mw2010.ru
August 19, 2019, 07:56:47 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Приметы магия мистика. часть 4  (Read 2815 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: February 01, 2017, 04:03:58 PM »

Так как катары приписывали дьяволу большую силу
 
74
 
думали, что истинное христианское учение искажено его влиянием, то их прямо
обвиняли в поклонении дьяволу и, естественно, что против них поднялись также
старинные обвинения еретиков. Поэтому во многих странах почти одновременно
началось жестокое преследование катаров и многие из них находили свою смерть
на костре (Ketzer, еретик = Katharer).
 
 
 
Рис. 20. Ведьма, делающая град.
(Из книги Гуачиуса).
 
Не лучше обошлись и с альбигойцами и вальденсами в двенадцатом веке.
Эти секты, на которые можно смотреть как на предвестников протестантизма,
так как они ставили священное писа-
ние выше авторитета церкви,- нахо- *^^"^"^'^^T^^^^T*''''*'""'''*м^^^^>'^"
дили себе во Франции и Германии
приверженцев не только среди наро-
да, но также и среди князей, дворян-
ства и католических епископов, так
что в этих странах смотрели на цер-
ковь как на устарелое и смешное уч-
реждение. Поэтому папы Иннокен-
тий III и Григорий IX стали пропове-
довать крестовый поход против этих
сект и учредили инквизиционный три-
бунал, перед которым приводили вся-
кого, кого подозревали в сношении с
еретиками. Папская булла, изданная
против германских еретиков в 1233
году, показывает нам, за что собствен-
но преследовали обвиняемых. Ерети-
ков обвиняли в почитании дьявола,
который лично показывался им в об-
разе лягушки, черной кошки или
очень бледного человека. Он дает хо-
лодный как лед поцелуй вступающе-
му в союз посвящаемому, у которого
вместе с тем исчезает всякое воспоми-
нание о католической вере. Тогда его обязывают всячески надругаться и осмеять
христианские таинства и делать, вообще, все то, что запрещается по учению
церкви. Такие преступления, конечно, подлежали наказанию смертью; поэтому
эти секты подвергались беспощадному и часто кровавому преследованию в тече-
ние более двадцати лет и были истреблены.
 
Однако при всех этих преследованиях за ересь никогда,- по крайней мере
официально,- не возбуждалось обвинение в ведовстве; этого и не могло быть,
пока сама церковь оставалась при своем отрицательном взгляде на возможность
чародейства и пока было в силе постановление канона епископов. В середине же
XIII века произошла полная и внезапная перемена в отношении церкви к этому
вопросу, когда Фома Аквинский, самый выдающийся из учителей церкви того
времени, высказал взгляд, явно противоречивший практике, кот&рой до сих пор
придерживалась церковь в течение нескольких веков.
 
Этот новый взгляд на вещи кратко и ясно изложен в следующих положениях: <О ведьма^ мы
знаем, что некоторые думают, будто бы не существует никакого ведовства и что оно возникает из
неверия; они думают также, что демоны существуют только в человеческом воображении, так что люди
порождают их, так сказать, из себя самих и потом пугаются этих образов, созданных их вообра-
жением. Но католическая вера утверждает, что демоны существуют, что они могут вредить своими
кознями и препятствовать плодовитости брака>. И далее: <Следует принять во внимание необхо-
димость допустить, что демоны, по попущению Божию, могут вызывать вихри в воздухе, подымать
ветры и заставлять огонь падать с неба. Хотя телесная материя относительно принятия той или иной
формы и не подчиняется ни добрым, ни злым ангелам, но одному только Богу-Творцу, но по
отношению к движению в пространстве телесная природа создана так, что подчиняется духовной.
Примером этого может служить человек, члены которого движутся только под управлением его
воли. Следовательно, если допустит Б.ог, то не только добрые, но и злые духи могут собственной
 
силой достигнуть всего, что только может быть достигнуто посредством движений в пространств
Так они могут вызывать ветер и дождь и другие подобные явления в воздухе посредством движен>
паров, поднимающихся с земли и с моря>.
« Last Edit: February 01, 2017, 04:07:49 PM by Desert17 » Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: February 01, 2017, 04:10:17 PM »

Если Фома Аквинский мог стать в такое противоречие с господствующим д
этого взглядом церкви и провести свое мнение, то, конечно, основание для этог
заключалось в том, что в действительности он выразил не только свои собствен
ные взгляды, но и взгляды той эпохи. Значит, произошел полный переворот
общем понимании относительно возможности чародейства. Это обстоятельств
следует приписать главным образом влиянию на Европу мавританской магии
Благодаря крестовым походам и мавританским университетам в Испании, евро
пейцы пришли в соприкосновение с арабами и, познакомившись с естествознаниек
и магией, которая ревностно культивировалась маврами, развили эти науки еще
далее. Альберт из Больштедта, названный Альбертом Великим (род. в 1193 г.)
Рожер Бэкон (род. в 1214 г.) и Арнольд из Вилланова (род. в 1240 г.) слыли вс
всей Европе за чародеев благодаря своим сведениям по естествознанию, позво-
лявшим им производить необъяснимые для народа фокусы. Фома Аквинский
был даже учеником Альберта Великого, но сомнительно, чтобы он правильно по-
нял его искусство.                                            ^

Сказание передает, что однажды в тайной мастерской Альберта появилась удивительно краси-
вая фигура женщины, приветствовавшая Фому человеческим голосом. Чтобы избавиться от этого
дьявольского наваждения, Фома бросился бить ее палкой, отчего фигура рухнула с гулом и ка-
кими-то особенными звуками. Как раз в это время вошел Альберт и с гневом закричал: <Фома,
Фома, что ты наделал? Ведь ты уничтожил мне работу 30 лет>. Быть может, этот рассказ несколько
приукрашен, но едва ли подлежит сомнению, что Альберт изготовлял художественные автоматы,
чем часто занимались старинные магики. И если в основании этого рассказа лежит хоть некото-
рая доля правды, то весьма естественно, что Фома, едва ли понимавший истинное положение ве-
щей, сделался ревностным поборником веры в чародейство.

Конечно, для церкви было трудно совершенно уничтожить канон епископов,
однако при добром желании это удалось и уже в год смерти Фомы Аквинского,
1264 г., в Лангедоке имел место первый процесс ведьм. Понятно, что как в этом
случае, так и в ближайшее время, обвинения в чародействе обращены были не
больше как к одному или немногим лицам. Но раз начались такие обвинения,
то легко уже было к обвинениям, направленным против постоянно возникаю-
щих еретических сект, присоединить и обвинения против ведовства. Так в тече-
ние какого-нибудь полвека возникли понятия о <еретических сектах> и <ве-
довских сектах>, а вместе с тем в главных чертах положено было основание
для понятия черной, или дьявольской, магии, которое господствовало в Европе до
начала восемнадцатого века как среди народа, так и среди образованных классов
общества. Эта дикая фантазия стоила Европе больше невинной крови, чем все
современные ей войны. В следующей главе мы увидим, как представляли себе
эти сообщества ведьм и что считали целью и задачей их деятельности.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: February 01, 2017, 04:10:48 PM »

СОЮЗ С ДЬЯВОЛОМ И ШАБАШ
ВЕДЬМ

Efficiens primaria, т. е. первой и действительной причиной, почему человек
делается ведуном, или ведьмой, и присягает в верности дьяволу, оказывается
сам дьявол. Однако он ничего бы не мог достигнуть, если бы человек своими
грехами не давал ему повода вмешаться. Неверующий или маловерный, тот, кто
легкомысленно клянется, кто мстителен или злопамятен, человек с разнузданны-
ми инстинктами, кто неумеренно ест и пьет, наконец, любопытный, кто хочет
знать больше других, всегда будет ощущать искушение искать помощи у дьявола.
Но такое наущение получается или прямо от дьявола, или через его помощни-
ков - ведьм. Но если человек решился искать помощи у дьявола, то что он дол-
жен предпринять, чтобы быть принятым в общество ведьм?

76

На это достопочтенный пастор Давид Медерус в своей третьей проповеди о
ведьмах отвечает таким образом:

<Ослепленные люди сами признаются, что прежде всего они должны отказаться от святой
Троицы, Христа, христианской веры и святого крещения, отречься от них и выразить поругание все-
му этому; в особенности же в церквах, когда священник читает текст евангелия, отрицать про себя
все читанные слова и таким образом объявить себя врагом Бога и Христа: ибо пока они остаются
еще при Христовой вере, до тех пор черт не может воспользоваться ими как орудием своей соб-
ственной воли; христианская вера причиняет ему всякие неприятности. Во-вторых, они должны также
обещать быть врагами всему, что исходит от Бога, всем творениям, всем чадам Божиим, и вредить им
везде, где возможно вредить, всегда и везде, где только они могут. В-третьих, они должны дать
обещание признавать одного дьявола за своего бога, повелителя и царя, почитать его и быть покорными
ему во всех делах. В-четвертых, они должны креститься иначе, а именно во имя дьявола, а иные во
имя всех дьяволов; при этом обряде другие ведьмы приносят кипящую воду и купель; такое кре-
щение совершает или сам сатана, или же одна из ведьм, и при этом не всегда с особой пышностью;

часто посвящение происходит в колдобине или навозной луже; при этом новопосвященной ведьме
дают другое имя. В-пятых, такое лицо, присоединенное к царству дьявола, немедленно получает для
себя особого черта в качестве любовника или наложницы, они вступают между собой в брак и
празднуют его, а другие ведьмы при этом веселятся. В-шестых, такой дьявол-любовник сопутствует
ведьме повсюду, часто приходит к ней, совершает с ней блуд, а также и наставляет ее на то или
иное злое дело, на что она получает приказание вместе с другими, которые имеют такое же прика-
зание. В-седьмых, дьявол дает ведьме торжественное обещание не только заботиться о ней, но если она
будет посажена в тюрьму по обвинению в ведовстве, то выручать ее из заключения; с тем, однако,
чтобы она стояла твердо и не сознавалась, или если бы она в чем-нибудь призналась, то сейчас же
опять отреклась бы от этого> *.

Если, таким образом, по исполнении всех формальностей кто-нибудь прини-
мается в союз ведьм, то он получает большую силу на то, чтобы вредить людям.
Ведьма может посредством волшебства вгонять в людей всякого рода неудобова-
римые вещи, как, например, волосы, щетину, стекло, гвозди, ножи, иглы, деревяш-
ки, червей^ скорпионов и т. п. Кроме того, она может вредить людям и околдовы-
вать их, взглянув или дохнув на них.

<Однако надо заметить, что они могут вредить не всем людям и тварям, хотя бы и очень того
хотели. От их козней свободны благочестивые и богобоязненные люди, проповедники и лица ду-
ховного звания, должностные лица и судьи, палачи и заплечные мастера, конвойные и тюремщики,
полицейские и сыщики, полицейские и городские служители и вообще все, кто принимает участие в
поимке ведьм и волшебников, сторожит их в тюрьме, судит их и исполняет над ними судебную
экзекуцию>.

Многочисленными опытами доказано, что ведьмы могут похищать у людей
всякое имущество, главным образом пищевые припасы и хлеб.

<Об этом не стоит подробно распространяться или приводить много историй и примеров,-
говорит Преториус,- так как, к сожалению, повседневные факты в изобилии свидетельствуют об
их всякого рода великих и малых злых действиях>.

Ведьмы могут сделать брак бесплодным, положивши под кровать травы или
завязавши узлы на ремне или шнурке, по числу узлов можно тогда видеть,
сколько детей могли бы иметь супруги. Ведьмы силой своего искусства могут
также изменять пол людей, превращать девушку в мужчину и обратно, чтобы
этим причинить возможно большую неприятность. Выше уже было упомянуто,
/что они могут вызывать непогоду, ветер, дождь, холод, гром, молнию, снег и
мороз. Иногда говорится также, что ведьмы в состоянии дать себе большую
красоту, большой почет и богатство; однако большинство авторов сходятся в том,
что редко бывало слышно, чтобы ведьма приобрела что-нибудь посредством своего
искусства.

Относительно вопроса, многократно разбиравшегося в судах, могут ли вообще
ведьмы предпринимать что-нибудь доброе, напр. исцелять опасные болезни, боль-
шинство думает, что хотя они и могут это делать, если позволит дьявол, но что
последний дает такое позволение крайне редко.

* В утешение испуганной паствы пастор прибавляет: <однако сам Бог помогает властям в
исполнении их обязанностей так, что ведьмы, будучи пойманы, не могут уже быть освобождены
дьяволом^ невзирая на то, что он утешает их до тех пор, пока не зажгут под ними огонь>.

С помощью своего личного черта ведьмы могут с поразительной быстро
переноситься по воздуху и в невероятно короткое время делать большие щ
шествия.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: February 01, 2017, 04:11:23 PM »

О проповеднике Иоганне Тевтонском из Гальберштадта, бывшем одним из известнейших
шебников своего времени, рассказывается, что он в 1221 г. в одну ночь одновременно служил
мессы, одну в Гальберштадте, другую в Майнце и третью в Кельне. Натершись мазью, приго
ленной из жира новорожденных детей и различных трав, каковы: мак, паслен, подсолнеч:



головолом и белена, ведьмы могут носиться по воздуху на разного рода утвари: щетках, коче]
и сенных вилах. Эти вспомогательные сре,
ва употребляются ими обыкновенно во вр
большого годового праздника, шабаша вe^
который обыкновенно справляется на ка>
нибудь высокой горе, а в некоторых страна
большом лесу, на открытом месте. Дате
и немецкие ведьмы, как известно, отправля]
ся на Блоксберг (датские иногда, также и
Геккенфельд, Геклу в Исландии), шведские
на Блаакуллу на Эланде, норвежские -
Лидергорн около Бергена; таким образом, ве
мы каждой страны имеют для этого свое о
бое место. Празднество происходит или
Вальпургиеву ночь на первое мая, или в н<
на Иванов день. В этих празднествах долж
участвовать все ведьмы; тех, кто отсутствд
без уважительных причин, черт мучает в
ночь так, что они не могут спать.

Рис. 21. Ведьма, вылетающая в трубу.
(Из соч. А. Палинга 1659 г.).

Когда настает время отъезда, ведьма ^
тирается мазью, берет предмет, на котор
хочет ехать, и тихо говорит следующие ело)
<Взвейся вверх и никуда> (<Oben auss und n
gends an>). Выезжает она обыкновенно 1
^ _      ___________   рез дымовую трубу. Некоторые скачут на сво'

fScgJt fS^^i w----M-MMi   черте, который стоит у дверей в виде козл

Во время путешествия ведьмы должны особе
но остерегаться того, чтобы не беспокоить

и не озираться вокруг; ибо в противном случае они падают вниз и могут причинить себе больш
вред, так как они часто летят в воздухе очень высоко. Некоторые летают совершенно голые, др
гие - в одежде.

Когда они соберутся на место празднества, то делаются все приготовления к пиршеству, сто;

и скамейки придвинуты и на стол ставятся дорогие серебряные и золотые вещи. Кушанья час'
бывают превосходны, но иногда черт находит удовольствие шутить над своими гостями и угощает i
падалью и другими нечистыми вещами; в кушаньях, однако, нет соли; так бывает всегда. Пос.
еды ведьмы рассказывают свои новости: каждая сообщает, что происходило в ее стране; ибо oi
обращают внимание на все, что делается у людей. <Для начальников ведьм и колдунов это служ;

таким средством, что они становятся как бы в своем роде новыми газетами>.

Затем дьявол дает своим слугам новый яд, чтобы творить новые несчастья. Этот яд, как расск
зывают многие авторы, добывается таким образом: дьявол в образе козла приказывает сжечь себ
после чего ведьмы старательно собирают золу, которая чрезвычайно опасна для людей и скота. Веко]
после этого козел, однако, вновь появляется среди них и взывает страшным голосом: <Отомстите ш
или вы должны умереть>.

Затем все выражают дьяволу свою глубокую преданность и почтение; это делается в такой форм;

козел обращает ко всему собранию заднюю часть тела и всякий член собрания целует его в это месп
Но в этом виде он показывается не всем; новообращенные, на которых еще нельзя вполне поло
житься, отводят глаза, и они воображают тогда, что видят великого принца, у которого они целуют руы
но это одно. только воображение. Затем начинается настоящее веселье, ведьмы становятся в кру]
спинами внутрь круга, чтобы не видеть друг друга, и подсвист начинают свой хоровод. Во врем
танца ведьмы и черти поют хором:-<Господин, господин, черт, черт, прыгни здесь, прыгни там,".скакн
здесь, скакни там, играй здесь, играй там>. В заключение каждый черт схватывает свою ведьма
удовлетворяет с нею свою похоть, после чего наступает время, когда каждая ведьма должна рассказам
какое несчастье сотворила она со времени последнего общего собрания. Тех, кто не может рассказат
о какой-нибудь достаточно злой проделке, старшие дьяволы бьют плеткой.

Когда новые сочлены увидят, таким образом, все, чего они могут ожидать худого и хорошего, ю
торжественно принимают в союз, причем они вписывают свое имя собственной кровью в боль
шую книгу. Иногда заключается формальный контракт между дьяволом и лицом, вступающии
в сделку; это лицо оговаривает в нем себе известные земные выгоды, за что по истечении опре-
деленного времени переходит во власть дьявола. Такой контракт может быть заключен не только
во время праздника, но, вероятно, и во всякое время. Это видно из следующего отрывка старин-
ного акта:
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: February 01, 2017, 04:11:46 PM »

. Шабаш ведьм.

<Я, нижеподписавшаяся, Магдалина де-ля-Палюд и т. д., сим заявляю и удостоверяю, что при
наличности здесь присутствующих господина Луи Готфрида и дьявола Вельзевула я отрекаюсь от
моей части у Бога и у небесных сил. Я отрекаюсь вполне, всем сердцем, силой и волей от Бога Отца,
Сына и Святого Духа, от Пресвятой Богородицы, от всех святых и ангелов, а в особенности от моего
ангела-хранителя> и т. д.

После того как имя занесено в книгу и контракт заключен, совершается крещение нового
члена. <Это и есть причина, почему ведуны и волшебники обыкновенно имеют по два имени>. Нако-
нец, дьявол отпечатывает на вновь посвященном свой знак, чтобы впоследствии узнать его; знак
этот всего чаще делается на скрытом месте тела, где он не легко может быть замечен другими.
Где дьявол касался своими пальцами, там не чувствуется никакой боли; по таким нечувствительным ме-
стам на теле можно узнавать колдунов и ведьм.

Один из вопросов, вызвавших много споров среди старинных авторов, касался
того, могут ли происходить живые существа от союза ведьмы с чертом. Бодинус
пишет об этом так:

79



<Haec quaestio, an isti coitus fieri possint, coram Sigismundo caesare fuit agitata et an ex iis aliquid nasc
tandemque fuit constitutum posse copulationem istam et generationem existere... Sed neque hac in re inte
Doctores convenit ex quibus nonnuUi putant Daemonas Hyphialtas, sive Succubos, virorum semen acciper
et Ephialtas, sive Incubos, eodem in mulieres abuti. De hac autem copulatione Hieronymus et Augustinu
asserunt nihil ex ea procreati: si fiat, diabolum in carne, non hominem fore>.

Однако все авторы сходятся на одном, именно что если что и родится о
связи ведьмы с чертом, то это ни в каком случае не будет существо человеческог
вида, а маленькое отвратительное, животнообразное существо.

Едва ли нужно указывать на то, что все, состоящее в связи с ведовство]^
крещение ведьм, ежегодные большие празднества, сожжение дьявола и его воскре
сение и т. д.,- все это было пародией на священнодействия христианско
церкви, относящиеся к событиям, имевшим место при ее основании. Культ дьяво
ла и не мог быть ничем иным, как карикатурой богослужения.

Процветание и упадок магии
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: February 01, 2017, 04:12:14 PM »

ПЕРИОД ПРОЦВЕТАНИЯ

Едва ли когда-нибудь, раньше или позже, человек так глубоко верил в демони-
ческие силы, как в эпоху процветания веры в существование ведьм. Предпо-
лагалось, что не только многочисленные толпы демонов наносили вред здоровью
жизни и имуществу людей, но что они имели еще и среди людей множестве
покорных слуг, главной задачей которых было делать зло своим ближним. Чело-
век был бессилен против этих вредных и все разрушающих существ, так как де-
моны, а также и их помощницы, ведьмы, имели силу делать то, чему ни один
человек не в состоянии был воспрепятствовать. Но если люди, действительно,
были совершенно бессильны, пока полагались на свои естественные средства, те
нет ничего удивительного, что они схватились за сверхъестественные средства,
чтобы иметь возможность хотя бы существовать на свете. Но так как число и сила
этих средств неизбежно должны были находиться в соответствии с опасностями,
которые они должны были отвращать, то легко понять, почему магия никогда
раньше не играла такую важную роль во всех человеческих отношениях: просто
потому, что до этого никогда еще вторжение демонов в человеческую жизнь
не достигало таких размеров. Конечно, прежде всего была призвана церковь,
чтобы принять под свое покровительство благочестивых и подать им руку помощи
в борьбе против дьявола и его слуг. Но этого очевидно было не достаточно.
Человек во всякий момент мог подвергнуться коварным замыслам ведьмы, свя-
щенник же или какой-либо другой служитель церкви далеко не всегда был под
рукой, чтобы отвратить ее козни, следовательно, сам народ должен был позабо-
титься о магических средствах, чтобы отвратить от себя зло. Таким образом, на-
родная магия поднялась в то время на поразительную высоту. К ней мы по порядку
сначала и обратимся.

Народная магия, согласно природе вещей, имела тройную задачу: откры-
вать ведьм, чтобы предавать их суду, предупреждать несчастье, которое они могли
бы навлечь, и, наконец, исцелять произведенный ими вред. Для этого существовало
множество средств; но нет возможности проследить эти разнообразные маги-
ческие операции до их первоначального происхождения. Притом они большею
частью так бессмысленны, что являются скорее плодом больного ума, чем ре-
зультатом исторического развития. Поэтому я ограничусь лишь тем, что приведу
характерные примеры; полное же воспроизведение их потребовало бы целых
фолиантов.

По чему узнают ведьму? Если через нее бросить нож, на котором изображен крест, тогда
она должна открыться. Кто носит при себе найденный им зуб от бороны или зерно, бывшее в хлебе,
увидит ведьму в церкви с подойником на голове. Если взять с собой в церковь на утро Светлого

80



Воскресения яйцо, то можно узнать всех женщин, принадлежащих дьяволу; но и они знают об
этом и стараются раздавить яйцо в кармане; если им это удается, то разрывается и сердце у
того, кому принадлежит яйцо. Если намазать свиным салом детские башмаки, то ведьмы не могут
выйти из церкви, пока в ней остаются дети. Кто во время обедни в день Рождества станет на
скамейку, сделанную из нового дерева, тот может узнать всех ведьм общины, так как они поворачива-
ются спиной к алтарю; но и ведьмы его видят, и он рискует жизнью, если они успеют настигнуть его
после службы, прежде чем он придет домой. Можно также узнать ведьму по тому, что изображение,
которое видно в ее глазу, перевернуто. (Если смотреть в глаз другого человека, то увидишь свое
собственное изображение в прямом виде). Если варить в одном горшке разные вещи, то этим можно
причинить ведьме такую боль, что она придет и сама будет просить прекратить это кипяче-
нье, и т. д.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: February 01, 2017, 04:13:12 PM »

Чтобы предупредить несчастье, которое ведьмы могут навлечь, существовало
также множество средств.

Многие из них являются подражанием действиям, упоминаемым в священном писании при
различных частных случаях и признаваемым поэтому одинаково полезными и при других условиях.
Сюда относятся церемонии, предписанные евреям при праздновании Пасхи: они должны были окро-
пить кровью ягненка все косяки дверей и верхние балки и не оставлять у себя никакого мяса до
следующего дня; остатки же должны были сжечь. Так как окропление дверных косяков служило
главным образом для того, чтобы не допустить в дом ангела смерти, то, естественно, предпола-
галось, что эта же церемония может отвратить и другое несчастье; поэтому на дверных колодах
рисовали мелом или углем кресты. Кроме того, старались ежедневно съедать все, что было съестного, а
остатки воды и молока 'выливали. При других нравах, конечно, появились и другие точки зрения.
Разумеется, всего опаснее считалось дать ведьме что-либо взаймы, ибо таким путем она легко могла
внести в дом всякого рода несчастье при возвращении данного ей. Особенно же следовало осте-
регаться ссужать что-либо в те дни, когда происходили, как думали, перелеты ведьм. Отсюда с тече-
нием времени, говорит Преториус, развился тот взгляд, что ничего не следует давать взаймы утром.
Да и для торговых людей было очень важно продать товар по возможности скорее. Поэтому первый
покупатель получает товар несколько дешевле, чтобы таким образом облегчилась продажа и торго-
вец скорее получил бы свою <выручку>.

Возникновение других обычаев едва ли более объяснимо. Иногда втыкали во все углы комнат
бузину или дикую вишню, а часто даже и снаружи в стену дома, чтобы ведьмы не могли войти в
дом. Если из дому выходило лицо, подозреваемое в ведовстве, то хозяйка брала горячую золу из
печки и бросала ему вслед. На Иванов день обыкновенно собирали девять трав, тщательно сохраняли
их дома и. курили ими, если. предвидели опасность быть околдованными. В некоторых странах
считалось также опасным щче-яъ по вечерам; во всяком случае, не следовало оставлять на ночь на
веретене пряжу; в противном случае явились бы ведьмы и испортили бы ее вместе с другими вещами.
Не было также недостатка в народных заклинаниях, имевших целью предотвратить колдовство
ведьм; в Вестфалии 22 февраля перед солнечным восходом крестьянские работники старались
колотить в дверь топором и пели:

Вон убирайся, птица нечистого; (Schwellenvogel)
Праздник св. Петра уж настал,
Строй себе дом и стойло, и двор,
Навес и овин, все, что надо тебе,
Чтобы не было здесь никакого вреда
На год, считая от этого дня.

Под именем <птицы нечистого> (Schwellenvogel) подразумевалось все: всякая погань, всякая
мелкая тварь, терзающая человека, колдовство и т. д. После этого заклинания дом в течение года
остается свободным от вреда; поэтому делали подарки тем, кто выполнял этот обряд.

Конечно, существовало также множество средств для устранения вреда, ко-
торый был причинен ведовством. Почти все эти средства основаны на том, чтобы
той или иной мистической операцией причинить ведьме такую неприятность, ко-
торая заставила бы ее уничтожить ее колдовство.

Один из способов этого состоял в том, чтобы в воскресенье перед солнечным восходом срезать
во имя дьявола ореховую палку; затем вымести пыль из всех четырех углов дома или стойла,
собрать ее в мешок, завязать его и, положивши на пороге двери, бить по нем палкой во имя дьявола.
Каждый удар по мешку чувствуется сердцем ведьмы и таким образом вынуждает ее снять колдов-
ство. Если от колдовства захворал человек, то делалось его изображение из воска, и заказывали
священнику прочитать над ним в одну пятницу три мессы. Затем прокалывали изображение *
в том месте, где больной чувствовал боль; тогда ведьма была вынуждена изгнать напущенную
болезнь. Если коровы мало дают молока, то, само собою, в этом виновата ведьма; поэтому собира-

* Сравни изображения диких народов, стр. 19, и халдеев, стр. 29.
81



ют то небольшое количество молока, которое могли получить, кипятят его и во время кипения K(
лят в него ножом; это так мучительно отзывается на ведьме, что она бывает вынуждена возврати!
молоко, и т. д.

Была и другого рода магия, стоявшая во всех отношениях на той же высот<
как и народная, т. е. столь же бессмысленная, создавшаяся благодаря потвор
ству католических монахов, сделавших себе значительные доходные статьи из вся
кого рода магических операции; они читали мессы на все возможные и невозмож
ные случаи, фабриковали амулеты, как, напр., Agnus Dei, ярлыки на зачат>
и т. д.

Существует множество примеров такого рода, но для иллюстрации достаточно привести липп
несколько из них:

<Если священник говорит во время мессы следующие слова: <Не сокрушайте костей его> и пр>
этом прикасается к зубам, то это есть средство от зубной боли.- При лихорадке священник умы-
вает больному руки святой водой и при этом читает про себя 144-й псалом или же берет больного зг
руку и говорит: <Да будет тебе лихорадка так же легка, как Деве Марии рождение Господа нашего
Иисуса Христа>. Если это не помогает, то он берет три просвиры, на которых совершалась месса,
пишет на одной: как есть Отец, так есть и жизнь; на другой: как есть Сын, так есть и Дух Святой:

на третьей: как есть Дух, так есть и исцеление; - затем дает их съесть больному в течение
трех дней одну за другой; при этом необходимо было наблюдать, чтобы больной ничего боль-
ше в эти дни не ел и каждый вечер читал бы по 15 раз <Отче Наш> и 15 раз <Богородице, Дево,
радуйся>...
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #7 on: February 01, 2017, 04:13:45 PM »

В особенности отличаются своим безвкусием различные заклинания.

Примеры взяты из бенедикционала капуцинов; следующая надпись сохраняет дом от огня:

<Гели, Гелоим, Софар, Эммануил, Саваоф, Агла, Тетраграмматон, Гагиос, Офнос, Исхирос, Афа-
натос, Иегова, Адонаи, Садай, Мессия. Несотворенный Отец + несотворенный Сын + несотворен-
ный Дух Святой 4- Иисус Христос, царь царствующих, да приидет в мире. Слово плоть бысть +,
и Бог стал человеком. Христос + побеждает. Христос + царствует. Христос -+- повелевает. Христос
да охранит и защитит этот дом от молнии и огня>.

Дощечка с такой надписью окроплялась святой водой и прибивалась над домом или над во-
ротами.

Чтобы защититься от преследований дьявола и ведьм, запасались освященными монетами, <бла-
гословенными деньгами>, священными ярлыками, <ярлыками зачатия> и носили их при себе, обыкно-
венно в ладанке на шее. Таким образом, это были настоящие амулеты с большой торжественно-
стью освящаемые. Освящение состояло в молитве и заклинании, произносимом над монетами. Послед-
нее выражалось так:

<Вас, проклятых и навеки осужденных дьяволов, в силу слов: Мессия, Эммануил, Саваоф,
Адонаи, Афанатос, Исхирос и Тетраграмматон, мы сковываем, обессиливаем и изгоняем вас из
каждого места и дома, где будет положена эта монета. Далее мы приказываем вам, да не будет у вас
власти вредить телу жителей чумой. Идите, проклятые, в геенну огненную; мокните в уготованных
вам пучинах и впредь не дерзайте являться сюда. Так повелевает вам Бог Отец + Бог Сын + и
Бог Дух Святой +. Мокните так, вы, дьяволы, навеки осужденные, во имя Господа Нашего Иисуса
Христа, который приидет вновь судить живых и мертвых и всю вселенную огнем. Аминь>.

Так же освящался и <ярлык зачатия>; поэтому излишне еще раз повторять об этой церемонии.

Но как ни нелепы эти заклинания, в них все-таки есть хоть тот смысл, что
здесь с духовным существом, дьяволом, борятся духовными же средствами.
Верхом абсурда является обращение такого рода заклинаний против мышей, са-
ранчи и подобных им <немых бестий>, однако и перед этим не отступили и не
испугались.

В старинных бенедикционалиях, откуда взяты эти примеры, говорится следующее; <Бенедикция
от мышей, саранчи, майских жуков, червей, змей, жуков, гусениц и других вредных тварей, одобренная
папою и часто употребляемая капуцинами>. Против мышей приблизительно действуют так же, как и
против дьявола; сначала монах произносит длинную молитву, а потом заклинает их:

<Заклинаю вас, вредные мыши (или саранча или черви и т. д.). Богом, всемогущим Отцом +
и Иисусом Христом, его единым Сыном + и Духом Святым, от обоих исходящим + , да исчезнете
вы немедля с наших полей и нив и впредь да не будете жить в них, но отправитесь туда, где вы
никому не можете вредить> и т. д.

Всего труднее и опаснее был тот случай, когда человек был одержим каким-
нибудь бесом. Конечно, беса можно было изгнать, но лишь после весьма про-
должительной церемонии, причем и заклинания, и другие действия следовали
одно за другим. Понятно, что это заклинание и изгнание дьявола из человека всег-

82

да совершались только служителями церкви; но даже не всякий священник был
посвящен в это, как об этом ясно говорит старинная бенедикциональ:

<Кто изгоняет бесов, должен иметь очень чистое сердце и исполнять все это в высшей степени
осторожно и умно. Если позволяют обстоятельства, то до этого он должен причаститься Святых
Тайн> и т. д.

Затем следует длинное описание, как он в облачении должен приблизиться к бесноватому,
как должен обвить конец облачения вокруг шеи; затем какие должен читать молитвы и т. д. Смысл
всех этих заклинаний всегда тот же самый, с каким мы уже выше познакомились.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #8 on: February 01, 2017, 04:14:17 PM »

Изгнание бесов.
'^{^

Кроме этих сверхъестественных, духовных средств для борьбы с дьяволом и
ведьмами, у церкви было еще и другое более земное и материальное средство,
которое должно было служить не только для отвращения вреда, но также и для
совершенного искоренения зла. Средством этим были процессы ведьм. Каждого,
кого подозревали в ведовстве, обыкновенно привлекали на суд инквизиции, и если
подозреваемый не умирал под пыткой, которой его подвергали, чтобы принудить
его к признанию, то, без сомнения, он кончал свою жизнь на костре. Иной исход
процесса о ведьмах был редкостью. Казалось бы, надо было ожидать, что столь
действительный и радикальный образ действий положит конец существованию
ведьм; между тем результат получился совершенно обратный. Чем ярче разгора-
лись костры, тем многочисленнее становились ведьмы. Если б это была действи-

83

тельная еретическая секта и ее бы преследовали таким образом, то, вероятн
она бы скоро исчезла; даже многочисленные альбигойцы и вальденсы были, к<
мы видели, истреблены в короткое время. Но так как ведовство было толь>
воображаемьT преступлением, которого никто не знал, то естественно, что пр<
следование произвело лишь то, что ужас охватил все народы. Чтобы защититьс
самому, доносили на своего соседа. Чем больше было приговоренных, тем больш
делался страх, больше было и доносов. Таким образом, сами процессы о ведьма
укрепляли в народе веру в существование их чародейства.

Достаточно будет краткого исторического обзора развития процессов о ведьмах, чтобы дока
зать справедливость этого взгляда. Выше мы видели, как великий учитель церкви Фома АКВИНСКИ!
установил в середине XIII века тот взгляд, что дьявольская магия возможна. Инквизиция во Франции
намеревавшаяся истребить последние остатки еретических сект, приняла к сведению эту мысль -
и начались обвинения как в ереси, так и в чародействе. Когда с еретиками все было покончено,
продолжались преследования одних ведьм; таким образом, процессы о ведьмах процветали вс
Франции до 1390 г. В этом году французский парламент решил, что обвинения в чародействе
должны впредь разбираться в светских судах, а не в духовных, как это велось раньше. А так как
светские судьи не интересовались собственно самим ведовством, а главным образом рассматривали
только вред, который происходил от него, то осуждения становились все реже и, наконец, совершенно
прекратились. Конечно, такой ход дела был крайне неприятен инквизиторам, так как они получали
значительный доход от конфискации имущества осужденных. Поэтому они нашли себе новую арену
действий. Пока во Франции процветали процессы о ведьмах, смежные с нею страны оставались в
покое, и подобные процессы бывали в них лишь в виде исключения.

В Германии серьезные преследования ведьм начались только с 1448 г., когда два доминиканца,
Иаков Шпренгер и Генрих Инститор, получили от папы Иннокентия VIII известную буллу <summis
desiderantes>, дававшую им полномочие преследовать и искоренять ведьм. Этот папский акт описывал
союзы ведьм и чертей и все видимые деяния ведьм как действительные факты и предписывал все-
му духовенству оказывать содействие инквизиторам. Но, несмотря на это, процессы о ведьмах нелегко
входили в обычай, так как никто не верил басням, которые возведены были в догмат главою
римской церкви.

Народ, конечно, верил в чародейство и даже пользовался им, но в течение многих веков, когда
церковь осуждала веру в возможность дьявольской магии, эта вера, вообще, не проявлялась в нем;

надо было, значит, вновь пробудить ее. Этот труд взял на себя Иаков Шпренгер; с этой целью он
издал в 1487 г. свое позорное произведение: Malleus maleficarum (Молот ведьм), названное так
потому, что оно должно было сокрушать ведьм. В нем подробно были описаны ведьмы, союз их
с дьяволом и прочие беззакония. В последней главе мы расскажем о том, как велись процессы.
В судебной стороне дела были два пункта особенной важности. Чтобы привлечь ведьму к суду, не тре-
бовалось никаких обвинений, основанных на доказательствах, достаточно было одного лишь доноса
(Denunciatio). Благодаря этому обвинитель был вполне гарантирован в том, что он не будет в ответе,
если бы его обвинение оказалось ложным, но такого случая почти никогда не было, так как не-
сомненным доказательством считалось признание самой ведьмы, а оно вынуждалось пыткой. Но
если, несмотря на все пытки, ведьма не сознавалась, то тем самым ее вина становилась еще очевид-
нее, потому что такое упорство она могла проявить, разумеется, только с помощью дьявола. Нечего
доказывать, что эти два обстоятельства особенно способствовали процессам о ведьмах и что лишь
немногие обвиняемые избегли смерти.

Когда <Молот ведьм> достаточно наставил народ, как надо смотреть на чары, а поднятые
процессы вселили необходимый страх, то обвинения стали делаться все многочисленнее. Невоз-
можно определить, сколько вообще людей было казнено в течение нескольких веков по подозре-
нию в чародействе, но известно, что в течение одного года в одном только городе это дело велось
так широко, что было умерщвлено тысячу человек, а когда прекратились преследования, то в Гер-
мании оказались целые округа, в которых остались в живых только две женщины; при этом надо
заметить, что и мужчины далеко не всегда избегали такой же участи. Все компетентные в этих
вопросах люди единогласно утверждают, что число сожженных ведьм доходит до нескольких мил-
лионов.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #9 on: February 01, 2017, 04:14:37 PM »

Более детальное описание процессов о ведьмах выходит за рамки нашей книги.
Нам нужно было лишь указать на значение этих процессов, как средства вызвать
веру в ведовство, а это уже обнаруживается с достаточной ЯСНОСТЬЮ ИЗ ПрИВе-

ДСННЫХ ИСТОрИЧеСКИХ фаКТОВ. Психологическое исследование о том, как эта вера
при данных условиях постепенно все более и более утверждалась, мы должны
отложить до другого места; но как доказательство того, что не только широкие
слои народа, но и более образованные сословия,- духовенство И рыцари,- ве-
рИЛИ В СПравеДЛИВОСТЬ такого рода обвинений, можно упомянуть о случае из од-
ного процесса о ведьмах. Шесть женщин в городе Линдгейме были подвергнуты



Рис. 24. Сожжение 400 ведьм в 1577 г. в Тулузе.

пытке, чтобы принудить их к сознанию в том, что они вырыли на кладбищ<
труп новорожденного ребенка, чтобы употребить его для своей чародейско>
мази. Они сознались. Однако муж одной из этих женщин настоял на том, чтобь
в присутствии всего суда могила была разрыта, и в ней, конечно, нашли ребенка
в гробу нетронутым, но инквизитор утверждал, что нетронутый труп есть только
дьявольское наваждение; а так как все женщины сознались в своем деянии, то
их признанию придали больше значения, чем показанию собственных чувств, и,
таким образом, все женщины были сожжены. Подобными случаями изобилуют
акты процессов о ведьмах; читая их, создается впечатление, что если какая-нибудь
из участвующих сторон и была во власти дьявола, то, во всяком случае, не обви-
ненные ведьмы, а преподобные инквизиторы
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #10 on: February 01, 2017, 04:15:23 PM »

ПЕРИОД УПАДКА МАГИИ

Церковные реформаторы Лютер и Кальвин нанесли магии первый сильный
удар. Однако они отнюдь не коснулись чародейства, как целого, или возможности
дьявольской магии, против которой они не выступали; их борьба против магии,
вообще, была скорее косвенной, чем прямой. Так как они стремились привести
религию в точное соглашение со священным писанием, удаляя из нее все, чего не
было в Библии, то, разумеется, им пришлось бороться также с употреблением
освященных предметов в качестве магических средств, развившихся с течением
времени при потворстве католического духовенства, с библейскими отрывками,
священными изображениями, водой, хлебом, солью, маслом, ярлыками и моне-
тами. Это был особый вид магии, против которой протестовали реформаторы.
Относительно вопроса о чародействе, все они - и во всяком случае Лютер -
стояли, конечно, на общей точке зрения своего времени. Правда, Лютер нигде
подробно не высказался о чародействе, но из случайных его замечаний видно, что
он не отвергал возможности для дьявола принять человеческий вид и в этом
телесном образе вступать в сношения с людьми. Что Лютер верил в личные явле-
ния дьявола, ясно видно уже из той известной истории, в результате которой
получилось чернильное пятно на стене Вартбургской кельи, но, впрочем, по воз-
зрению Лютера, отношения дьявола к людям имеют гораздо менее внешний ха-
рактер, чем думали до.тех пор. Он признает за дьяволом огромную силу, как за
орудием божественного гнева, но отвергает борьбу против него внешними ма-
гическими средствами. Христианин, испытываемый дьяволом, может побороть
его только тем, что он постоянно возрастает и укрепляется в вере.

Таким образом, после реформации, как и раньше, вера в черную магию
оставалась в прежней силе и процессы о ведьмах продолжали процветать. На
первый взгляд казалось даже, что зло сделалось еще хуже, так как процессы о
ведьмах начались и в тех странах, которые до тех пор были от них свободны. Так
было, напр., в Дании, где до введения реформации преследования ведьм были
вовсе неизвестны. Причина, почему они начались здесь, как и в некоторых других
местах только после реформации, заключалась, вероятно, отчасти в усилившейся
религиозной ревности, которая была связана f новой церковной жизнью, отчасти
в более близком соприкосновении с Германией, главным центром реформации.
Что последнее обстоятельство было немаловажным, видно из того, что лежащая в
стороне Швеция только тогда завела у себя процессы ведьм, когда во время своего
участия в тридцатилетней войне,- значит, столетием позже, познакомилась с раз-
нообразными подробностями ведовства. Приходится, конечно, допустить, что
такие внешние условия играли в этом деле самую важную роль, так как более
разумный взгляд реформаторов на власть дьявола должен был действовать прежде
всего разрушительно на верование в черную магию. С течением времени это

86

именно и произошло, более поздние католические авторы, выступавшие против
процессов о ведьмах, как, напр., иезуит Фридрих Шпеэ, жаловались, что пре-
следования в католических странах бывали гораздо чаще и бесчеловечнее, чем в
протестантских землях.



Однако же хотя вера в ведьм и их действия в протестантских землях оста-
валась в прежней силе, но там уже восставали против применения для борьбы с
ними магических средств. Протестантские авторы, описывавшие колдовство, вы-
ступали во всеоружии здравого смыс-
ла и иронии против народной магии,
направленной против ведьм.

В своем вышецитированном труде, упо-
мянув о различных средствах защиты от ве-
довства, в числе которых многие по невежеству
употребляли священные предметы, Преториус
говорит:

<Удивительно, что они (ведьмы) не пере-
носят игры на арфе, потому что Давид арфой
изгонял из Саула злых духов>. И далее:

<Бог дал нам крест и крестное знамение
не в качестве телесного лекарства, он дал нам
хлеб и соль для пищи, а слово свое, чтобы слу-
шать и хранить его в сердце, а не вешать на
шее в ладанках, что делают даже для скота.
Может ли это помочь скоту, не имеющему разу-
ма? Разве слово Божие дано скотам? Как бы
хорошо ни было средство само по себе, все-таки
нельзя одобрить всякое его применение или вся-
кий способ пользования им. Не есть ли чело-
век лучшее творение Божие? Не создан ли муж
по образу и подобию Бога? И не есть ли жена,
которая может молчать, дар Божий? Но если
они вдвоем занимаются развратом и молчат об
этом, то разве это будет тоже лучшее дело и дар
Божий?.. Точно так же и слово Божие есть добро
и источник жизни. Но оно есть смерть для то-
го, кто им злоупотребляет>.

Рис. 25. Иоанн Вейер.
(Со старинной гравюры 1576 г.).

Таким образом, протестантская
точка зрения была, в сущности, та же,
что и в древней церкви, а именно: де-
моны существуют и имеют власть вре-
дить; но христианин своей верой -
и только верой - защищен от их коз-
ней.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums