mw2010.ru
May 27, 2019, 04:34:31 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: 1 2 [3]   Go Down
  Print  
Author Topic: Суеверия приметы  (Read 6385 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #30 on: January 20, 2017, 02:00:03 PM »

Но подобные упоминания все-таки представляют лишь исключительное явле-
ние: настоящей демонологии у греков в ту эпоху еще не было.

Согласно их воззрениям все, что случается, происходит по воле богов; боги
посылают человеку и доброе и злое, боги подвергают его болезни, спасают от
гибели, низвергают его душу в гадес - словом, поступают с ним как им заблаго-
рассудится. Всякие особенные напасти, постигающие, человека, служат выраже-



Рис. 10. Нимфы (с греческой вазы).

---^уас

нием гнева богов. Десятилетнее странствование Одиссея и все его злоключения
вызваны лишь мщением Посейдона за то, что герой ослепил его сына циклопа
Полифема (Од. I, 19 и след.):

<Преисполнились жалостью боги

Все; Посейдон лишь единый упорствовал гнать Одиссея,

Богоподобного мужа, пока не достиг он отчизны>.

Если разгневанного бога нельзя умилостивить жертвами, что легко может
случиться, так как боги часто бывают непримиримы в своем гневе,- то пресле-
дуемому остается только один исход - искать помощи у какого-нибудь благопри-
ятствующего ему божества. Так Одиссей беспрестанно призывает Афину-Палла-
ду, которая ему действительно и помогает, насколько она может это делать, не
вступая в открытую распрю со своим могущественным дядей Посейдоном (Од.
VI, 324 и след.):

<Дочь непорочная Зевса эгвдодержавца, Паллада,
Ныне вонми ты молитве, тобою невнятой, когда я
Гибнул в волнах, сокрушенный земли колебателя гневом;

Дай мне найти и покров и приязнь у людей феакийских.-
Так говорил он, моляся, и был он Палладой услышан;

Но перед ним не явилась богиня сама, опасаясь
Мощного дяди, который упорствовал гнать Одиссея,
Богоподобного мужа, пока не достиг он отчизны>.

Словом, во всех тех случаях, когда халдей, вероятно, предположил бы вме-
шательство демона и попытался бы усмирить его путем заклинания, грек с упо-
ванием обращается к тому из божеств, которое ему внушает наибольшее доверие.

41

Поэтому мы не можем и рассчитывать на то, чтобы у них существовало искуссп
заклинания.

Тем не менее у Гомера встречается немало мест, из которых видно, что гре*
верили в возможность волшебства, и притом не только в искусство прориц.
ния,- последнее и у халдеев не было связано с верой в демонов,- но и в от
ративную магию, т. е. в магические действия, могущие изменять ход веще



Рис. 11. Одиссей у Цирцеи.

fSSif^-

Во-первых, естественно, что боги беспрестанно совершают чудеса,- это лежи'
в самой их природе; если бы они не могли совершать действий, превосходящие
силы и способности человека, то они не были бы богами. Но мы видим также
кроме того, что и низшие богоподобные существа: полубоги, нимфы и т. п., одаре
ны большим могуществом. Когда Менелай на Фаросе хочет поймать <правдивс
вещающего морского старца Протея, одаренного божественной силой, взор ко-
торого проникает через морские глубины> (Од. IV, 384 и след.), что это нелегк<
ему удается, как видно из его рассказа (Од. IV, 454 и след.):

<Кинувшись с криком на сонного, сильной рукою все вместе
Мы охватили его; но старик не забыл чародейства;

Вдруг он в свирепого с гривой Огромного льва обратился,
После предстал нам драконом, пантерою, вепрем великим,
Быстротекучей водою и деревом густовершинным;

Мы, не робея, тем крепче его, тем упорней держали>.

Всем известен также рассказ о Цирцее, превратившей товарищей Одиссея i
свиней; но Цирцея - дочь богов и сама богиня. Мысль же о возможности для лю-
дей творить подобные чудеса, по-видимому, не приходила в голову древним грекам
Когда Одиссей возвращается на родину, Афина придает ему вид нищего для
того, чтобы весть о его прибытии не распространилась слишком рано. В таком
превращении видит его в первый раз его сын Телемак; когда же они встречаются
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #31 on: January 20, 2017, 02:00:32 PM »

во второй раз, Афина уже возвратила Одиссею его прежний мужественный
вид, но Телемак все-таки не узнает его (Од. XVI, 194 и след.):

<Нет, не отец Одиссей ты, но демон, своим чародейством
Очи мои ослепивший, чтоб после я горестней плакал;

Смертному мужу подобных чудес совершать невозможно
Собственным разумом: может лишь бог превращать во мгновенье
Волей своей старика в молодого и юношу в старца.
Был ты сначала старик, неопрятно одетый, теперь же
Вижу, что свой ты богам, беспредельного неба владыкам>.

Здесь ясно выражено мнение, что человек сам не в состоянии изменять свой
вид, и Гомер действительно нигде не рассказывает о таких превращениях, в ко-
торых не принимали бы участия боги. В общем, в песнях Гомера очень мало
говорится о волшебстве; именно говорится о нем лишь там, где идет речь о чу-
додейственном применении растительных веществ.

Из таких мест особенно известно одно, на которое часто ссылаются как на
доказательство того, что магия была в ходу у греков: это рассказ о том, как
Елена привела в веселое настроение гостей за столом Менелая, когда они опе-
чалились под влиянием воспоминаний о Трое (Од. IV, 219 и след.):

<Умная мысль пробудилась тогда в благородной Елене:

В чаши она круговые подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
Бедствий дающего; тот, кто вина выпивал, с благотворным
Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать,
Если б и муть и отца неожиданной смертью утратил,
Если б нечаянно брата лишился, иль милого сына,
Вдруг пред очами его пораженного бранною медью.
Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным;

Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,

Им наделила; земля там богатообильная много

Злаков рождает - и добрых целебных, и злых ядовитых>.

Не подлежит сомненчю, что египтянам уже в древности был известен гашиш,
смолистое вещество, добываемое из индийской конопли (Cannabis indica) и еще в
наше время повсюду употребляемое на Востоке как опьяняющее средство. Га-
шиш - на некоторых людей, по крайней мере,- оказывает совершенно такое
действие, какое описано у Гомера, и способ употребления этого сока Еленою
также является вполне естественным и имеет также мало общего с волшебством,
как если бы гости напились вина для того, чтобы позабыть свои огорчения. Одна-
ко в других местах мы действительно имеем дело с волшебством; о кораблях
феакийских в Одиссее рассказывается следующее (Од. VIII, 557):

<Кормщик не правит в морях кораблем феакийским; руля мы,
Нужного каждому судну, на наших судах не имеем;

Сами они понимают своих корабельщиков мысли>.

Подобное же представление находим мы у северных народов, которые при-
знавали за некоторыми семействами особый дар, заключавшийся в том, что когда
они распускали паруса, сейчас же поднимался попутный ветер, направлявший их
корабль куда им хотелось.

Из многих мест Илиады явствует, что под Троей с греками были врачи, ко-
торые при врачевании ран поступали вполне рационально, именно обмывали их и
прикладывали к ним целебные травы. Лишь в одном месте встречаемся мы с
указанием на лечение посредством волшебства, именно по1 поводу того, как Одис-
сей на охоте был ранен вепрем, рассказывается о врачах (Од. XIX, 457):

<... и потом Одиссееву рану

Перевязали заботливо; кровь же, бежавшую сильно,

Заговорили> *.

* В подлиннике: остановили волшебной песнью.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #32 on: January 20, 2017, 02:00:56 PM »

Относительно содержания магических песен или формул, а также о ч
как греки себе представляли их действие, мы ничего не знаем и можем д&у
только предположение. Злых духов они, вероятно, не заклинали уже только п<
му, что не верили в них, как мы это видели выше; да, кроме того, если б они д,
и верили в них, то, вероятно, не предположили бы их вмешательства при та]
простом явлении, как рана, когда виновник этой раны, вепрь, лежал мертвый }
ног. С другой стороны, под словами <магическая песнь>, вероятно, нельзя rai
понимать простое обращение к богам, так как в таком смысле этот терм
наверное, не стали бы употреблять. Таким образом, остается заключить, что гр
верили в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на п
роду вещей, т. е. признавали, что произносимое слово само по себе обладает с
собностью и свойством влиять на естественное течение событий. Это воззре)
лежит, по-видимому, в основе древнегреческого волшебства; да и вообще
нем, должно быть, основывалась магия всех европейских народов в язычео
времена. У северных народов, во всяком случае, можно подметить эту МЫСА!
есть основание предполагать, что она существовала и в других европейских на]
дов, занимавшихся колдовством, но не веривших в демонов.

Вернемся, однако, к греческим врачам. Мы видели, что они даже при лечен
ран прибегали к заклинаниям; естественно предположить, что то же делалоо
при внутренних болезнях, правильное лечение которых требовало, конечно, i
раздо более глубокого понимания дела, чем то, на какое способен первобытн
народ. И мы действительно знаем, что собственно врачебное дело с древнейш
времен было связано с храмами, главным образом с храмами Аполлона и 3ci
лапа. Что там при этом происходило, неизвестно нам в точности, так как N
дицинское дело до Гиппократа (около 400 г. до Р. X.) составляло тайну, xf
нившуюся в известных фамилиях жрецов; но и того немногого, что нам извест!
достаточно, чтоб убедиться в том, что все лечение носило характер религиозн
магии. Больные, желавшие быть принятыми в храм для лечения, должны бы
сначала поклясться в том, что строго будут соблюдать все предписания. Затем о
должны были несколько дней поститься или, по крайней мере, придерживать
строгой диеты, причем употребление вина было почти совершенно воспреще*
После того жрецы водили их по храму и показывали им изображения и поев
щенные богам таблицы, служившие воспоминанием о чудесах, совершенных б
жественною милостью. При этом произносили молитвы и пели священные песи
которые больные должны были повторять вслед за жрецом. Пение часто сопр
вождалось музыкой. Затем совершали жертвоприношение богам; большею часть
приносили в жертву барана, но иногда и других животных, преимуществен!
птиц. Чтобы достойным образом подготовить больных к получению откровения <
бога, их обыкновенно заставляли омываться, затем намазывали их и возлагали i
них руки. Они должны были вдыхать курения, приготовлявшиеся из различнь
трав, и ложились спать на освященных местах во внутренности храма. Во ci
они получали откровение от бога, возвещавшего им смерть или исцеление
указывавшего средство для достижения последнего; на этих указаниях основа
валось дальнейшее лечение. Некоторые писатели того времени сообщают, однак'
что больные не всегда выздоравливали даже в тех случаях, когда выздоровленк
было обещано им от бога.

Если мы теперь обратимся к искусству прорицания у греков, то увиди>
что оно опиралось у них на чисто религиозную основу. Грядущие события всегд
возвещаются богами или непосредственно, или при помощи знаков, которы
люди должны толковать. Непосредственные откровения давались в храмах чере
оракулов. Таких оракулов в Греции было несколько; наиболее известными
почитаемыми из них были оракул Аполлона в Дельфах, в Беотии и оракул Зевс
близ Додоны в Эпире. В обоих этих местах бог давал ответы на предлагаемы
вопросы через посредство жриц; жрица Аполлона называлась Пифия, жриц
Зевса - Пелиада. Но они не могли возвещать слова богов во всякое время и npi
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #33 on: January 20, 2017, 02:01:32 PM »

обыкновенных условиях: чтобы воспринять откровение богов, необходима была
особая подготовка, именно жрицы должны были быть приведены в известное
состояние экстаза. Средством для этого в Дельфах служили пары, выходившие
из расщелины в скале, над которой построен был храм. Пифия всходила на
треножник, поставленный над расщелиной, и под влиянием паров, проникаясь
внушением бога, прорицала его ответ. Последний обыкновенно был, однако, так
неясен, что его должны были сначала истолковать жрецы.



Рис. 12. Таблички с изречениями Додонского оракула.

В Додоне Пелиада пила воду из протекавшего там опьяняющего источника и
благодаря этому становилась подобно Пифии, способной к восприятию сообще-
ний богов. Метод в обоих случаях был один и тот же, только средства различны.

Известно, что многие из греческих оракулов пользовались такой славой, что
не только греческие государства, но и иностранные цари обращались к ним за
советом, когда имели в виду важные предприятия.

Помимо этих способов прорицания, связанных со служением при храмах, су-
ществовали еще и другие средства для определения будущих событий. Некото-
рые люди получали от богов в виде особой милости, а иногда и в виде наказа-
ния дар предрекать будущее. Такие прорицатели, не нуждавшиеся для откры-
вания будущего ни в каких особенных приемах, неоднократно упоминаются у
Гомера (Од. X, 492; Ил. VI, 75. XI, 329). Но и другие смертные, не обладавшие
таким даром, могли предсказывать события, если только умели толковать знаме-
ния, посредством которых боги возвещали свою волю. К числу наиболее распро-
страненных из таких знамений принадлежал, как и у халдеев, полет птиц; о нем не
раз говорится у Гомера (Од. I, 200. II, 158; Ил. II, 858. X, 274. XII, 199). Чтобы
осветить эту сторону греческой мантики, достаточно указать на то, как Одиссей и
Диомед идут во мрак ночи высматривать знамение (Ил. X, 274 и ел.):

<Доброе знаменье храбрым не медля послала Афина,
Цаплю на правой руке от дороги; они не видали.

45

Птицы сквозь сумраки ночи, но слышали звонкие крики *
Птицей обрадован был Одиссей и взмолился Афине> .

Всегда считалось хорошим знаком, если птица летела справа налево, поэт<
оба героя и воздали хвалу Афине. К числу явлений природы, служивших пр
знаменованием, принадлежала молния, которую Зевс посылал возвещать и дури
и хорошее. В Илиаде упоминается также в одном месте о кровавом дол
как о предвестии грозящего бедствия (Ил. XI, 63).



Рис. 13. Одиссей и Тирезий.

ч^'

Наконец греки прибегали еще к одному виду прорицания, запрещенному у
халдеев, именно к некромантии, т. е. к заклинанию мертвых с целью узнать от
них будущее. Это единственное магическое действие, которое Гомер описывает
более или менее подробно; его совершает Одиссей, по совету Цирцеи приплывший
через Океан к входу в Гадес (Од. XI, 23 и ел.):

Дав Беримеду держать с Эврилохом зверей, обреченных
В жертву, я меч обнажил медноострый и, им ископавши
Яму глубокую в локоть один шириной и длиною,
Три совершил возлияния мертвым, мгой призванным вместе:

Первое смесью медвяной, второе вином благовонным,
Третье водой, и мукою ячменною все пересыпав,
Дал обещанье безжизненно-веющим теням усопших:

В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву
Им принести и в зажженный костер драгоценностей много
Бросить; Тирезия ж более прочих уважить, особо
Черного, лучшего в стаде барана ему посвятивши.

* Перев. Н. И. Гнедича.

46

Дав обещанье такое и сделав воззвание к мертвым,
Сам я барана и овцу над ямой глубокой зарезал;

Черная кровь полилася в нее, и слетелись толпою
Души усопших из темной бездны Эрева поднявшись:

Души невест, малоопытных юношей, опытных старцев,
Дев молодых, о утрате недолгой жизни скорбящих,
Бранных мужей, медноострым копьем пораженных смертельно
В битве, и брони обрызганной кровью еще не сложивших.
Все они, вылетев вместе бесчисленным роем из ямы,
Подняли крик несказанный; был схвачен я ужасом бледным>.

Чтобы заставить их говорить, Одиссей дает им по очереди напиться крови,
налитой в яму; кровь, как жизненньп?ч;ок, на короткое время возвращает жизнь
мертвецам.

Из других суеверных представлений, которые с уверенностью можно вы-
вести из древнейших времен, укажем еще на <выбор дней>, т. е. на веру в счастли-
вые и несчастные дни, о чем упоминается у Гесзиода.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #34 on: January 20, 2017, 02:02:57 PM »

ГРЕЧЕСКАЯ МАГИЯ
ПОСЛЕ ПЕРСИДСКИХ ВОЙН

Греки сохранили только что изложенные воззрения до эпохи персидских
войн, т. е. приблизительно до 500 г. до Р. X. Уже несколько ранее греческие
философы в своем стремлении рационально объяснить происхождение и при-
роду бытия начали колебать основы старой веры в богов. Размышление о
природе и назначении души привело Пифагора и Эмпедокла к отрицанию
верования в пребывание души, в гадес; в замен этого они допускали стран-
ствование души, благодаря которому она постепенно становится совершен-
нее. Таким образом, в круг понятий греков проникло представление о
духах и демонах; это представление скоро нашло себе опору в учении о де-
монах и в связанной с ним магии, с которыми греки познакомились после своего
столкновения с персами. Особенно жители Фессалии, где персы сравнительно
долго держались, приобрели себе с тех пор славу кудесников.

Фессалийские женщины могли при помощи особых мазей превращать людей
в животных и в камни, а ночью они по воздуху отправлялись на любовные похо-
ждения. Вот где начало средневекового верования в путешествия ведьм. Богиня
луны, Геката, первоначально являвшаяся божеством благодетельным, огра-
ждавшим от зла, постепенно превратилась в покровительницу ведьм и властитель-
ницу всего мира волшебства.

Об этой Гекате позднейшие греческие писатели передавали массу мифов
и сказаний; между прочим, они оставили нам полное описание обрядов и за-
клинаний, посредством которых призывавшие ее могли заставить ее появиться.
Церемонии были якобы предписаны самой Гекатой; она говорит:

<Сделайте статуи из гладко отполированного дерева сообразно с моими более подробными
указаниями, которые я сейчас дам. Сделайте туловище этой статуи из корня дикой руты (Ruta
graveolens) и украсьте его маленькими домовыми ящерицами; потом замесите мирру, стираксу и ладан
вместе с этими животными и выставьте смесь на воздух при нарождающейся луне. Произнесите
затем ваше призывание в следующих словах: <Приди, подземная, земная и небесная Бомбо, богиня
дорог и перекрестков, приносящая воздух, ходящая ночью, враждебная свету, благосклонная к
ночи и сопутствующая ей, радующаяся лаю собак и пролитой крови, бродящая во мраке блуждаю-
щим огнем среди могил, жаждущая крови и наводящая ужас на мертвых. Горго, Мормо, луна из
1000 обликов услышь благосклонно нашу жертву>. Вы должны употребить столько ящериц, сколько я
принимаю различных видов; исполните все тщательно; сделайте мне жилище из опавших лавровых
ветвей, и, после того как вы обратите горячие молитвы к моему изображению, я явлюсь вам во
сне>.

Спутницы Гекаты назывались эмпузами или ламиями, некоторые авторы изо-
бражают их как человеческие существа, как ведьм, сопровождающих богиню в ее
ночных странствованиях и пользующихся, в свою очередь, случаем пуститься в
любовные приключения. Другие представляют их себе в виде демонов, которые,

47

правда, вступают в сношения с мужчинами, но лишь для того, чтобы высосать >
них жизненные соки, служащие им для питания. Так как по отношению к тако!
рода фантастическим образам воображению был открыт неограниченный просто]
не стесненный никакими определенными представлениями, то нас не должн
удивлять большое разнообразие в описании их.

Согласно показаниям Плиния распространение магии в Греции ведет свое ш
чало от некоего Остана (Ostanes), придворного предсказателя Ксеркса, сопрс



Рис. 14. Геката.

_____ вождавшего его во время похода
M^MIH'^MИ'ИII^M^M*ИM'^1^"'II^И'^S* Грецию и написавшего обширное со
чинение о магии; но особенно разви
лось колдовство лишь после того, ка1
Александр Великий завоевал Перси>
и Египет. Тогда не только многие гре
ки были посвящены в тайные халдей-
ские и египетские науки, но, с друго>
стороны, и в Грецию прибыли многи<
жители покоренных стран, так что i
эпоху, последовавшую за войнам>
Александра Македонского, Греция
положительно была переполнена пер-
сидскими и египетскими прорицате-
лями, которых называли <халдеями,
магами и математиками>. Благодаря
им греки познакомились с чужими ре-
лигиями, боги которых носили вар-
варские имена, а так как Гомер и Ге-
сиод не оставили для этих богов места
на Олимпе, то греки отнесли их к раз-
ряду демонов. Народ стал питать к
этим толпам демонов страх, которого
уже не внушали им старые олимпий-
ские боги, постепенно лишившиеся
всякого уважения вследствие своих
чересчур человеческих, неоднократно
воспетых слабостей. О новых богах не
было известно таких позорящих рас-
сказов - греки признали их и стали
оказывать им чисто восточное почита-
ние, выражавшееся- в призываниях и
заклинаниях на персидском, ассирий-
ском и египетском языках, которых

греки не понимали и которые они по-
этому исказили, так что в конце кон-
цов заклинания эти превратились в совершенно бессмысленные формулы. Стран-
ствующие же чужеземные кудесники и прорицатели постоянно поддерживали
веру в могущество своих богов и демонов.

Из различных древних свидетельств видно, что эти кудесники нисколько не
стеснялись прибегать к фокусам и тому подобным обманам, чтобы упрочить
свое влияние в народе. Особенно обычно было у них заклинаниями вызывать
светящийся образ Гекаты. Для этого существовало несколько способов. Прежде
всего нужна была совершенно темная комната; там кудесник заранее рисовал на
стене асфальтом или каким-нибудь другим горючим веществом человекоподобную
фигуру, и когда лицо, обращавшееся к богине/ заклинаниями и другими цере-
мониями достаточно было подготовлено к ее появлению, кудесник подносил
огонь к нарисованному изображению, которое сейчас же вспыхивало. Иногда же
эти чародеи вместо того выпускали птицу, к ногам которой было привязано
какое-нибудь легко воспламеняющееся вещество; перепуганная птица металась,
конечно, по комнате, а не менее перепуганный посетитель падал ниц на землю,
покрывал себе голову и призывал богиню.

« Last Edit: January 28, 2017, 04:38:39 PM by Desert17 » Logged

Pages: 1 2 [3]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums