mw2010.ru
August 19, 2019, 08:15:45 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Суеверия приметы часть 2  (Read 3140 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: January 28, 2017, 04:38:02 PM »

РИМЛЯНЕ

Относительно развития суеверия в Риме в древнейшую эпоху мы имеем сравни-
тельно лишь очень скудные сведения; но, насколько можно судить, римляне во
всем, что касалось существа дела, стояли на той же ступени, что и греки гоме-
ровской эпохи. В древнеримской религии мы не находим настоящего учения о
демонах; тем не менее римляне верили в привидения, в души злых людей, осужден-
ные за свои грехи после смерти блуждать по земле. Кроме того, римские писа-
тели упоминают также о strigae, т. е. старухах или ведьмах, соответствующих
греческим эмпузам или ламиям, летающих в образе птиц и пожирающих людей.
Нельзя, однако, поручиться, действительно ли все эти представления римского
происхождения и не заимствована ли, по крайней мере, идея их у греков, с
колониями которых в южной Италии римляне очень рано вступили в сношения.

Впрочем, не подлежит сомнению, что уже в древнейшие времена римлянам
были известны некоторые магические приемы. О преемнике Ромула, Нуме Пом-
пилии, рассказывают, что он занимался теургическим искусством, т. е. различ-
ными действиями, при помощи которых он мог даже заставлять богов появляться-
в видимом образе. Его преемник Тулл Гостилий, по преданию, был поражен
молнией за то, что при одном таком случае обманул богов. Римляне верили
также, что при помощи магии можно переманить хлеб с чужого поля на свое,
и древнейшие римские законы, законы двенадцати таблиц (около 450 г. до Р. X.),
заключали в себе положительное воспрещение такого образа действия. Дальше
этих немногих известир^ле простираются наши сведения касательно колдовства
у римлян до того врекЗии, когда они пришли в непосредственное или посред-
ственное соприкосновение с народами Востока.

Несколько более осведомлены мы о том, что касается искусства прорицания,
мантики, или гадания, у римлян. Это искусство у них, также как и у греков,
носило чисто религиозный характер: боги посредством особых знамений выража-
ли свою волю, и людям оставалось лишь толковать эти знамения. Древнейшее
учение авгуров, вероятно, исключительно опиралось у римлян на наблюдения за
полетом птиц; на это знамение обращали внимание при всех важных обществен-
ных вопросах, а также во многих частных делах. Всякий образованный римля-
нин должен был уметь толковать полет птиц; но для государственных целей
назначались особые чиновники, авгуры, которые во всяком деле должны были уз-
навать волю богов при помощи этого знамения. Слово авгур и означает именно
птицегадатель (avi-gur; gur кельт.-vir). Авгур очерчивал своим жезлом (lituus)
некоторое пространство и на этом пространстве после молитвы к богам ожидал от
них знамения; последнее толковалось в утвердительном или отрицательном
смысле, так что в нем видели прямой ответ богов на вопрос о том, следует или
нет приводить в исполнение то или другое предприятие. Для этой цели могли,
однако, служить не все птицы, и не всякому давались такие знамения. Голуби
могли служить знамением только для царей, потому что эти птицы никогда не
летают в одиночку, подобно тому, как цари никогда не выходят без свиты.
У некоторых птиц, как, например, воронов, ворон, сов, петухов, знамением служил
крик, у других, как, например, у орла и коршуна,- полет. Благоприятным счи-
тался у одних птиц полет справа налево, у других - слева направо.

Позднее, когда вера в старинные способы прорицания несколько ослабела,
между тем как государство, в силу традиции, все-таки сохраняло должность
авгуров, был изобретен новый прием - именно получать знамение посредством
кормления кур. Для этой цели держали в клетке молодых кур, и когда нуждались
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: January 28, 2017, 04:39:43 PM »

в знамении, то выпускали их и наблюдали за тем, как они пожирали брошенга
им корм. Если они жадно набрасывались на него, так что даже роняли часть
клюва,- это был отличный знак; если же они, напротив, не обращали внимай
на корм, это толковалось как предвестие беды. Такой способ был, разумеете
очень удобен, так как легко можно было заранее обеспечить себе желанш
знак, заставив кур голодать или, напротив, предварительно накормив их.

У своих ближайших соседей, этрусков, римляне уже в очень раннюю эпо:

научились многим другим формам прорицания. Этруски были древним итали
ским племям, происходившим, по свидетельству Геродота, из Лидии. И действ
тельно, сходство между этрусскими и халдейскими произведениями искусе'
настолько велико, что не оставляет сомнения относительно близкого родства эт1
двух народов. С другой стороны, и между приемами этрусского и халдейско]
искусства прорицания наблюдается столь полное сходство, что его странно бы;

бы объяснять делом случая. Почти все те виды мантики, на которые мы указал
выше как на общеупотребительные у халдеев, существовали, по свидетельсп
древних авторов, и у этрусков. К числу различных отраслей мантики у этруско
как и у халдеев, принадлежали: толкование чудесных событий, наблюдение з
молнией, за внутренностями жертвенных животных, за полетом и криком пти]
за новорожденными уродами и т. п. Со всем этим вскоре познакомились и рик
ляне. Сначала они приглашали этрусских Haruspices, т. е. исследователей вщ
тренностей жертвенньи животных; позднее же вошло в обыкновение посылат
знатных юношей в Этрурию для обучения различным видам мантики. Но из эти
видов получили, кажется, распространение в Риме, по крайней мере по отношени!
к государственным предприятиям, лишь наблюдения за внутренностями живот
ных и за молнией.

Наконец, Римское государство обладало еще в высшей степени замечательны>
произведением из области магии, это были Сивиллины книги, к которым и обраща
лись за советом в особенно трудных и критических слочаях.

Как рассказывает предание, царю Тарквинию Гордому было прЙддожено сначала купить де
вять таких книг; но он нашел цену их слишком высокой; тогда продавец сжег сначала три книги
потом еще три; наконец царь купил оставшиеся три за эту же цену, в какую были оценены BCI
девять книг. Они были написаны греческими гекзаметрами на пальмовых листьях. Их положил!
на хранение в храм Юпитера Капитолийского, и для толкования их была учреждена коллегия И5
пятнадцати человек, которые должны были сохранять в глубокой тайне содержание книг. Пред-
полагают, что эти книги представляли собрание изречений греческих оракулов, изложенных таким
образом, чтобы они могли годиться на все времена. Цицерон говорит по этому поводу: <Автор изло-
жил их так искусно, что все происходящее можно считать предсказанным в них, так как в этих изрече-
ниях нет никаких указаний на определенных людей или определенную эпоху. Кроме того, он на-
рочно выражается так темно, что одни и те же стихи в различные эпохи могут быть отнесены
к совершенно различным событиям. Строение стихов показывает, однако, что они написаны не
сумасшедшим; в них виден скорее результат искусства и прилежания, чем плод внутреннего возбу-
ждения и волнения>. Это сочинение, к которому, как уже было сказано, обращались за советом
в необычайных случаях, когда искусство авгуров и гадателей по внутренностям (Haruspices) ока-
зывалось недостаточным, погибло во время пожара около 400 года после Р. X.

Когда римляне расширили свое господство в Италии и вступили в соприкосно-
вение с чужими народами, они, подобно грекам, переняли у них многие религиоз-
ные и суеверные представления. Благодаря этому римские воззрения скоро при-
близились к описанным нами выше греческим воззрениям.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: January 28, 2017, 04:40:22 PM »

Евреи

Говоря о народах, исповедовавших истинные религии - ветхозаветную Ев-
рейскую и Христианскую,- необходимо строго различать отношения к волшеб-
ству самой религии от тех уклонений от нее в действительной жизни, которые
обусловлены были невежеством, непониманием или прямым отступлением от
предписаний религии.

50

Из всех народов древности ни один не был настолько чужд суеверию и выте-
кавшему из него колдовству, как народ еврейский. Еврейская религия, чистей-
ший монотеизм, какой только когда-либо существовал, не признавала никаких
духов, ни добрых, ни злых, которые могли бы иметь значение помимо Иеговы,
творца и промыслителя мира. Отсюда вовсе не следует, однако, чтобы народ еврей-
ский совершенно не был знаком с магическими действиями. Мы видели выше,
что колдовство, или оперативная магия, бывает двоякого происхождения. По-
добно халдейской и имеющей с ней много общего египетской магии оно может
основываться на представлении о борьбе между богами и демонами, и тогда имеет
целью заклинание последних при помощи известных формул или же, подобно
всей европейской магии, колдовство может вытекать из представления о воздей-
ствии, оказываемом на природу вещей произносимыми словами (или начерты-
ваемыми знаками). Хотя последняя форма совместима с чистым монотеизмом,
так как она даже вовсе не предполагает веры в низшие духовные существа;

однако с такого рода колдовством евреи никогда не приходили в соприкосновение,
а сами они, понятно, не могли его изобрести.

Евреи были уже с древнейших времен знакомы с магией египтян и соседних
с ними языческих народов, находившейся, разумеется, в тесной связи с религией
и со множеством богов этих народов. Поэтому занятие волшебством было для
евреев равносильно идолопоклонству и отпадению от Иеговы. В законе Моисея
волшебство сопоставляется с идолопоклонством; то и другое строго воспрещено.

Мы читаем в 5-й книге Моисея, X, 12: <Не должен находиться у тебя проводящий сына своего
или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов,
волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то
мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего>.

Мы видим, что здесь всевозможные формы колдовства поставлены на одну
ступень с обычаем заставлять своих сыновей и дочерей проходить через огонь;

последнее же тождественно с идолопоклонством, как это явствует из 5-й книги
Моис. XII, 31:

<Не делай так Господу, Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они
делают богам своим; они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим>.

Итак, волшебство приравнивается к идолопоклонству; иначе и быть не могло,
так как язычники, как мы это видели на халдеях, почти неизбежно должны
были прийти к магии, и знакомое евреям волшебство предполагало веру во мно-
жество добрых и злых духов, т. е. идолопоклонство. Таким образом, для евреев
понятия <идолопоклонство> и <волшебство> должны были казаться равносильны-
ми. Поэтому за то и другое определяется по закону Моисея и одинаковое нака-
зание, именно - побиение камнями. Это постановление находим мы в 3-й книге
Моисея, XX, 1 ел. и 27: <И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам
Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между изра-
ильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ
земли да побьет его камнями>.- <Мужчина ли или женщина, если будут они
вызывать мертвых или волхвовать да будут преданы смерти; камнями должно
побить их, кровь их на них>. Так мы видим, что в иудействе магия строго
воспрещена, между тем, как в язычестве, она, естественно, вытекала из самой
религии, в силу чего ею занимались и жрецы. По еврейской религии всякого
рода магия была отпадением от истинного Бога. Таким образом, религия евреев
не давала им ни малейшего повода самим изобретать магические действия. Они
занимались колдовством лишь тогда, когда подпадали искушению подражать
своим соседям-язычникам, а так как последние знали только египетскую или
халдейскую магию, то евреи никогда не наталкивались на европейские виды
магии, которые легче было примирить с чистым монотеизмом.

Всем хорошо известно, что многие еврейские цари, а с ними, вероятно, и весь
народ часто преступали упомянутые пункты закона. Саул, правда, изгнал прори-
цательниц, однако меры его не были настолько строги, чтобы не удалось остаться,
по крайней мере, одной из них, именно волшебнице эндорской, к которой
впоследствии сам обращался (2 Цар. XXVIII, 3-15).
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: January 28, 2017, 04:40:51 PM »

Многие из последуют
царей были решительными идолопоклонниками: Ахаз приносил в жертву люа
(2 Парал. XXVIII, 3), а о Манассии сказано (2 Парал. XXXIII, б): <Он же щ
водил сыновей своих чрез огонь, в долине сына Енномова, и гадал, и ворож]
и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников: мне
делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его>. Итак, колдовство
только было известно закону Моисея, строго воспрещавшему его; но евреи и
деле были знакомы с ним и прибегали к нему. Но их колдовство всег,
заимствовано у чужестранцев, оно является нарушением закона, а не естестве
ным следствием их религии.

В Египте еврейский народ жил изолированно, в отдельной области, вне с>
шений с египтянами, так что, вероятно, лишь немногие были посвящены в египе'
скую магию. Она хранилась в тайне египетскими жрецами и поэтому, есп
ственно, оставалась неизвестной массе еврейского народа. Когда же евреи осн<
вались на собственной земле, одних сношений с соседними народами был
достаточно, чтобы познакомить их с языческими религиями и суевериями; однг
ко от занятия колдовством их еще удерживал закон. В Вавилоне дело меняете!
Здесь евреи жили между вавилонянами; из книги Даниила мы знаем, что пр
дворе Навуходоносора воспитывались еврейские мальчики, а в книге Ездры I.
69 сказано, что в то время, когда евреи получили от Кира позволение вернутьс
на родину, они обладали большими сокровищами. Из этого видно, что они сво
бодно жили среди господствующего народа, а так как древняя аккадийская ма
гия не составляла тайны какого-нибудь отдельного класса, но была извести.
всему народу, то всякий еврей имел возможность близко познакомиться с маги
ческим искусством. В силу этого во время плена и по возвращении из неге
развивается у евреев философия и литература, поведшая к образованию сект
стремившихся примирить халдейскую демонологию с религией. Точкой опоры
для нее служило следующее неправильно понятое место в 1-й книге Моисея,
VI, 1-4:

<Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери: тогда сыны Божий увидели
дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто выбрал. И сказал Гос-
подь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть,
пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того
времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это
сильные, издревле славные люди>. Это место ошибочно толковали в том смысле, что под <сынами
Вожиими надо понимать ангелов, которые смешались с людьми и поэтому пали и были отвергнуты
Богом, таким образом они стали демонами и породили демонов. Все это произошло с божественного
соизволения по наущению диявола, который благодаря этому сделался повелителем обширного
царства демонов>.

Таким-то способом некоторые еврейские секты пытались примирить языче-
скую демонологию со своей религией, которой первоначально было совершенно
чуждо учение о злых духах. С этих пор халдейская магия процветала у евреев
во всех своих формах подобно тому, как она привилась и у других народов,
приходивших с нею в соприкосновение. По-видимому, между евреями особенно
было рапространено искусство заклинания: греческие и римские писатели того
времени часто называют еврейских заклинателей в числе кудесников и прорица-
телей, странствовавших по римской империи.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: January 28, 2017, 04:41:42 PM »

ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА

Мы пришли теперь к тому моменту, когда христианство кладет начало ве-
ликому перевороту во всех человеческих отношениях. К этому времени, как мы ви-
дели, весь цивилизованный мир, мир иудеев, греков, халдеев и египтян, был скован
цепями суеверия и порабощен страхом перед демонами, которого не в состоянии
были уничтожить греческие философские системы, старавшиеся лишь приискать
для веры в демонов рациональные основания. Христианство избавило людей от
этого страха перед злыми духами не тем, что оно отрицало бы существование
демонов, напротив, оно признавало, что демоны существуют, но сама сущность
христианского учения, вера во всемогущего Бога заставляла признавать всех низ-
ших духов бессильными по отношению к людям, искавшим помощи у единого ис-
тинного Бога. Власть ада была подорвана тем, что явилась сила, против кото-
рой не могли устоять демоны. Первые отцы церкви: Юстин мученик, Татиан,
Ориген, Тертуллиан и др.- развивали учение о демонах, прямо вытекавшее из
воззрений еврейской религии. Большая часть господствовавших в ней пред-
ставлений о злых духах была усвоена христианством в неизмененном виде.

Между иудейскими богословами долго велись споры о том, являются ли
языческие божества лишь фантастическими образами, т. е. плодом человеческого
измышления, или это действительные существа, демоны, которым люди поклоня-
ются лишь по причине недостаточного познания истинного Бога; последний
взгляд в конце концов одержал верх, и согласно с этим 5-й стих 96 псалма
получил в александрийском переводе Библии следующую редакцию: <Ибо все
боги народов суть демоны, но Господь сотворил небо>. Имена чужих богов пре-
вратились, таким образом, для иудеев в имена демонов, из которых могуще-
ственнейшими считались Бел или Вельзевул (Baal - Sebub) халдеев и их утрен-
няя звезда Истар (у римлян Люцифер). Вельзевула стали считать князем демо-
нов, а Люцифера главой возмутившихся ангелов, причем основывались на словах
Исаии XIV, 12: <Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю
попиравший народы>. Как видно из текста, слова <денница, сын зари> составля-
ют здесь просто аллегорическое выражение, под которым надо понимать могу-
щественный Вавилон, покоривший другие народы; однако это не помешало еврей-
ским кабалистам толковать эти слова как название падшего ангела.

К этому взгляду примкнули и христианские отцы церкви.

Лактанций, умерший в начале IV века, оставил следующее краткое и ясное изложение господ-
ствовавшей в его время веры в демонов: <Все стремления демонов и нечистых духов направлены
на то, чтобы уничтожить царство Божие и погубить людей. С этой целью они при помощи кажу-
щихся чудес и оракулов внушили людям безумную мысль, что они - демоны - боги. Так создали они
язычество с его мифологией и культом. Они же положили начало магии, гаруспициям,
некромантии, искусству авгуров и астрологии. Кроме того, они всевозможными другими способами
готовят погибель людям; но христианину нечего их бояться, напротив, дьявол со своими демонами
беспрестанно должен страшиться христиан, которые имеют власть не только изгонять их отовсюду, но
и заставлять их называть свои имена и сознаваться, что они не боги, хотя им и поклоняются в
храмах (как языческим богам)>. В таком же роде выражаются и другие отцы церкви, в том числе
Аврелий Августин, мнения которого в течение нескольких столетий пользовались величайшим
влиянием в христианской церкви.

Итак, мы видим, что христиане признавали существование магии, но считали
ее дьявольским искусством. Поэтому христианская церковь решительно воспре-
щала колдовство, сколько ради зла, которое оно могло причинить, столько же вви-
ду того, что при этом нельзя было обойтись без идолопоклонства, без помощи
демонов. Это неоднократно выражалось в постановлениях церковных соборов,
например, эльвирского в 305 и 306 гг. и анкирского в 314 году.

Как же относилась в это время к таким вопросам наука? Единственная
наука, о которой тут может идти речь,- это философия, так как естественные
науки были в то время еще настолько мало развиты, что не могли иметь никакого
решающего значения в такого рода проблемах. Правда, естественные науки
сделали большие успехи под покровительством Птоломеев в александрийском
музее, где занимались врачебной наукой, прикладной математикой (астро-
номия, математическая оптика) и химией в форме алхимии; но все эти науки
находились еще в младенческом состоянии и не могли содействовать разреше-
нию вопросов о демонах и колдовстве. Философы, напротив, старались разре-
шить этот вопрос и пришли к такому же результату, как и отцы церкви, что
было весьма естественно, так как и многие из отцов церкви, как, например, Кл
мент Александрийский, Ориген и Афанасий, были выдающимися философам
языческие же философы основывали свои положения на учении Пифагора
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: January 28, 2017, 04:42:17 PM »

Платона.

Платон сделал решительный шаг, отвергнув многочисленных богов древн
греческой религии и признав их чисто фантастическими образами. Взамен их i
предположил Творца мира, Строителя, от которого мир получил свое начало
который всем управляет и руководит.

Это воззрение удержалось, хотя и с некоторыми изменениями, в позднейш>
философских школах; но наибольшего развития философский монотеизм впервь
достиг лишь в учении Филона Александрийского, жившего во времена Христ
Филон был еврей и внес в греческую философию возвышенное представление
Иегове. По его учению Бог настолько выше всего конечного, что ему невозможк
приписывать свойства, присущие земным существам: <Мы можем только сказат
что Бог есть, но что он такое?> Затем так как со стороны столь возвышенног
Божества нельзя себе представить непосредственного вмешательства в мир, т
должны существовать посредники между Богом и миром, ангелы и демонь
исполняющие божественные повеления. Эта идея получила дальнейшее развита
в так называемой неоплатонической школе, самыми выдающимися представителя
ми которой были Плотин, Порфирий и Ямблих. В особенности последний при
вел учение об ангелах и демонах в законченную систему, установив целый ря
степеней для богов и демонов, подчиняющихся высшему Божеству. Можн
подумать, что эта система заимствована им у халдеев; подобно им он признае
12 высших богов и 72 низших; затем следуют ангелы, демоны и герои. Это учени
снова дало прочную опору мантике и искусству заклинания, и вряд ли можю
сказать, чтобы философы были свободнее от страха перед демонами, чем необра
зованные язычники. Так, например, неоплатоники предписывали своим ученика>
множество разных обрядов, как-то: очищение, воздержание от мясной пищи
безбрачие и т. п. В соблюдении этих обрядов они видели условие нравственно!
жизни, а также средство для избавления от преследований демонов, так ка1
путем подавления своих земных потребностей они надеялись усвоить себе вьгс'
шую, божественную природу.

Религия и наука, христианство и философия сходились, следовательно, i
том, что признавали реальное существование демонов и придавали действитель-
ное значение волшебству, производимому при их помощи. Отцы церкви утвер-
ждали, что демоны с божественного соизволения имеют власть вредить людям,
особенно побуждать их к отпадению от истинной веры. Без сомнения, они ве-
рили также, что христианину нечего бояться демонов, но сам факт веры не
предохранял от преследований злых духов, напротив, еще в большей степени
подвергал их, так как гибель христианской души должна была доставлять де-
монам величайшую радость и быть им особенно выгодной; ведь благодаря
этому усиливалось их собственное царство и ослаблялось царство Божие. Поэто-
му христианину беспрестанно грозили преследования демонов, и для борьбы
с ними ему необходимо было могущественное оружие. Такое оружие не магиче-
ское, а действительное должна была доставить верным церковь.

Уже Ориген (вначале III века) высказал, что божественным словам свойствен-
на чудесная сила. Особенное значение в этом смысле придавал он началу первой
книги Моисея, многим местам в Евангелии от Иоанна, семи словам, сказанным
со креста, молитве Отче наш и т. д. Но самое сильное действие оказывает на
нечистую силу произнесение имени Иисуса Христа. <Пусть тот, кто хочет убе-
диться в этом,- пишет Афанасий,- совершит крестное знамение или произнесет
имя Иисуса среди бесовского навождения, оракульского обмана и магических
чудес, и он увидит, что немедленно демоны обратятся в бегство, оракул замолчит
и все чудеса магии и колдовства прекратятся>. Подобно крестному знамению
могущественным предохранительным средством, имеющим силу прекращать
всякие бесчинства демонов, служит также окропление освященной или <свя-
той> водой.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: January 28, 2017, 04:42:46 PM »

К сожалению, вера в божественную помощь часто неправильно понималась
как отрицание естественной помощи, что привело к печальным результатам в
области врачебного искусства. Между тем как со времени Гиппократа встре-
чались настоящие врачи, объяснявшие болезненное состояние человека естествен-
ным расстройством организма и поэтому употреблявшие против него естествен-
ные средства, теперь постепенно установился взгляд, что всякая болезнь есть
дело злого духа,- взгляд, представлявший, таким образом, возвращение к точке
зрения халдеев.

При таких обстоятельствах никакая действительная медицина была невоз-
можна; считалось даже греховным прибегать к ней за помощью. Уже из одного
примера это будет достаточно ясно:

Епископ Григорий Турский (+594) написал книгу о чудесах святого Мартина. В ней он рас-
сказывает, что, описавши 99 чудес, он остановился на сотом номере и оглянулся кругом, как вдруг по-
чувствовал сильную боль в левой стороне головы, так что не мог более работать. 24 часа терпел
он эту боль; но так как ему не делалось лучше, то он пошел в соборную церковь к гробнице святого,
помолился там и прикоснулся к больному месту гробничной занавесью; в то же мгновение он по-
чувствовал облегчение. Спустя три дня боли опять возобновились; то же средство помогло опять.
Через некоторое время он пустил себе кровь, и злой дух внушил ему мысль, что головная боль
произошла только от лишней крови и что от такого кровопускания она может пройти. Но как только
он это подумал, так прежняя боль возобновилась с еще большей силою. В раскаянии он снова пошел в
церковь, помолился о прощении ему его грешных мыслей и прикосновением занавеси на этот раз
был исцелен окончательно. Рассказ свой Григорий заключает следующими словами: <Каждый че-
ловек может из этого происшествия вывести поучение, что не следует прибегать к земным сред-
ствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными средствами>.

Древние способы гадания тоже вошли в употребление с применением к ним
христианских форм. Один из очень употребительных способов состоял в том, что,
закрыв глаза, открывали Библию и клали палец на открывшуюся страницу. На-
йденный таким образом текст должен был служить указанием того, что надо
делать. Высшие церковные власти предостерегали, однако, против употребления
такого способа в неважных житейских делах.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #7 on: January 28, 2017, 04:43:37 PM »

ОТНОШЕНИЯ НОРМАННОВ К ДРУГИМ
НАРОДАМ

Наши сведения о религиозных и суеверных представлениях норманнов име-
ют, можно сказать, исключительным своим источником <эдды> и исландские
<саги>. Последние, несомненно, были написаны уже после введения в Исландии
христианства, именно в XII и в последующих столетиях; поэтому можно было
ожидать, что составитель их часто будет вводить свои личные христианские
взгляды в круг языческих понятий, выражаемых сагами. Однако, по-видимому,
это имело место лишь в очень незначительной степени. Характерные для христи-
анства взгляды проявляются в сагах лишь крайне редко и то лишь в тех случаях,
когда речь идет о событиях, происшедших после введения христианства. Так,
напр., существует большая разница между временем до и после введения христи-
анства во взглядах на то, насколько позволительно употреблять искусство
волшебства. Если дело идет о событиях предшествующих христианству, то
употребление рун и чародейных заговоров никому не ставится в вину даже в том
случае, если они применяются с целью сделать зло. Но всего лишь полвека спустя
Энгаль, убийца Гретты Сильного, был объявлен альтингом (народным собранием)
лишенным мира за то, что он одолел Гретту посредством волшебства; и в этом
случае было установлено, что всякий, кто будет употреблять такие запрещенные

способы, должен считаться <лишенным мира>. Таким образом, в этом MI
автор высказал большую верность преданию, тогда как ему как христиаи
очень легко было отнестись с порицанием ко всякому языческому волшебс
в чем бы оно не проявлялось. Поэтому мы можем быть достаточно уверен
ми, что и в других местах саги дают нам вообще правильное изображение oi
шений, существоваших в языческие времена.

Часто возбуждался вопрос о том, где было первоначальное отечество
религиозных и суеверных представлений, которые нашли свое выражение в cai
возникли ли они на севере или же они были заимствованы от других народе
только получили у норманнов свое дальнейшее развитие. Мы, однако, не мол
распространяться здесь по этому поводу, так как у нас речь идет только об изоб
жении обстоятельств, бывших на севере, и то уже в такое время, когда там р
пространилось христианство и северные страны начали воспринимать южноев
пейскую культуру. Развитие древнего учения об азах и тех суеверных предс'1
лений, которые мы находим в сагах, произошло, разумеется, гораздо рам
этого времени; происхождение их теряется во мраке первобытных времен, и мы
будем заниматься связанными с ним вопросами. В то же время совершенно яс
что мы не можем рассчитывать на то, что в столь поздних произведениях,
ковы саги, мы найдем лишь самые первобытные представления. Норманны :

дили по разным местам не только в качестве викингов, но и как мирные кут
и многие из них подолгу жили верингами * в культурных государствах того в
мени. Поэтому нельзя сомневаться, что многие из представлений, выступающи
сагах, вовсе не северного происхождения, но были заимствованы с разных cropi
Некоторые из них, несомненно, взяты у финнов; этот народ по всему северу с..
вился своей магией; самые могучие и страшные волшебники и волшебницы.
которых говорится в сагах, почти всегда финны. Это обстоятельство имеет т
больший интерес, что финны во многих отношениях стоят в близком родств<
древнехалдейскими народами; в особенности их религия, демонология и маги.
как мы увидим ниже, приближаются к халдейской. Таким образом, северные CT{
ны уже в очень раннюю эпоху подвергались влиянию халдейской магии. Т
не менее, сколько я могу судить, магия саг гораздо более похожа на гречесю
магию гомерова времени, от которой она, однако, отделена приблизитель:

на два тысячелетия, чем на современные с нею остатки халдейской магии в ю^
ной Европе,                                       г

Сходство магии саг с магией гомеровского эпоса обнаруживается в трех ра
личных пунктах: 1) Ни саги, ни Гомер не знают собственно демонов. 2) Опер
тивная магия, волшебство и там и здесь основываются на непосредственном во
действии слова (а на севере также и письменных знаков) на природу вещей и i
имеют ничего общего с заклинанием злых духов. 3) Искусство предсказан!
основывается и у Гомера и в сагах на толковании предзнаменований, посре,
ством которых боги или духи-хранители предупреждают людей о грядущих я
лениях, и вовсе не имеет научно-астрологического отпечатка халдейской мантик
Это сходство, очевидно, имеет чрезвычайно важное значение, так как благодар
ему мы можем пользоваться важнейшими данными саг, чтобы набросать картш
собственно европейской магии, которая во многих пунктах существенно отл1
чается от восточной, халдейской и египетской. Теперь мы ближе рассмотрим Ti
что находим в эддах и сагах.

* Веринг, или варяг, значит спутник, соучастник; так назывались нормандские викинги в Bi
зантии.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #8 on: January 28, 2017, 04:44:20 PM »

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОРМАННОВ О ДУХАХ

Кроме собственно богов, азов саги упоминают еще множество низших духов,
фетиров (домовых) и фильгьяров *. Они были духами-хранителями всей страны,
области или отдельных лиц. У всякого был свой дух-хранитель, который, как дума-
ли, иногда показывался другим людям во сне; такое явление всегда предвещало в
будущем какие-нибудь события. В саге Эрвара-Одда рассказывается, как один из
его родственников видел во сне огромного белого медведя, который кружил
около острова, к которому они пристали; этот сон был истолкован так, что белый
медведь был духом-хранителем Эрвара.

Такие рассказы о сновидениях встречаются часто; один из наиболее интересных, к которому мы
еще возвратимся впоследствии, находится в саге Гунлауга-Ормстунга. Торстень, сын могущественного
вождя Эгиля Скаллегримсена, рассказывает гостившему у него приятелю Баарду следующий сон:

<Снилось мне, что я был дома на Борге; я сидел перед дверью и смотрел вверх на дома; на коньке
я увидел чудного лебедя, который, как мне казалось, принадлежал мне и который мне очень нра-
вился. Вдруг со скалы спустился большой орел, сел рядом с лебедем и начал ласкаться к нему; и
лебедю нравилось это, как мне казалось; я рассмотрел орла, он был черноглазый и имел железные
когти и, как мне казалось, был молодец-птица. После этого я заметил второго, летевшего с юга;

он спустился на Борг, сед на крышу к лебедю и хотел также его приласкать; это был тоже большой
орел. Но сейчас же, как грезилось мне, первый орел замахнулся своим крылом на второго и они дра-
лись долго и яростно, и я видел, как оба они истекали кровью; наконец оба они свалились с дома,
каждый на свою сторону, и оба были мертвы; лебедь остался один и был очень опечален. Затем
прилетела с запада другая птица, села рядом с лебедем и очень дружески обходилась с ним; потом
обе они улетели в том направлении, откуда прилетела эта птица; тогда я проснулся. Этот сон боль-
шого значения не имеет и указывает лишь на ветры, что дуют из тех стран, откуда прилетел
орел>. Однако Баард заметил: <мое мнение другое: эти птицы должны быть духами-хранителями
великих мужей>. Затем он объяснил, что, по его мнению, должен означать этот сон (см. ниже
стр. 68).

Далее, норманны представляли себе, что феттиров и фильгьяров можно испу-
гать головами с раскрытым ртом и, разумеется, разогнать, таким образом, духов-
хранителей страны почиталось за большое несчастье. На первом альтинге (т. е. на
первом заседании законодательного и судебного собрания) в 928 г. был издан за-
кон, чтобы всякий, кто причаливал где-либо к берегу, если на его форштевне
находилось изображение головы с раскрытым ртом, должен был, прежде чем вы-
садиться, снять это изображение. Поэтому не было ничего хуже того кощунства
и глубже той обиды, какую можно было нанести человеку, обратив на него <кол
зависти> (Neidstange), т. е. воткнув в землю кол с лошадиной головой и раскры-
тьш ртом, обращенной на его двор.

Как надо при этом поступать, говорится во многих сагах (напр., в саге Ватнисдэла и в саге
Эгиля Скаллегримсена) и особенно подробно в том месте, где Эгиль Скаллегримсен направляет
<кол ненависти> против Эриха Блютакса и королевы Гунгильды; когда все было готово, Эгиль
высадился на острове, взял в руки ореховую палку и поднялся на хребет гор, обращенных к стране.
Здесь насадил он на кол лошадиную голову и после обычного приспособления сказал: <здесь я ставлю
кол зависти и обращаю зависть на короля Эриха и королеву Гунгильду> (при этом он повернул
лошадиную голову на страну) <и обращаю против всех ветров страны, которые основались и живут
в стране, чтобы они всегда блуждали и не находили бы себе постоянного места, пока они не прогонят
из страны короля Эриха с королевой Гунгильдой>. И он воткнул кол в расщелину скалы и вырезал
на нем руны, заключавшие в себе это заклинание.

В числе <злых существ> норманны различали много видов; однако ни кого из
них не принимали за демонов в собственном смысле, которые ищут людей, чтобы
принести им вред. Это, по-видимому, не совсем настоящие духи; в битве с ними че-
ловек может победить их, даже убить. Это относится ко всяким привидениям,
великанам, гигантам (Trollen) и призракам. Борьба великанов с азами достаточно
известна из эдд; в сагах они почти не играют никакой роли; только о некоторых
замечательных фигурах, напр. штеркоддерах, в сагах рассказывается, что они при-
надлежали к породе великанов; однако хотя они и были больше и сильнее обыкно-
венных людей, но все-таки были смертны; они могли пасть от меча. То же самое

* Изначально тени, следующие за человеком.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #9 on: January 28, 2017, 04:45:08 PM »

относится к троллям, которые часто фигурируют в сагах, но лишь в наиболее ф<
тастических, напр. в саге Эрвар-Одда. Эти тролли, или великаны, как они ино1
называются, живут в своей собственной стране, лежащей к северу, и не смея
ваются с людьми; лишь в исключительных случаях, как, напр., в саге о Гретте, о
называются обитателями пещер в пустынных местностях Исландии. Но они, ее
ственно, не духи; так, напр., вполне ясно говорится, как Гретте в своей битве
троллем распорол последнему живот; внутренности его выпали и были унесены BHI


горным потоком, так что тот, кто ожидал Гретте внизу, думал, что он убит. До-
стойно также внимания, что все эти тролли и великаны постоянно изображаются
в то же время и чародеями *. Но волшебство есть такая сила, которая больше,
чем та, какой они обладают. Поэтому троллей нелегко было победить без вол-
шебства; Эрвар-Одд мог ослепить волшебницу Гнейп только при помощи стрел Гу-
зы, т. е. стрел, заколдованных финским конунгом Гузой, которые сами собой
возвращались на тетиву. Выходцы с того света * * и призраки играют в сагах весь-
ма важную роль; самые различные мотивы заставляют человека делаться привиде-
нием. Если разделить привидения по поводам их появления, то по меньшей мере
можно насчитать 5 таких классов, а весьма вероятно и больше. Некоторые пока-
зываются только потому, что их наследники мучат их каким-либо способом, но
как только это прекращается, так привидения тотчас же исчезают. Так, напр.,
в саге Лаксдалерна говорится:

<Раз ночью девушка Гердис видела во сне, что к ней пришла женщина в полотняном плаще
и сурового вида и обратилась к ней со словами: <Скажи своей бабушке, я не могу выносить, что она
каждую ночь так нападает на меня и проливает надо мной столько горячих слез, что я от этого на-
чинаю совершенно сгорать. Я говорю это тебе, потому что тебя я могу лучше переносить, хотя и в
тебе есть нечто чудесное; но от тебя я все-таки могла бы добиться чего-нибудь, если бы мне не ме-
шала Гудруна>. После этого Гердис проснулась и рассказала Гудруне свой сон: Гудруна увидела
в нем добрый знак. На следующее утро она велела вынуть в церкви из пола несколько досок в том
месте, где она молилась, стоя на коленях, и затем копать под ними землю; там нашли несколько
отвратительного вида синих костей, крюк и волшебный жезл, из чего можно было заключить, что
здесь была похоронена вала, или языческая волшебница; кости были отнесены дальше в такое место,
куда всего меньше мог зайти человек>. Таким способом вала, по-видимому, нашла себе покой.

* В северных языках понятие трольд (первоначально-великан) перешло прямо в понятие
<волшебник> и стало вполне с ним тождественным. Трольд значит теперь волшебник.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #10 on: January 28, 2017, 04:45:42 PM »

В других случаях привидения показываются как предзнаменования, чтобы
объявить живущему какое-нибудь печальное событие: его кончину или нечто по-
добное.

Когда Торкель, муж Гудруны, утонул со своими воинами, Гудруна, ничего о том не знавшая,
вечером пошла по обыкновению в церковь. Там показалось ей, что Торкель и другие воины стоят
перед церковью; она могла видеть, как вода стекала с их платья. Она не говорила с ними, но вошла в
церковь и оставалась там, сколько ей хотелось, потом вернулась домой, думая, что Торкель при-
шел туда со своими воинами; но когда она вошла, то там никого не было. Тогда она стала размышлять
обо всем этом явлении. Только на следующий день Гудруна узнала, что они утонули. О подобном
случае, где покойники являются к оставшимся после них, рассказывается также и в саге Торфина
Карлземна.

Показываются еще и такие покойники, кто не успел при жизни исполнить
свой особый долг, напр., выполнить последнюю волю умершего. Они не знают по-
коя, пока не заставят живущих, посылая на них разные несчастья, выполнить
то, чего не успели сделать сами.

Замечательный рассказ в этом роде мы находим в эйрбиггернской саге. Она интересна еще и
по описанию в ней того, как прогоняют пришельцев с того света; поэтому мы рассмотрим ее несколько
подробнее.

Торгунна, богатая женщина с южных островов, долго жила на Фродае у Торода Бонда. Она
захворала и умерла, поделив все свое имущество. Между прочим, она велела сжечь свою постель
вместе со всеми принадлежностями. Однако этого не сделали, так как ее постель была очень дорога.
Тогда начали происходить страшные явления: люди из этого дома один за другим сходили с ума и уми-
рали; кроме того, появилась болезнь, от которой тоже многие умерли; но с каждым умершим нечистая
сила становилась все злее, ибо все умершие делались привидениями. Из 30 лиц, живших в доме,
умерло 18, и наконец дело дошло до того, что оставшиеся в живых должны были покинуть те
комнаты, где призраки умерших каждый день являлись у огня. Сын Торода Кьяртан отправился
к своему дяде году * Спорре за советом о том, что делать с такими чудесами. Год посоветовал сжечь
постель Торгунны, а на призраков пожаловаться дверному суду (т. е. такому суду, который заседал
в дверях). Кроме того, он послал вместе с ним одного священника, который должен был совершить
там богослужение. Кьяртан и священник взяли с собой много людей и вечером прибыли в Фродаю
к тому времени, когда зажигался огонь. ДалеЧе в саге говорится: <Хозяйка Турила захворала той же
болезнью, от которой померли другие. Кьяртан тотчас же вошел и увидел, что Тород, как и раньше,
сидит уже у огня вместе с другими призраками. Он взял постель Торгунны, подошел к огню, взял
уголь, вышел с ним и сжег всю постель Торгунны. После этого Кьяртан вызвал на суд Торера Видлега
(одного из являвшихся мертвецов), а Торд Каузе вызвал Торода Бонда за то, что они являлись в дом
без разрешения и приносили вред здоровью и жизни людей. Все, кто сидел у огня, были привлечены
к суду. Затем был назначен дверной суд, и дело разбиралось совершенно так, как на тинге; были опро-
шены свидетели и произнесен приговор. Когда приговор суда был произнесен над Торером Видлегом,
он поднялся и сказал: <Я сидел, пока я мог сидеть здесь>; затем он вышел через другую дверь, где
не заседал суд. Затем был произнесен приговор над пастухом, и как только он выслушал его, тот
встал и сказал: <Я должен удалиться, хотя это должно было бы случиться раньше>. Когда Торгунна
услыхала свой приговор, она встала и сказала: <Я оставалась здесь, пока могла>. Так поступали
с каждым по очереди, и когда они выслушивали свой приговор, то вставали, говорили что-нибудь
и удалялись, заявляя, что делают это с неудовольствием. Наконец очередь дошла до Торода Бонда;

он поднялся и сказал: <Теперь здесь уж нет больше покоя, пустите же нас, мы все улетим!> -
и с этими словами он вышел вон. После этого Кьяртан вошел туда со всеми людьми; священник
обнес святую воду и святыню (реликвию) по всему дому и потом совершил мессу со всею торжествен-
ностью. С тех пор исчезли на Фродае всякие привидения>.

Этот рассказ особенно интересен тем, что выходцы с того света подчиняются
законам живых людей; они уступают, если того требует закон, но уступают не-
охотно, так как им было хорошо у огня; таким образом, они во всех отношениях
родственны людям; не подлежит никакому сомнению, что изгнание призраков
посредством дверного суда есть обычай чисто языческий. В саге даже прямо гово-
рится, что <язычество лишь немного сократилось, хотя люди крестились и по
имени сделались христианами>. Решительный совет дает языческий жрец Снорре,
а священник, очевидно, не играет никакой роли до тех пор, пока не прогнали
призраков. На этом основании, весьма вероятно, что здесь мы имеем начало тех
особенных процессов, которые потом практиковались у христиан против полевых
мышей, майских жуков и т. п. нечисти.

Призраки, о которых мы до сих пор говорили, могут считаться добрыми,
так как они являлись не за тем, чтобы приносить людям несчастье, но, кроме

* Год - жрец.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #11 on: January 30, 2017, 02:04:41 PM »

того, в числе привидений были также и злые существа. Они частию блужд
свободно, частию были прикреплены к месту. Первые суть души злых людей,
торые не могут найти себе покоя в могиле, но постоянно возвращаются из i
чтобы причинять новые неприятности людям. Вторые - души скупых, KOTOJ:

взяли с собой в могилу свое богатство и стерегут, чтобы никто не похитил <
Оба рода призраков имеют с первыми то сходство, что они удивительно живу
их можно убить еще один раз, но после этого необходимо принимать особ
меры, если хотят сделать их навсегда безвредными. Рассказы об этом часто BCT]
чаются в сагах. Так как победоносные битвы с призраками требовали мужест;

силы и крепости, то подобные битвы служили украшением жизни величайших
сильнейших героев. Особенно сага Гретта Сильного богата такими подвигами, т
как он считался одним из храбрейших людей, когда-либо живших в Исланди
чтобы лучше обрисовать это суеверие, мы возьмем один пример из этой саги.

Во дворе Торгальсштада завелась нечистая сила, действие которой распространялось преим
щественно на скот. Крестьянин искал такого пастуха, который мог бы прогнать ее; наконец <
нашел такого человека, Глаама, который брался покончить с призраком. Глаам рисуется коренасты!
дюжим парнем, чрезвычайно видным из себя, с большими голубыми глазами и серыми, как у волк
волосами. Крестьянин обрадовался, найдя его, но другим он не понравился. Он никогда не ходил в це)
ковь, никогда не пел и не верил в Бога; он был нелюдим и строптив, и все возненавидели его. В ноч
под Рождество он оставался на дворе, а на утро нашли его труп, причем ясно было видно, что меж^
Глаамом и призраком происходила жаркая битва; но Глаам, должно быть, остался победителем, и6
прежний призрак никогда уж более не возвращался. Но дело приняло теперь еще худший оборот, та
как Глаам сам сделался привидением и стал вредить не только скоту, но и людям. <Кто видел ег<
делался слабоумным, а другие же совершенно теряли рассудок>. Он начал даже разрушать дворь
ломать дома и приносил вообще много вреда. Как только узнал о том Гретте, то отправился в Торгальс
штад, чтобы вступить в битву с привидением. Глаам явился ночью как раз в ту комнату, где спа)
Гретге, и начал грызть его; между ними завязалась ужасная борьба. <Балки вылетели, и все руши-
лось, что только попадалось им на пути>. Наконец развалился весь дом, и они продолжали бой нг
улице; Гретте упал на Глаама. Когда Глаам упал, то облака закрыли луну, а он в упор взглянул на
Гретте: Гретте сам говорил потом, что это был единственный взгляд, который вселил в него страх; он
сразу почувствовал упадок сил, сколько от утомления, столько и от того, что видел, как страшно вра-
щал Глаам своими глазами. Гретте не мог даже извлечь меча и находился как бы между небом и
преисподней. Но злоба Глаама была гораздо больше, чем у других призраков, и он заговорил: <Тебе,
Гретте, стоило больших трудов встретиться со мной, не удивляйся же, если от меня достанется тебе
небольшая польза... До сих пор ты стяжал себе славу своими подвигами, но отныне ты найдешь в
них только беспокойство и смертельное поражение; самое большее, что ты совершишь, принесет тебе
несчастье. Ты не найдешь себе покоя и будешь жить в одиночестве; я кладу на тебя проклятие,
и пусть эти мои глаза всегда стоят перед тобой; пусть будет тебе невыносимо оставаться наедине,
и это будет твоей смертью>. Как только призрак проговорил это, к Гретте снова вернулись его силы,
он выхватил меч, отсек ему голову и приложил ее к его задней части. Затем сжег весь труп Глаама,
собрал золу в кожаный мешок и зарыл ее вдали от лугов и дорог.

Чтобы действительно убить привидение, необходимо, как рассказывается
здесь, отсечь ему голову, приложить к задней части тела и затем сжечь весь труп.
Точно так же поступали и с дравгарами *, с которыми смельчаки вступали в
бой, чтобы захватить сокровища из могильных склепов. Так, напр., в саге Ромунда
Грейпсена описывается бой с дравгаром Трайном, бой очень сходный с боем Грет-
та и Глаама и окончившийся тем, что Ромунд отсек призраку голову и сжег его
труп.

Мы рассмотрели теперь, по крайней мере, важнейшие группы сверхъесте-
ственных существ, в которых верили языческие норманны. За исключением филь-
гьяров, бывших, по-видимому, настоящими духами, все остальные существа отли-
чаются от людей только своей крепостью и большим волшебным искусством. Их
можно было победить оружием; они повинуются законам; их власть простирается,
следовательно, немного дальше, чем власть обыкновенных людей. Если сравнить
описание троллей, великанов и привидений в сагах с описанием демонов у халдеев,
то ясно выступает разница между теми и другими, даже если и приписать живости
восточной фантазии большую часть страшного характера халдейских демонов.

* Обитатель обычных у норманнов могильных холмов или курганов.
60

Образы северных привидений никак нельзя признать за демонов; они являются
человеку только в исключительных случаях, и их можно быстро прогнать тем
или другим способом. Магические действия, употребляемые для их изгнания, как
мы уже видели, очень немногочисленны. Ниже мы, между прочим, увидим, что нор-
манны знали множество магических операций и применяли их на практике при
самых разнообразных случаях в жизни; но это волшебство не состоит ни в какой
связи с призраками. Так как они не были демонами, т. е. первопричиной всего
злого, то магия норманнов и не имела своей задачей заклинания демонов. Теперь
же мы исследуем, какую цель преследовала северная магия и в каком виде нор-
манны представляли себе действие этой магии.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums