаще все]
при помощи стрел. Их употребляли, например, если хотели узнать, какой пу'
должно избрать войско, чтоб успешнее напасть на врага. У нас не имеется H]
каких письменных данных самих халдеев о применении этого метода, но в кни]
пророка Иезекииля рассказывается о Навуходоносоре: <ибо царь Вавилонски
остановился на распутье, при начале двух дорог, для гадания; трясет * стрел!
вопрошает терафимов рассматривать печень> (XXI, 21). На ассирийских и вав1
донских памятниках часто изображались эти мантические стрелы, по больше
части восемь стрел. Они - без перьев и тупы и, вероятно, употреблялись двояю
или ими стреляли в воздух, чтобы определить направление, которого следовал
держаться, или же, заметив их какими-либо знаками, одну из них вытаскивал
из колчана.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #27 on: January 20, 2017, 01:58:39 PM »

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХАЛДЕЙСКОЙ МАГИИ

Если мы привели более подробное изложение халдейской магии, то сделал
это не потому лишь, что халдейская система - одна из древнейших и наиболе
законченных из всех когда-либо существовавших, но особенно потому, что суеве
рие и чародейство развивались в Европе, главным образом, под влиянием хал
дейских воззрений. Халдейские представления и операции прежде всего распре
странились по северо-восточной соседней стране, Мидии, жрецы которой, <маги>;

частик> приняли ее, частик> развили свою сходную систему. Напротив, халдей
екая магия не имела доступа в Персию, так как учение Зороастра строго запре
шало всякое чародейство. Только когда персы .при Кире покорили Вавилон
539 году, тогда народы перемешались, и мидийские маги, и вавилонские жрецы
или <халдеи>, как их тогда называли, вскоре достигли при персидском двор
такого же видного положения, каким они пользовались в своей родине. Евреи
получившие от Кира разрешение вернуться на свою родину, разумеется, перенесл]
с собою из вавилонского плена точное знание всей халдейской магии, и это знаню
впоследствии стало распространяться среди народа благодаря книге Еноха и дру
гим псевдоэпиграфическим сочинениям **. В то же время они развивали их в кабале
в таинственную систему, а кабала проникла в Европу сначала окольным путем

* Вероятно сделав на них знаки, трясет их, чтобы перемешать, а затем вытащить одну из шп
Пр. пер.

** Псевдоэпиграфы - это анонимные сочинения, которые выдавались за писания выдающихс;

личностей Ветхого завета - Ноя, Авраама, Иосифа, Соломона и т. д., чтобы через это они приобрел
большее значение.

38

через мавров, а затем играла выдающуюся роль в эпоху средних веков и даже
до последнего времени.

Европа вступила в непосредственное соприкосновение с халдейской магией в
5 веке до Р. X. благодаря войнам греков с персами. Поэтому греческие историки
признают Зороастра, основателя персидской религии, за изобретателя всей магии;

мы знаем теперь, что ничего подобного и быть не могло. Так называемая персид-
ская магия была халдейского и мидийского происхождения. По завоевании Алек-
сандром Великим огромной Персидской монархии бесчисленные толпы магов
наводнили Грецию. Приблизительно в то же время и египетская магия начинает
приобретать все большее и большее значение, но Греция бьша уже тогда так зара-
жена, что то новое, что вносили египтяне, не имело большого влияния. Египет-
ская магия, вероятно, только тогда оказала на Европу свое сильнейшее влияние,
когда арабы спустя много веков завоевали Египет и усвоили себе скудные остатки
мудрости древних египтян, их астрологию и алхимию, которые вместе с евро-
пейской кабалой перенесли затем в Испанию, а после того распространили и далее
по Европе. Поэтому описание этого развития мы должны отложить до другого
раза; теперь же мы займемся исключительно первым влиянием Востока на
Европу.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #28 on: January 20, 2017, 01:59:03 PM »

Греки и римляне

ПЕРВОБЫТНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ МАГИЯ

Относительно магии греков, которой мы займемся сначала, господствуют
самые противоположные взгляды. Некоторые придерживаются того мнения, что
греки в древнейшие времена не имели никакого понятия о волшебстве; другие
исследователи, напротив, видят во всей греческой цивилизации не что иное, как
<воплощенную магию, подобной которой не было ни у какого другого народа, ни
до, ни после греков>. (Ennemoser, Geschichte der Magie, p. 484).

Всякий согласится с тем, что это мнение в буквальном своем смысле крайне
несправедливо; но, с другой стороны, увлекаясь греческой жизнью, не следует
упускать из вида ее темную сторону. Подобно всем древним народам греки
верили в привидения и в демонов, поддерживали культ мертвецов и подземных
духов и представляли себе богов в образе зверей и страшных чудовищ. Название
героя, с которым позднее было связано представление о великих подвигах, пер-
воначально означало лишь душу умершего, продолжающую жить в могиле или в
доме под порогом, или на очаге. Для питания героя лили кровь жертвенных
животных в углубления, через которые она должна была проникать в землю;

могила героя какого-нибудь города становилась для окрестной страны место-
пребыванием оракула. Это почитание героев, тесно связанное с государственным
и правовым строем, сохранилось в греческом мире до позднейших времен. Вместе
с родственным ему поклонением подземным богам оно послужило основанием
для целого ряда жреческих обрядов, носивших характер волшебства, магии,
таинства; обряды эти упрочились тем более, что жреческое сословие и жреческие
семейства в Греции остались почти нетронутыми новым быстро развивающимся
культом и охотнее вращались в кругу традиционных представлений доистори-
ческих греков, чем в кругу новых идей, вызванных ионическим и аттическим
просвещением. Простой народ, само собою разумеется, по развитию стоял не
выше жрецов: аркадские, мессенские и фессалийские крестьяне до времен Рим-
ской империи сохранили свои первобытные культы с медвежьей пляской и фа-
кельным богом, с неуклюжими идолами и грубыми обычаями, с заклинаниями и
чудодейственными исцелениями и вообще придерживались самого наивного суе-
верия, которое легко могло привести к самым грубым заблуждениям и необуздан-
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #29 on: January 20, 2017, 01:59:33 PM »

ному распутству, как это и случилось действительно во время усиления культе
Диониса и Асклепия.

Образованные классы также не оставались чужды этой низшей религии; кром
того, что их вместе с другими увлекали религиозные эпидемии, вроде выш<
упомянутых, в жизни большинства греков оставался элемент суеверия, как эт
видно, например, из празднества анфестерий в Афинах. В эти дни, посвященны
культу мертвых, все ежеминутно ожидали появления привидений и, чтобы зг
щитить себя от них, жевали листья боярышника, мазали дверные косяки смоло!
приносили пищу мертвым, прося их милостиво вкусить ее и т. п., словом, совер
шали действия, свидетельствовавшие о самых первобытных представлениях. И эт
был не единственный случай, когда образованный грек обнаруживал образ мыс
лей, плохо согласовавшийся с греческим просвещением.

Но именно эта дисгармония между суеверием и культурой и представляе
особенный интерес в жизни греков, а вместе с тем показывает нам, наскольк
греческая культура стояла выше других культур древнего мира, которые, как
например, вавилонская, насквозь были проникнуты суеверием и допускали вся
кого рода демонологию. Греческая же культура, в которой мы видим корен
нашей культуры, все более освобождалась от суеверий и избрала своей OCHOBO]
свободную, развитую человеческую личность, как нам ее изображает Гомер. Ионий
ские колонисты на малоазийском берегу, среди которых возникли его поэмы, при
несли с собой очень малую долю культа, суеверия и предрассудков родины i
свободный, можно сказать свободомыслящий, дух этих людей благодаря создан
ному ими эпосу остался незабвенным моментом эллинской жизни и типом истинн<
греческого духа. Поэтому, желая рассмотреть отношение греков к суеверию i
демонологии, мы смело можем избрать своей исходной точкой Гомера.

Помимо хорошо известных олимпийских божеств греческая религия охваты'
вала в гомеровскую эпоху еще целое множество низших духов, так называемы?
<нимф>, населявших всю природу. Это видно, например, из слов Одиссея, когдг
он, высадившись на остров феаков и будучи разбужен криками Навзикаи и ее слу-
жанок, говорит:

(Од. VI, 122 и след.)

<Кажется, девичий громкий вблизи мне послышался голос.
Или здесь нимфы, владелицы гор крутоглавых, душистых,
Влажных лугов и истоков речных потаенных, играют> *.

То, однако, что Одиссей вслед за тем смело выходит из своего убежища
показывает нам, что по греческому воззрению человеку нечего было бояться нимф,
Из многих других мест гомеровских поэм видно, что это были добрые духи, ко-
торые подобно богам лишь в том случае относились враждебно к людям, когда
последние оскорбляли их каким-нибудь поступком. Из вышеприведенной цитаты
можно также сделать вывод, что греки не верили в злых духов. В глазах Одиссея
существуют только две возможности: нимфы или люди; других говорящих существ
он не знает. Халдейский поэт в подобном случае не преминул бы упомянуть о
третьей возможности, о демонах, злоумышляющих против человека.

У позднейших греческих писателей, правда, встречается упоминание о демо-
нах, но последние соответствуют у них скорее духам-хранителям, сопровождаю-
щим каждого человека; во всяком случае они не являются злыми божествами.
С существами же такого рода греки познакомились лишь после того, как вступили
в сношения с халдеями, хотя, впрочем, и в древнейшие времена им не совсем
было чуждо представление о вредящих человеку демонах; свидетельство об этом
можно найти у Гомера, напр. в Одиссее, V, 394 и след.:

<Сколь несказанной радостью детям бывает спасенье
Жизни отца, пораженного тяжким недугом, все силы
В нем истребившим (понеже злой демон к нему прикоснулся),
После ж на радость им всем исцеленного волей бессмертных>.
Logged

Pages: 1 [2] 3   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums