mw2010.ru
May 27, 2019, 04:15:35 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Приметы магия мистика. часть 5  (Read 2174 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: February 05, 2017, 11:17:24 AM »

Реформация, стало быть, боролась
преимущественно с невежественной
народной магией в той форме, в какой

она развита была в католических странах. Поэтому последняя в странах, при-
мкнувших к реформации, мало-помалу исчезла. Но собственно главная борьба
с чародейством во всех его проявлениях велась наукой. Средневековая наука
была, как мы уже сказали, удивительной смесью изучения природы и маги-
ческих искусств, развившейся на основе, данной маврами. Развитие этой тайной
науки, или <сокровенной философии>, имеет столь большой интерес и важное
значение, что в нашем труде ей посвящена будет отдельная глава; здесь же мы
ограничимся только несколькими важнейшими пунктами. Выше мы уже виде-
ли, что ее приверженцы, хотя бы и невольно, стали причиной того, что вера в чаро-
действо, а вместе с тем и в черную магию, получила в Европе такое быстрое
развитие, естественным последствием которого были процессы о ведьмах. Но
если ученая магия, по меньшей мере, косвенно и имела на своей совести это

87

ужасное народное бедствие, то позднее она загладила свою вину, открыто высту-
пая против этого безумия и ведя борьбу с ним. Европейские ученики мавров
после критического анализа не остановились на данных основных положениях,-
с течением времени они убедились, что из всех магических искусств возможно
было только то, которое основывалось на применении сил природы и на естествен-
ном взаимодействии вещей.

Генрих Корнелий Агриппа из Неттесгейма был, вероятно, первым, осмелив-
шимся публично признать, что многое в учении сокровенной философии было
заблуждением. В молодости, в 1510 г., он даже написал сочинение <De occulta
philosophia> (отпечатано в Кельне в 1533 г.), в котором собрал всю магическую
мудрость того времени; но в 1529 г. он издал книгу: <De vanitate scientiarum>, в
которой говорит, что многое, о чем он писал прежде, было пустым делом, на
которое было им потрачено много денег и времени. В 1553 г. итальянец Джамбет-
тиста делла Порта издал небольшое сочинение: <Magia naturalis>, наделавшее
много шуму и выдержавшее много изданий на различных языках. Книга эта
скорее была в своем роде практической физикой, показывавшей, как природными
средствами можно делать множество замечательных фокусов. Кроме нескольких
действительно хороших глав она содержит также несколько опытов, которые со-
вершенно неисполнимы. Во всяком случае, эта книга имела то значение, что она
показывала, как многое, кажущееся волшебным, может быть выполнено при
достаточном знании законов природы. Вера в ведьм тоже подверглась сильным
нападкам, которые следовали одни за другими. Ученик Агриппы, врач Иоанн
Вейер, написал в 1564 г. книгу: <De praestigiis daemonum>, в которой он, не отвергая
вполне возможности чародейства, утверждает, однако, что большая часть того,
что приписывается ведьмам, есть продукт воображения и никогда не существо-
вало и не могло существовать. Еще решительнее выступает в Англии в 1584 г.
Регинальд Скотт в своем сочинении <Discovery of witchcraft>. Эти нападения,
конечно, не оставались без ответа; Бодинус и Дельрио с большой ученостью
и остроумием отстаивали древнюю веру в ведьм, а процессы шли своим чередом;

однако уже начиналось то брожение, которое в конце концов должно было
окончательно подорвать это суеверие.

Одновременно с этими спорами, или в ближайшие годы, быстро появляются
одно за другим великие открытия в области астрономии и физики Галилея,
Кеплера, Отто фон-Герике и Гюйгенса. Они вдвойне влияли на суеверия того
времени. Во-первых, эти открытия лучше всего помогли открыть глаза образо-
ванным классам на то, что все происходящее в мире совершается по точным
законам, а не по произволу демонов и ведьм. В то же время они обогатили свою
эпоху новыми сведениями относительно законов природы, зная которые, можно
было естественными средствами производить в несравненно большем объеме
разные удивительные физические опыты, считавшиеся до тех пор за действия вол-
шебства. В целом ряде книг, появившихся за время с 1631 по 1660 гг., особенно
обращали на себя внимание две: Афанасия Кирхера обстоятельное и местами
очень хорошее описание опытов с магнитом, волшебным фонарем и духовыми
инструментами, и большой трехтомный труд Каспара Шотта: <Magia universalis
naturae et artis> 1657 г., содержащий в себе, вместе с чисто физическими иссле-
дованиями, множество практических применений полученных результатов. Такие
книги должны были сильно ослабить веру в чародейство в образованных кругах
общества.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: February 05, 2017, 11:18:05 AM »

Что, вообще, было уже положено начало новому взгляду на вещи, видно из
того, что три иезуита: Таннер, Шпеэ и Лейманн в 1625-1631 гг. нападали на
произвол, проявлявшийся в процессах о ведьмах и более или менее открыто
опровергали веру в ведьм. Даже в этой области стали применять эксперимен-
тальный метод, заставляя ведьм в присутствии свидетелей мазаться мазью, что-

рода опытов наконец убедились, что перелеты ведьм - дело совершенно невоз-
можное. Обыкновенно при этом происходило не что иное, как то, что ведьма
впадала в глубокий сон, в котором  ей снились все те приключения, которые,
по народным представлениям, должны были происходить с ведьмой во время ее
ночного полета.

Подобные наблюдения оказывали свое действие, и в XVII веке ученый мир был

полон споров относительно действительности ведовства. Вплоть до конца XVII
века спор вертелся главным образом
на действительности отдельных явле- ^^^^^'^^^-'^^^i^^TT^^^T



ний; но еще не отваживались колебать
самые основы веры в участие в этом
деле демонской власти. Приближа-
лось, однако, уже то время, когда яви-
лась возможность этого. Реформат-
ский проповедник в Амстердаме д-р
теологии Бальтазар Беккер был руко-
водителем последней и решительной
борьбы. В 1691-1693 гг. появился его
большой труд: <De betoverde Wereld> в
четырех томах, а в 1693 он был пе-
реведен на немецкий язык под загла-
вием <Заколдованный мир> (<Die
bezauberte Welt>).

Рис. 26. Бальтазар Беккер.
(Со старинной гравюры).

Это одно из самых основательных и под-
робных произведений, быть может, самое боль-
шое, какое когда-нибудь было написано о ма-
гии. Немецкое оригинальное издание заклю-
чает в себе не менее 1000 страниц убористой
печати в формате in guarto. Во всеоружии бо-
гословской учености и здравого смысла Беккер
оспаривает верование в ведовство; но он пошел
дальше, чем на то давало ему право священное
писание, отрицая существование демонов.
В первом томе он излагает воззрения язычни-
ков и современных дикарей на злых духов, за-
тем подробно доказывает, что евреи ко времени
Иисуса Христа также имели эту веру, которая
перешла и в христианство и повсеместно рас-
пространилась вместе с ним. Второй и третий
томы заключают в себе собственно полемиче-
скую часть произведения. Во втором томе он
нападает на веру в царство демонов, доказывая
на основании разума, что эта вера противоречит
вере во всемогущество Божие и не имеет буд-
то бы никакого основания ни в Ветхом, ни в
Новом Завете. В третьем томе он говорит о сно-
шениях людей с дьяволом и, продолжая идти
все тем же путем, доказывает, что такое пред-
положение идет наперекор здравому смыслу и
не имеет себе никакой опоры в Библии. Нако-
нец, в четвертом томе передает более известные

истории о ведьмах и раскрывает, что при более детальном анализе все они, как оказывается,

основаны лишь на воображении; ни об одной из них нельзя доказать, чтобы в ней имели место
действительные сношения между людьми и дьяволами.

Книга Беккера возбудила общее внимание и появилась в целом ряде изданий
на разных языках. Разумеется, с разных сторон посыпались на нее возражения,
из которых некоторые были и справедливы, в особенности относительно тех
пунктов, где автор пытается по-своему объяснить известные места из священного

89

писания. Тем не менее его книга имела заметное влияние; она всюду наводила
людей на ум. Между прочим, благодаря произведению Беккера, совершенно
изменил свои взгляды на ведьм выдающийся немецкий юрист Томазиус, деятель-
ности которого, проявлявшейся как в теории, так и на практике, современники
были преимущественно обязаны тем, что женщины, как выразился Фридрих II
прусский, могли в будущем стариться и умирать в безопасности. Процессы о
ведьмах повсюду прекратились: в Дании около 1700 г.; в Германии последний
из них разбирался в 1711 г., в Австрии в 1740 г.; в немногих из образованных
стран Европы они просуществовали до конца века, но и то в виде единичных
случаев. Вместе с процессами о ведьмах угасала и вера в ведовство, а в образо-
ванных кругах она исчезала по мере того, как возрастало знание естествен-
ных наук.
В настоящее время чародейство влачит крайне жалкое существование в от-
даленных и поэтому менее просвещенных местностях разных стран. Но оно
яляется лишь отчасти остатком средневековой народной магии. Большая же его
часть происходит от ученой магии, тайной философии, которая в XVI и XVII веках
была очень популярна и широко распространена в народе, когда ученые уже не
верили в нее. Поэтому народные суеверия нашего времени становятся понятны
лишь после изложения ученой магии, вследствие чего мы и отложим ближай-
шее рассмотрение их до следующего отдела нашего исследования.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: February 05, 2017, 11:19:08 AM »

ТАЙНЫЕ НАУКИ

Отношение ученой магии
к народному волшебству

Ученая магия в главных своих чертах имела те же самые основания, как и
народное волшебство. Когда последнее в средние века достигло в Европе выс-
шего своего развития, то оно состояло из пестрой смеси европейской и восточ-
ной, в особенности халдейской и египетской магии. Но те же самые' элементы
могут быть указаны также и в тайных науках, только заимствования у восточ-
ных народов выступают в них сильнее. Из новых элементов, которых нет в евро-
пейской народной магии, можно указать только на алхимию; но последняя
никогда не имела большого значения, в смысле одного из членов целой системы.
На нее следует смотреть скорее как на архитектурное украшение величественного
здания тайных наук; но она никогда не служила краеугольным камнем или
опорой этого здания. Так как между ученой и народной магией не было су-
щественного различия в составе материала, из которого они слагались, то они
могли различаться между собой только в способе пользования этим материалом,
т. е. в форме строения. Так именно и было на самом деле.

Оставаясь в пределах этого сравнения, можно сказать, что народная магия
является как бы грубой стеной, где отдельные камни без дальнейшей обработки
беспорядочно навалены один на другой, тогда как тайные науки представляют как
бы великолепное архитектурное произведение, где каждый отдельный элемент ис-
кусно обработан и помещен на настоящем месте. И это совершенно естественно.
Материал народной магии собран путем случайных сношений народов и тыся-
челетней устной передачи. При таком способе происхождения едва ли возможно
было достигнуть чего-либо большего, кроме того, что элементы, часто совершенно
разнохарактерные, грубо складывались вместе. Совсем иначе было с тайными на-
уками. Последние развились на исходе древних веков и у арабов трудами вели-
чайших мыслителей, людей, которые были близко знакомы не только с самыми
выдающимися системами греков, но также и с глубокомысленными образами
восточной фантазии. Этими различными основными идеями они пользовались
для того, чтобы в многочисленных сочинениях обосновать способность человека
совершать магические действия. Каждый исследователь мог, таким образом, опи-
раться на результаты, достигнутые его предшественниками и изложенные ими в
своих сочинениях. Неудивительно поэтому, что магические науки в XIII веке дос-
тигли у мавров такого совершенства, которое должно было импонировать евро-
пейцам, не принимавшим в течение почти целой тысячи лет никакого участия в
развитии наук. Воодушевление, с каким европейцы принялись за работу, произве-
ло то, что именно они увенчали этот труд.

В Александрии, центре умственной жизни цивилизованного мира, на исходе
древних веков начинают развиватвея-тайные/няуки. В течение более.пяти веков в
александрийский музей отовсюду стекались самые выдающиеся мыслители. Гре-
ческие философы встречались здесь с восточными мистиками,и обмен всякого
рода умственных сокровищ происходил здесь в таких размерах, что ни раньше, ни

91

позже в истории человеческого рода не встречалось уже ничего подобного.
Многие из идей, вокруг которых до новейшего времени вращалась умственная
жизнь Европы, получили свое начало в Александрии. Отсюда, например, христи-
анские церковные писатели заимствовали многие из элементов греческой фило-
софии и восточного гностицизма, следы которых имеются в их сочинениях, ка-
сающихся христианской догматики (сравни выше стр. 53).
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: February 05, 2017, 11:19:42 AM »

В последние века древности Европа была настолько занята продолжительны-
ми, непрерывными войнами и религиозными распрями, что всякие сношения с
Александрией постепенно прекращались. В первом отделе нашей книги (стр. 72
и след.) уже было указано, как развивалась в Европе магия, частью из само-
стоятельных народных элементов, частью вследствие неправильно понятого уче-
ния церкви. Напротив, в Александрии, еще долгое время остававшейся центром
духовной жизни, развитие ее шло своим собственным путем, в более научном
направлении. Результаты этих исследований переняли затем после завоевания
Египта (в 641 г. по Р. X.) арабы, которые, таким образом, и оставались носителями
научного знания, пока Европа на исходе XII века до известной степени успокои-
лась и созрела для того, чтобы принять духовное наследство древности. Европей-
скому критическому уму предназначено было сначала завершить начатое дело, а
потом разрушить его и на развалинах его возвести более величественное зда-
ние новейшего естествознания.

Теперь мы несколько подробнее рассмотрим ход этого развития. Общий план
нашего исследования в общих чертах уже дан всем предыдущим. Мы начнем с
изложения той формы, какую в первые века нашей эры получили в Александрии
важнейшие магические науки. Прежде всего нашему рассмотрению подлежит еги-
петская магия. Правда, она играла важную роль как одно из звеньев европейской
народной магии; поэтому мы, собственно говоря, должны бы обратиться к ней
раньше. Но так как чрезвычайно трудно, пожалуй даже невозможно, отделить в
народной магии египетские элементы от халдейских, то мы отложили рассмо-
трение египетской магии до настоящего момента. Для тайных наук последняя
имела гораздо более важное значение, что совершенно понятно, так как ученая ма-
гия выросла на египетской почве. После этого мы должны будем рассмотреть
астрологию, которая в Египте под влиянием греков получила совершенно другую
форму, чем какую имела древнехалдейская; и наконец, появляется алхимия
как вполне новый специально египетский элемент.

Однако мы ничего не потеряем, если несколько дольше остановимся на про-
исхождении этих наук, и в особенности на их источниках - древнейших египет-
ских сочинениях. Хотя в древнейших европейских сочинениях XV и XVI веков
можно найти более подробное и обстоятельное изложение этих наук, чем в про-
изведениях древности, но в них мы напрасно будем искать какого-либо обосно-
вания многих странных правил и предписаний. Магики средних веков держались
вполне принципа авторитета. Всякое новое положение обыкновенно сопровожда-
ется примечанием: <Древние единогласно утверждают> или <Птоломей пишет>
и т. д. Но никто не исследует, откуда же <древние> черпали свою мудрость;

это можно найти лишь в оригинальных произведениях старых александрийских
магических авторов. А так как мы главным образом хотим исследовать причины
различных форм суеверия и волшебства, то, разумеется, должны обращаться
преимущественно к тем сочинениям, где выступают эти причины. В этом отноше-
нии сравнительно с ними все европейские сочинения, столь богатые частностями,
имеют лишь второстепенное значение.    ^^           ^

Кроме трех упомянутых наук, магии, астрологии-и-алхимии, нам необходимо
еще ближе познакомиться с четвертой, хотя по своей природе и происхождению
она и выходит из пределов нашего труда, так как в начале она не есть ни суеверие,
ни волшебство, ни теоретическая, ни практическая магия, хотя, впрочем, содержит
в себе зачатки и той и другой. Мы говорим о мистической религиозной философии,
изложенной в европейских кабалистических сочинениях, в <священной кабале>,

92

как ее обыкновенно называют в настоящее время. При этом мы должны изложить
ее довольно обстоятельно, так как она сильнее, чем какое бы то ни было другое
умственное течение наложила свой отпечаток на европейскую магическую науку
XVI века. Правда, что причина такого сильного ее влияния лежит не в богат-
стве ее мыслей и не в ясности изложения. С ней произошло то же самое, что
так часто случается даже в новейшей науке; не богатые содержанием и ясные по
мысли сочинения достигают наибольшего значения, а темные и непонятные, в
которые всякий может вкладывать тот смысл, который ему самому больше нра-
вится. На европейцев наибольшее впечатление производила именно эта безгра-
ничная неясность и мистические методы кабалистических произведений. К этому
присоединилось еще то, что эти очень древние сочинения, вдруг появившиеся
в Европе в XIII веке, непосредственно соприкасались с Ветхим Заветом, за бу-
квальным смыслом которого они отыскивали скрытое и более Глубокое значение.
Все эти различные обстоятельства делают понятным, каким образом темная речь
кабалы стала фундаментом для фантастических сооружений европейских маги-
ков. Поэтому правильное понимание ученой магии средних веков невозможно
без знания кабалы; а так как последняя составляет древнейшую часть, то мы
прежде всего и приступим к ней.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: February 05, 2017, 11:20:44 AM »

Священная кабала

КАБАЛИСТЫ И ИХ СОЧИНЕНИЯ

Густой таинственный туман окутывает все, что относится к кабале: ее про-
исхождение, древность и значение. Правда, что новейшей критике удалось во
многих случаях рассеять его, но еще далеко не все загадки решены, что видно
уже из того, что исследователи лишь в немногих пунктах пришли к полному
соглашению. Для нас, конечно, важно познакомиться лишь с наиболее вероятны-
ми и наилучше обоснованными результатами исследования кабалы. И так как
взгляды самих кабалистов на происхождение их также не лишены интереса, то
прежде всего мы и обратимся к ним. В 7-й и 8-й главах книги Еноха, одной
из наиболее богатых по содержанию и выдающихся псевдоэпиграфических книг,
находится подробное описание падения ангелов. Рассказ этот представляет
собой распространительное толкование 1-4 стих. VI гл. книги Бытия. Об этом
чудесном событии в книге Еноха рассказывается следующее:

<Когда люди размножились и стали рождаться у них видные из себя и прекрасные лицом
дочери, то ангелы, сыны неба, увидев их, воспылали к ним любовью и сказали: <Пойдем, выберем
себе жен из дочерей человеческих и произведем с ними детей>. Тогда сказал их начальник Самьяца:

<Я боюсь, чтобы вы не испугались этого дела и чтобы я один не пострадал за столь тяжкий грех>.
Но они возразили ему, говоря: <Мы клянемся и обязуемся все взаимной клятвой не изменять
нашему решению и исполнить наше намерение>. Тогда поклялись они все один другому и обязались
взаимною клятвой. Число их было двести: они спустились на Ардис, вершину горы Армона... Они
взяли себе жен, каждый по своему выбору; они вошли к ним и жили с ними и научили их волшебству,
заклинаниям и употреблению корней и трав... Кроме того, Азазел * научил людей делать мечи,
ножи, щиты и панцири; он же научил их делать зеркала, браслеты и украшения, а также употреб-
лению румян, подкрашиванию бровей, употреблению драгоценных камней, изящного вида и цвета,
так что мир совершенно преобразился. Появилось безбожие, распространился разврат; люди стали
грешить и совратились с истинного пути... Амацарак научил всякому волшебству и употреблению
корней. Армерс научил, как прекращать действие чар; Баркаял научил наблюдать светила небесные;

Акибиил научил знамениям и приметам, Тамивл - астрономии и Асарадел - движению луны>.

Согласно этому древнему рассказу все тайные науки произошли, следователь-
но, от падших ангелов. Как существа высшего рода, чем люди, они обладали
знаниями, которые были им сообщены вначале и которые были поэтомусами-по-^""
себе вообще хороши. Но когда люди, вследствие падения ангелов, получили уча-

* Это имя и следующие - имена вождей падших ангелов. Текст дает полное перечисление
18 вождей, но для нас оно не представляет интереса, а потому и опущено.

93

стие в этих знаниях, то злоупотребление ими повело к безбожию и к гибели
человеческого рода. По мнению разных кабалистов, кабала произошла, таким
образом, от падших ангелов, и в ней заключаются именно те знания о божествен-
ных вещах, которые были сообщены ангелами и изложены в аллегорической
форме в писаниях Ветхого Завета. Поэтому кабалисты стремились к тому, чтобы
найти средства вновь извлечь из писания все эти сведения.



Другой миф о происхождении кабалы находится в вавилонском талмуде. Здесь
рассказывается, что Господь сообщил Моисею на Синае кроме известных зако-
нов еще многое, о чем могли знать
только посвященные. К последним
принадлежали 70 старейшин, избран-
ных Моисеем и поставленных им во
главе народа. Путем устной передачи
божественное слово сохранилось вну-
три тесного круга. Но в словах пяти-
книжия Моисеева это данное Богом
откровенное учение о божественном
является в скрытом виде.

Рис. 27. Демон Азазел.

Разумеется, оба эти рассказа дол-
жны быть отнесены к области car. Они
изобретены в очень позднее время с
целью придать кабалистическому уче-
нию характер глубокой древности и
сверхъестественного происхождения.
Что же касается последнего рассказа,
то во всем Ветхом Завете нет ни одно-
го слова, которое указывало бы на
существование какого-то учения, буд-
то бы открытого Богом и переданного
одним лишь посвященным. Кроме то-
го, очень мало вяжется с достоинст-
вом божественного откровения то, что
его приходится извлекать путем тако-

го произвольного толкования и иска-
жения слов, как это делали <посвя-
щенные> (Мекубалин). Поэтому мы

должны искать более надежную точку опоры для определения исторического
происхождения кабалы.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: February 05, 2017, 11:21:16 AM »

В этом вопросе необходимо точно различать само кабалистическое уче-
ние от сочинений, в которых оно изложено. Кабала значит <предание>, и не
подлежит сомнению, что оригинальный склад мыслей древнейших кабалисти-
ческих сочинений в течение долгого времени устно передавался из рода в род и
развивался далее внутри тесного круга посвященных до тех пор, пока, наконец,
все учение было собрано и изложено на письме немногими лицами. Из этих древ-
нейших сочинений существуют поныне только два: Сефёр Ецира, т. е. <Книга о
творении>, или <О происхождении>, и Зехёр - <Свет>, или <Блеск>. Но кроме них
было еще много других сочинений, от которых дошли до нас одни названия
или только отрывки в цитатах позднейших кабалистических авторов. Для нас
эти два произведения являются, безусловно, важнейшими; поэтому^ниже речь
будет идти только о них.                                         ^~"~~---

Крайне затруднительно определить время, когда впервые появились Сефёр
Ецира и Зехёр. В особенности относительно последнего произведения очень дол-
го велись споры. Высказываемые в нем мысли так темны и неясны, что при не-
котором желании всегда можно найти сходство между ним и всевозможными
греческими и восточными философскими и религиозными системами. Кроме того,

94

изложение его так беспорядочно, что кажется почти невероятным, чтобы подобное
произведение могло быть написано с целью передать позднейшим поколениям
определенное учение. Так как Зехер стал известен в Европе только в XIII веке,
когда один бедный еврей, Моисей из Леона, привез это сочинение в Испанию, то
многие из новейших критиков думали, что этот Моисей сам написал это произ-
ведение и намеренно придал ему мистический отпечаток, чтобы обратить на себя
внимание. Мы не будем останавливаться на ученом споре по поводу этого мнения,
так как это отвлекло бы нас слишком далеко, и в настоящее время это мнение
признается неосновательным; но уже одно то, что такой взгляд разделялся многи-
ми серьезными учеными, доказывает, насколько трудно определить время, когда
были написаны эти сочинения. Впрочем, вероятно, что и Сефёр Ецира и Зехёр
были написаны во втором веке нашей эры. В Зехёре упоминается о книге Еноха;

следовательно, она должна быть старше Зехера: время ее появления можно
указать довольно точно, а именно: она была написана во времена первых Макка-
веев, после книги Даниила, написанной приблизительно в 168 г. до Р. X. На
основании этого мы можем точно установить предельное время, именно обе
кабалистические книги не могли быть написаны раньше, чем за 200 лет до Р. X.
С другой стороны, Зехер упоминается в Мишне, древнейшей части талмуда,
содержащей в себе древние иудейские предания. Мишна составлена около 189 г.
по Р. X. Иудой святым, и если в ней упоминается о Зехёре, то несомненно, что
он существовал уже в то время. Но существование его еще не доказывает того,
что он был и записан. Сочинение может легко иметь уже тот общий характер, в
каком оно будет впоследствии изложено письменно, и в таком виде долго пере-
даваться устным путем. Однако весьма вероятно, что устная передача незадолго
до составления Мишны должна была уступить место письменной. Правда, этого
строго нельзя доказать, но это предположение подтверждается еще более, если
рассмотрим вопрос с другой стороны, именно со стороны исторического происхо-
ждения и развития тех идей, которые изложены в кабалистических сочинениях.
Что кабалисты искали скрытого смысла в еврейских.писаниях, именно в пятикни-
жии Моисея, об этом ясно говорится в Зехёре, где эта мысль часто возвраща-
ется, выражаясь во многих замысловатых образах.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: February 05, 2017, 11:21:52 AM »

<Горе человеку, который в законе не видит ничего другого, кроме простых рассказов и обыкно-
венных слов 1 Если бы он действительно не содержал ничего более, то мы могли бы и в настоящее
время точно так же написать закон, столь же достойный удивления. Чтобы найти обыкновенные
слова, мы можем обратиться к земным законодателям, у которых часто находят даже нечто большее.
Тогда достаточно было бы только подражать им и написать закон на основании их слов и их примера.
Но это не так: всякое слово в законе содержит более глубокий смысл и скрытую тайну. Рассказы,
находящиеся в законе есть только внешняя одежда закона. Горе тому, кто одежду закона считает за
сам закон! Об этом Давид говорит: <Господи, отверзи очи мои, чтобы я увидел чудеса в законе
Твоем!> Давид говорит здесь о том, что скрыто под одеждою закона. Существуют глупцы, которые,
если видят человека в прекрасном платье, то судят о нем по платью, между тем как только
тело придает ценность платью; душа же еще ценнее тела. Закон также имеет свое тело. Это суть
его заповеди, которую можно назвать телом закона. Простые рассказы, присоединенные к ним, суть
одежды, покрывающей это тело. Большинство обращает внимание только на платье или на рассказы
закона; они не знают ничего другого, они не видят, что скрыто под платьем. Напротив, более просве-
щенные не обращают уже внимания на одежды, а смотрят на тело, которое покрыто ими. Наконец,
мудрые слуги вышнего Царя, обитающие на высотах Синая, занимаются только душою, которая
есть основание для всего остального и для самого закона; в будущем эти мудрые дойдут до того, что
будут созерцать душу самой души, которой дыхание проявляется в законе>.

Далее мы подробно рассмотрим странные методы, употребляемые кабалистами,
чтобы извлечь из простых слов закона скрытый в нем смысл или душу, а также
изложим те из главных пунктов кабалистического учения, которые имеют наи-
большее значение для наших исследований. При этом мы найдем, что те мысли,
которые кабалисты находили скрытыми между слов писания, отнюдь не новы; что
это были не что иное, как идеи, игравшие выдающуюся роль в различных язы-
ческих религиях, особенно в халдейской и персидской. Интерес этого обстоятель-
ства заключается в представляемом им доказательстве того, что родиной каба-
листической мысли, очевидно, был Вавилон. Во время вавилонского плена евреи

95

имели полную возможность познакомиться с мудростью халдеев; а во время
господства Кира, т. е. в последние годы плена, они также неизбежно должны
были познакомиться и с религиозными представлениями персов. И все, получен-
ное путем такого знакомства, кабалисты старались, по возможности, соединить
с учением Иеговы. Надо сказать, что при этом они были не очень разборчивы:

многое из того, что они вычитывали из слов писания, при более критическом
отношении оказывается стоящим в значительном противоречии с чистым учением
Иеговы.

Было бы, однако, совершенно неверно делать отсюда заключение, что ка-
балисты умышленно старались исказить учение Иеговы. Кабала есть религиозная
философия. Кабалисты по-своему искали ответ на великие вопросы во все времена
интересовавшие людей: вопрос о сущности Божества и его отношении к миру,
о природе человека, судьбе человеческой души и т. п. Обо всем этом в священном
писании евреев говорится очень мало, и то немногое, что там имеется, далеко не
всегда единообразно. Кажется, будто интерес евреев к этим вопросам пробудился
только тогда, когда они во время вавилонского плена получили сведения о других
религиях, где философские спекуляции занимали выдающееся место. Но когда
сами иудейские мыслители стали заниматься этими вопросами, то они пошли
совершенно естественным путем: они заимствовали из известных им религий все
то, что им казалось пригодным. Однако их преклонение перед авторитетом свя-
щенного писания было так велико, что при решении этих вопросов они ни на
минуту не могли положиться на собственные силы и способности. Поэтому все то,
что, по их мнению, они могли сказать об этих великих вопросах, все это должно
было находиться в писании. Но так как фактически в нем этого не было, то
они изобрели целый ряд мистических методов, которые, вообще, сводились к
тому, чтобы посредством перестановок и отбрасывания букв составлять в писа-
нии совершенно новые предложения. Таким способом, очевидно, не трудно черное
сделать белым и из одного предложения составить другое, которое говорит почти
совершенно противоположное. Поэтому они и пришли к результатам, которые
почти совершенно противоречат действительному смыслу учения Иеговы. Однако
эти искажения вовсе не были сознательны или преднамеренны, но были только
следствием применения оригинального искусства переложения. Сами кабалисты
думали, что они стояли на почве закона и находились в полном согласии с <истин-
ным> законом, который скрывался в слове, с тою <душою>, дыхание которой было
в законе. Очевидно, что кабалистические спекуляции, которые так легко вели к
противоречию с истинной верой, должны были содержаться в строжайшей тай-
не; массе народа они были совершенно неизвестны; только мудрые люди, на ко-
торых, по-видимому, можно было вполне положиться, принимались в небольшой
кружок посвященных. Это подтверждается многими указаниями.          \\
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #7 on: February 05, 2017, 11:22:35 AM »

В мишне находится замечательное место: <Запрещается объяснять, двоим историю творения, а^
меркава, или небесную колесницу, не следует объяснять даже и одному, хотя бы это был даже му-
дрец, сам собою способный понять ее. Под именем <Истории творения> никак нельзя понимать
книгу Бытия или первую книгу Моисея, так как закон Моисея находился в руках у всего народа
и каждый был обязан прилежно читать его. Название <Брейшис Мшайс> - <история творения> -
относится поэтому к Сефер Ецира - <книге происхождения> - и, таким образом, было только вторым
названием того же самого произведения, точно так же, как и Шмойс Меркава - <история колесни-
цы> - было вторым названием Зехёра>.

Цитированные строки показывают нам, как строго следили за тем, чтобы только достойные
люди были посвящены в тайны.

Впрочем, талмуд содержит и несколько данных иного рода, из которых видно,
что принять посвящение считалось делом весьма опасным, почему многие умные
люди отказывались от этой чести.-

Так, между прочим, рассказывается следующее: <Раввин Иоханан сказал однажды раввину Ели-
езару: приходи ко мне, я посвящу тебя в меркава. Но Елиезар ответил ему: для этого я еще не-
достаточно стар. Когда Елиеэар состарился, то раввин Иоханан уже умер. Через некоторое время
пришел раввин Асси к раввину Елиезару и сказал: теперь я посвящу тебя в меркава. Однако Елиезар
ответил: если б я считал себя достойным этого, я был бы уже обучен твоим наставником Иохананом>.

Талмуд передает также, что много мудрых мужей, занимаясь кабалистически-
ми спекуляциями, лишались или рассудка, или веры.

Поэтому легко понять, что кабалисты во всякое время составляли очень
небольшой кружок лиц, который вел свои заседания так, что ни одно постороннее
лицо не могло ничего узнать о происходившем на них.

О том, как велись эти собрания, мы получаем ясное представление из второй и третьей книги
Зехёра, Идра Рабба Кадиша, т. е. <великое святое собрание>, и Идра Зута Кадиша, т. е. <малое
святое собрание>. В них изображены собеседования раввина Симеона бэн Иохан со своими учениками;

на большом собрании присутствовало 10, на малом - 7 лиц. То и другое собрания открывались
целым рядом церемоний, причем раввин Симеон заставлял своих учеников поклясться, что они
будут следить за тем, чтобы эти мистерии не профанировались и чтобы ими не злоупотребляли.
Каким огромным авторитетом пользовались слова раввина Симеона, видно из следующего места
первой главы Идра Рабба.

<Раввин Симеон сказал своим последователям: соберитесь сопутствующие мне на открытом
месте; будьте вполне готовы. Подготовьте ваше суждение, вашу мудрость, понимание, знание,
усердие, будьте готовы с руками и с ногами. Крепко держитесь за господа, который над вами, во
власти которого находится жизнь и смерть, дабы вы могли восприять слово правды Его. И раввин
Симеон сел на землю и плакал; после этого он сказал: горе мне1 Должен ли я открыть это. Горе мне1
Должен ли я не открывать об этом? А все бывшие при этом хранили глубокое молчание>.

Тогда поднялся раввин Абба и заговорил, обращаясь к нему: Божьею милостью
написано так: <Тайна Господня - боящимся Его и завет Свой Он открывает
им> *. И верь, эти спутники твои боятся Святого и прославленного Единого, и
собрались они теперь на собрание подобно тому, как бы в доме Его. После этого
все дали раввину Симеону руку и подняли пальцы, вышли в поле и сели под де-
ревья. Раввин Симеон поднялся и прочел молитву; затем он сел среди них и
произнес: кто этого хочет, да положит свою руку на мою грудь. И все положили
на нее свои руки. Они долго молчали и слышали голос; от страха их колени сту-
чали одно об другое. Что же это был за голос? Это был голос небесного воин-
ства, которое собралось, чтобы слушать их. Тогда раввин Симеон исполнился ра-
дости и сказал такие слове: Господи, я не скажу, как один из твоих пророков,
что я услышал глас твой rf убоялся. Теперь уже не время для страха, а время для
любви, как написано: <Возлюби предвечного, твоего Бога>. И когда раввин Симеон
отверз уста, чтобы говорить, заколебалось все поле и все слушатели его содрог-
нулись.

Этот раввин Симеон, по слову которого содрогалась земля и слетались анге-
лы, собираясь вокруг него, есть историческая личность. Его речи дают материал
для двух из самых больших книг Зехёра; кроме того, многие из его мудрых^лов
сохранились в Мишне, древнейшей части талмуда. Обыкновенно принимают, что
он жил 100 лет спустя по Р. X. В Идра Зута Кадиша, <Малом святом собрании>,
описана его смерть. Во введении к книге описывается, как его последователи
собрались у его смертного одра и, прежде чем обратиться к ним с своей послед\
ней речью, он дал точное приказание раввину Аббе записать все, о чем он говорил\
^     им. Это именное завещание, а также и то, что две книги Зехёра передают его

|речи к спутникам, позволяет считать вероятным, что, по крайней мере, эти части
Зехёра составлены вскоре после смерти Симеона сообща его учениками; первая
часть Зехёра <Сефер Дойцута>, т. е. <сила сокрытых тайн>, так тесно связана со
второй и третьей частью, что и она, по-видимому, составлена теми же самыми
лицами. О следующих же частях Зехёра, имеющих меньшее значение, нельзя уже
сказать ничего определенного, точно так же, как и о другом из главных кабалисти-
ческих произведений, Сефер Ецира, автор которого неизвестен. Только судя по
языку и содержанию предполагают, что это произведение должно быть старше
Зехёра.

* Псалом XXIV, 14.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #8 on: February 05, 2017, 11:23:39 AM »

КАБАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Кабалистические методы основываются преимущественно на особенностях ев
рейского алфавита, и, чтобы понять их, мы должны прежде всего начать с неко-
торых замечаний относительно еврейских букв. Еврейский алфавит состоит и;

22 букв, которые в сущности все согласные; гласные обозначаются точкой по,д
буквою. Но в древних писаниях нет этих гласных точек; отсюда следует, что раз-
личные слова обозначаются часто теми же самыми буквами (согласными), между
тем как их произношение и смысл зависят от того, какие гласные буквы при-
соединяются к ним. Эта особенность, разумеется, очень помогала желанию каба-
листов находить в словах новый смысл. Другое важное обстоятельство заключа-
лось в том, что не было никаких особых знаков для чисел. Впрочем, в этом отно-
шении еврейский язык сходен с большей частью языков древности; римские
цифры тоже буквы, имевшие вместе с тем и определенное числовое значение. По-
добным же образом пишутся цифры и на еврейском языке; каждая отдельная
буква имеет определенное числовое значение, откуда и вытекает основной ка-
балистический закон: всякое слово есть число и всякое число есть слово. При
кабалистических замещениях этот закон получил тем большее значение, что
различные слова могли иметь одно и то же числовое значение; таким образом,
если из двух таких слов подставить одно на место другого, то, в сущности, не
произойдет никакого изменения, так как число будет то же самое, хотя смысл по-
лучится совершенно иной.

Метод замены буквенного значения числовым применен, как известно, один раз в Апокалипсисе,
где в гл. XIII, ст. 18 говорится:

<Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьде-
сят шесть>. Число ббб стоит здесь вместо одного имени, которое не должно быть названо, но может
быть найдено, если подставить буквы, сумма которых имеет то же самое числовое значение. Пред-
полагают, что скрытое имя в данном случае есть имя императора Нерона.

Наконец, заметим еще, что одни и те же буквы не всегда пишутся одними и
теми же знаками: так буквы К, М, Н, П и Ц в конце слова пишутся иначе, чем
в начале или в середине.

Чтобы сделать нагляднее дальнейшие объяснения, я приведу здесь еврейский алфавит рядом с
числовыми значениями еврейских букв и соответствующими нашими буквами. Знаки, употребляемые
в конце слов, отмечены звездочкой. Кроме того, даны и еврейские названия буквЛ

М   А Алэф   1   П   X Гэй   5   а   Т Тэт   9
а   Б Бэт   2   I   В Вав   6   i   Ю йод   10
J   Г Гимэл   3   >   3 Зайин   7   3      20
                     IK Каф   
П   Д Далэт   4   П   X* Хэт   8   Т      500
9   Л Ламед   30   D   С Самэх   60   s   \ Ц Цадик   90
оCf   IM Мэм   40 600   УJD   0 Айин   70 80   fР   К Коф   900 100
3Г   Ш Нун   50 700   ^   >П Фэй   800   "1 ^   Р Рэйш Ш Шин   200 300
                  л   Т Тав   400

98

Кабалистические методы, с которыми мы хотим ближе познакомиться, мы
разделим на три части: GMTRIA - гематрия; NVTRIQVN - нотарикон и
ThMYRH - тамура.

Гематрия основывается на упомянутом уже числовом значении, которое име-
ет каждое слово; она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным
ему по числовому значению. Такой прием распространяется также и на целые
предложения.

Так, напр., буква шин (ш) имеет числовое значение 300; можно получить то же самое число,
если сложить числовые значения букв в словах РВХ АЛХЮМ, руах элэгхим, т. е. <дух Господа>.
Поэтому буква <ш> признается символом <духа Господа>. Этот образец счета легко выводится с
помощью таблицы: Р=200, В =6, Х=8, А=1, Л =30, Х=5, Ю=10, М=40; сложивши эти числа
получим 300. Таким точно образом слова АХД, эход, т. е. единство, и АХВХ, агув, т. е. любовь, каждое
по сумме числовых значений равно 13, почему одно из этих слов употребляется вместо другого.
Дальнейшим примером может служить попытка посредством гематрии найти имена трех ангелов,
посетивших Авраама в роще мамврийской. В первой книге Моисея (XVJII, 2) имеется: ВХНХ
ШЛШХ, <вейенна шэлигла>, т. е. <я вижу трех мужей>. Сумма числовых значений этих двух слов
составляет 701, и то же самое число получается сложением числовых значений следующих букв:

АЛВ МОКАЛ ГБРЮАЛ ВРГГАЛ, Эло Михаэл Гавриэл вэ Рэфуйэл, которые означают: <они есть
Михаил, Гавриил и Рафаил>. Мы привели здесь пример того, какая глубокая тайна - в данном
случае имена ангелов - может быть скрыта в словах, по-видимому, совершенно простых. Этих при-
меров довольно, чтобы показать сущность и значение гематрии.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #9 on: February 05, 2017, 11:24:18 AM »

В другом методе, нотарикон, существуют два способа. Согласно первому каж-
дая буква одного слова принимается за начальную букву нового слова. Таким
образом, одно слово распадается на целое предложение.

Примером может служить одно из множества спекуляций с первым словом Библии: БРАШЮТ,
берэншис, <вначале>. Буквы этого слова принимаются за начальные буквы новых слов, причем в числе
многих других получается, между прочим, и такое предложение: <Берэншие Руэ Элехгим Шекэбль
Исруэл Тору>, т. е. <Вначале видел Господь, что Израиль должен принять закон>.

Следовательно, отношение Израиля к Иегове в виде скрытого пророчества заключается уже в
первом слове Библии. Второй способ прямо противоположен первому. Первый - состоит в том, что
из одного слова развивается целое предложение, второй же метод имеет в виду из данных предложений
извлечь отдельные слова. Это достигается тем, что из начальных и конечных букв отдельных слов
составляют новые слова. Так, напр., кабала называется также Хохмо Нэйсутро, т. е. <тайная муд-
рость>, а из начальных букв этих двух слов образуется слово ХН, Хейн, т. е. <милость>. В пятой
книге Моисея (XXX, 12) имеется: <Ми ялэ Лону ха-Шомайлю>, <Кто взошел бы для нас на небо?>
Из начальных букв составляется слово МИЛГ, мило, означающее обрезание, а из конечных букв
ИГВГ, иагве, <иегова>. На основании этого предложения кабалисты заключали, что сам Бог определил
обрезание, как знак избранного народа.

Как особую форму нотарикона можно отметить попытку таким путем открыть имена 72 ангелов,-
попытку, названную шеймгамфойрош, <раздельное имя>. Каждый из трех стихов второй книги Моисея
XIV гл-- 19, 20 и 21 в первоначальном тексте имеет по 72 буквы. Это обстоятельство, разумеется,
должно было иметь' значение, полное тайны, тем более, что в 19 стихе говорится об <ангеле Бога, шед-
шем впереди стана Израиля>, так как везде, где только идет речь об ангеле, можно предполагать,
что в словах скрыто имя ангела. Каждый из этих трех стихов пишут по прямой линии один под дру-
гим и при этом первый стих справа налево, второй слева направо и третий справа налево, таким
образом, получается 72 вертикальных ряда по три буквы в каждом. Каждый из 72 рядов образует одно
слово из трех букв, затем к каждому из этих слов прибавляют окончание АЛ, ЮХ, Эл или ЮАХ и
получают имена 72 ангелов. Шеймгамфойрош в так называемой прикладной кабале играет большую
роль; а так как и нам придется иметь дело с этой таблицей, то мы и приведем ее сейчас:

Шеймгамфойрош.

МЮХЛАХКАЛМОСЮВ
БЗХАЛЗХКЛХЛЮЛХ
ХЛОВДЮТАХШМТЮВ

14 13 12 11 10 9   8   7   6   5   4   3   2  1

шюхнх'мюнплклхх

АРАТХЛЮЛХВЛАКР
ХТАХВХЮКЛ    ВЮВМЮ

28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15

99

м   Х   Ю   Р   X'   А   М   К   Л   Ю   в   Л   А   Р   
ю   х   ю   Х   о   Н   Н   В   Х   X'   ш   К   В   ю   
к   Х   3   о   м   Ю   д   к   X'   в   Р   Б   М   ю   
42   41   40   39   38   37   36   35   34   33   32   31   30   20   
Н   Н   М   Н   Н   0   ц   Д   В   м   о   о   с   Ю   В
М   В   Б   Ю   Н   М   X'   Н   х   ю   ш   Р   а   л   В
м   Ю   Х   Т   А   м   ш   ю   в   х   л   ю   Л   х   л
57   56   55   54   53   52   51   50   49   48   47   46   45   44   43
М   Х   Ю   Р   Х   А   М   Д   М   о   Ю   Б   М   Х   Ю
В   Ю   Б   А   Б   Ю   Н   м   Х   Н   Х   М   Ц   Р   ю
м   Ю   М   Х   В   0   К   Б   ю   в   х   Б   р   Х   л
72   71   70   69   68   67   66   65   64   63   62   61   60   59   58

Тамура, третий кабалистический метод, основан на перестановке букв. Для этого существует мно-
жество разнообразных, частью крайне замысловатых правил.

Одно из простейших, так называемая таблица сочетаний Цируфей: надо написать 22 буквы алфа-
вита в два ряда один под другим, первый справа налево, второй слева направо:

КЮТХ'ЗВХДГВА
ЛМНСОНЦКРШТ

Затем каждую букву одного ряда заменяют соответствующей буквой другого, напр. А буквой Т,
В-Ш, и также наоборот Т заменяется А и т. д. Теперь заменяют последнюю букву или даже две
последних буквы нижнего ряда другими, остальные же буквы оставляют в прежнем порядке без
изменений, и таким образом получается 21 различная комбинация. Перестанавливают, напр., на
последнее место 3 и В, тогда получается:

Ю Т
Н   Ц

X' Х
К Р

Д   Г

ш т

Так как здесь сохраняется последовательность в ряде букв, а изменяются только две последние
буквы нижнего ряда, то известна и вся комбинация, если только мы знаем две последние буквы.
Различные комбинации Цируфеевой таблицы называются четырьмя последними буквами; первая из
приведенных называется АТГШ, а последняя комбинация - АЗБВ. При соблюдении этих правил
можно вообще легко самому составлять различные комбинации. Говорят, что кабалисты употребляют
22 таких комбинации; но очевидно, что возможно получить их гораздо больше.

Кроме этих таблиц существуют еще три другие, называемые <правильной>, <обращенной> и
<неправильной>. Чтобы представить одну из них, надо разделить квадрат на 22 X 22 шашки так, чтобы
каждая из 22 букв повторилась 22 раза. Для <правильной> таблицы пишут в верхнем ряду буквы справа
налево. В следующих рядах поступают таким же образом, только начинают буквой Б и кончают А.
В третьем ряду начинают с Г и кончают Б и т. д. <Обращенная> таблица составляется точно так же,
только буквы следуют здесь в обратном порядке, слева направо. Описание <неправильной> таблицы
потребовало бы много места.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #10 on: February 05, 2017, 11:24:46 AM »

Для нас имеет интерес еще один метод, так как он даже и в настоящее время известен
как излюбленный популярный волшебный алфавит. Это - Аик Бекар, <кабала новой камеры>. Надо
написать все 27 букв (следовательно, включая сюда и 5 заключительных знаков) в 3 Х 3 последо-
вательно лежащих шашках; сначала пишут справа налево первые девять букв. Затем следующие
девять и т. д., и когда написаны все буквы, то в каждой шашке находится их по три и вся таблиц
представляется в следующем виде:

300   30   3   200   20   2   100   10   1
Ш   л   Г   Р   К   Б   к   ю   А
600   60   б   500   50   5   400   40   4
М*   с   в   К*   Н   Х   Т   М   Д
900   90   9   800   80   8   700   70   7
Ц*   Ц   Т   Н*   Н   Х   Н*   о   3

100

Над каждой буквой дано ее числовое значение, заключительные буквы отмечены звездочкой *.
Точки, поставленные над тремя отдельными буквами, имеют особое значение: при помощи их поль-
зуются всей системой, как обыкновенным алфавитом. Если нарисовать только форму камеры и поста-
вить в ней одну точку, то такая фигура означает первую букву в камере; две точки означают вторую
букву, три точки - третью. Так, напр., [__ А; |...| Р и [~\ П. Таким образом, кабалой новой камеры
пользовались древние кабалисты для секретных сообщений. Само собою разумеется, что этой систе-
мой можно пользоваться самым различным образом, переставляя лишь буквы.

Кроме описанных здесь было еще множество более или менее произвольных
методов, с помощью которых из данных слов или предложений выводились но-
вые. Впрочем, большая часть их появилась, по-видимому, в более позднюю эпоху,
так как ими пользовались прежде всего средневековые христианские кабалисты,
чтобы выводить основные положения христианской догматики из слов Ветхого За-
вета. Далее мы приведем несколько таких примеров.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums