mw2010.ru
May 27, 2019, 04:52:53 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Заговоры магия мистика. часть 6  (Read 2308 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: February 06, 2017, 12:38:18 PM »

УЧЕНИЯ КАБАЛЫ

Для меня представляется невозможным дать сколько-нибудь ясно общую кар-
тину содержания кабалистических сочинений. Такое краткое описание должно бы
представлять из себя реферат, выражающий ход мысли и руководящую идею этих
произведений. Но такой руководящей идеи вообще не существует в кабале. От
сочинения, которое в наше время имело бы в виду те великие вопросы, которыми
занималась кабала, мы прежде всего потребовали бы систематизации материала и
строгой логики. Но в кабале нельзя найти ни малейших следов логики; напрасно
было бы читать с начала до конца эти объемистые сочинения, стараясь найти в них
что-нибудь имеющее хотя бы отдаленное сходство с новейшими методами доказа-
тельств. Кабалист идет к своим результатам не путем последовательных заключе-
ний, а путем фантазии. Каждая мысль высказывается без малейшей связи с пред-
шествовавшей, просто как голое утверждение, вообще не подлежащее сомнению;

правильность же его подтверждается лишь тем, что посредством применения
мистических методов оно оказывается скрытым в том или ином месте писания.
Восточная фантазия торжествует в кабале в самых диких формах, но где неогра-
ниченно царствует фантазия, там о порядке не может быть и речи, и понятно, что
при таких условиях невозможно в коротких словах изложить общее содержание
этих произведений. Поэтому я должен ограничиться лишь кратким, но ясным ука-
занием на то, о чем в них идет речь, и осветить лишь главнейшие положения,
получившие впоследствии столь важное значение. Даже и в таком виде возможно,
что наше изложение в некоторых пунктах будет недостаточно, так как разница
между свободной фантазией кабалиста и ходом логической мысли современного
европейца настолько велика, что едва ли один может вполне понять другого. После
этих оговорок я постараюсь передать содержание кабалы.

Мы начнем с Сефер Ецира, который является как бы введением к Зехеру.
Сефер Ецира - <книга о происхождении> - приписывается патриарху Аврааму;

произведение это представляет собой как бы его наблюдения над жизнью. На-
чало ее вполне понятно и для нашего времени; путем наблюдения окружающего
мира, его порядка и общего единства патриарх приходит к вере во всемогущего
Бога, сотворившего все. Но здесь, во всяком случае, и конец для нас пониманию
этой книги. Автор идет дальше по тому же, уже проложенному, пути; он стара-
ется исследовать законы существования в отдельных их проявлениях, чтобы
таким способом постигнуть божественную премудрость; но каким образом это
достигается, остается для нас совершенно непонятным. Естественные средства
человека для обмена мыслей, т. е. слова, или наши названия вещей, сливаются
с самими вещами и заступают их место. В слове лежит все, из слова исходит все
и <слово есть Бог>, говорит Сефер Ецира. Разлагая слова на их составные части,
оказывается, что они состоят из 22 (еврейских) букв и первых десяти чисел, из
которых можно вывести все другие числа. Эти 32 знака называются <тридцатью

101

двумя чудесными путями мудрости>. На них основывается все знание, и только
посредством них мы достигаем мудрости.

Далее Сефер Ецира подробно занимается разбором этих <чудесных путей
мудрости>, начиная свой разбор с первых десяти чисел, <десяти сфиро>. На
кабалистов производил чрезвычайное впечатление тот простой факт, что из десяти
чисел можно составлять новые числа и что ряд чисел бесконечен. <Для десяти
сфиро не существует предела ни в будущем, ни в прошедшем>. Но эти десять
сфиро - не только числа, а нечто большее: так как числа обнимают все и так как
все в мире может быть измерено числами, то числа становятся для кабалистов
сущностью самих вещей.

Несколько примеров объяснят это. Так как понятие о всемогущем Боге исключает возможность
существования более чем одного Бога, то первая сфиро, число <один>, превращается в субстанцию
самого Бога. <Первая сфиро, един, это есть дух Бога живого, да будет благословенно имя Его>.
Вторая сфиро, число два, есть слово. Слово есть дыхание, носитель мыслей человека: <дыхание> и
<мысль> суть две вещи, а вместе с тем и одна, так как они нераздельны, и хотя слова суть только
дыхание, но для своего выражения они требуют 22 буквы. Эта великая тайна заключается во второй
сфиро: <Два есть дыхание, исходящее от духа; в нем 22 буквы, но они составляют одно дыхание,
только получившее образ и форму>.
« Last Edit: February 06, 2017, 12:41:24 PM by Desert17 » Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: February 06, 2017, 12:40:44 PM »

Сущность всего этого учения о десяти сфиро, как показывают приведенные примеры, состоит
исключительно в числовых спекуляциях, в попытках найти сущность вещей через посредство чисел,
составляющих их выражение или символы. То же самое относится и к остальным 22-м путям
мудрости, т. е. 22-м буквам. Они делятся на три группы, называемые <тремя матерями>, <семью
двучленными> и <двенадцатью простыми>. Это разделение сочинено, кажется, лишь для того, чтобы
доказать значение в существовании чисел: три, семь и двенадцать. Так, в строении мира имеются
три стихии: огонь, вода и воздух, это - три матери. Огонь есть субстанция неба, из воды произошла
земля, и между этими двумя противоположными элементами находится воздух, разделяющий их.
Деление года управляется также тремя матерями, ибо существуют три времени года. (На востоке
за жарким летом следует дождливое время, которое затем сменяется умеренным периодом). В че-
ловеческом теле также господствуют три матери, ибо тело состоит из головы, груди и живота. <Семь
двучленных> соответствуют противоположностям, т. е. таким вещам, которые могут служить как для
добра, так и для зла. Так, существуют семь планет, имеющих хорошее или дурное влияние на землю.
В неделе семь дней и семь ночей; в человеческой голове семь входов, открытых как хорошему, так
и худому. Наконец, <двенадцать одночленных> мы находим в двенадцати месяцах года, в двенадцати
созвездиях зодиака и в двенадцати родах деятельности человека, которые по Сефер Ецира есть
следующие: зрение, слух, обоняние, осязание, слово, питание, размножение, движение, гнев, смех,
мысль и сон.

Если все это соединить в одно общее представление, то Сефер Ецира следует
признать крайне примитивной и несовершенной попыткой путем исследования
природы познать божественную премудрость, проявленную в закономерности все-
го существующего. Сефер Ецира старается раскрыть нам <дух природы>, как ска-
зал бы современный исследователь. Но так как настоящее исследование природы
было вполне недоступно кабалистам, то они пытались найти в самой природе те
средства, которыми пользуется человеческий ум для обмена мыслей, т. е. буквы
и числа, а так как столь произвольная фантазия может быть до известной сте-
пени проведена всюду, то числа и буквы стали для них тождественными с самой
сущностью вещей.

Зехёр стоит уже как будто на несколько более высокой точке зрения, глав- /
ным образом потому, что он занимается больше Богом и душою человека, чем/
природой. Все, что находится вне нас, т. е. видимая природа, то и дальше от нас;

история науки показывает, что истинное понимание природы было достигнуто
лишь очень поздно. Но, стремясь познать самого себя, человек уже очень рано
получил взгляд на душевные явления и постоянно представлял своих богов подоб-
ными себе, только величественнее и могущественнее. Поэтому размышления Зехё-
ра о Боге и человеке должны и в настоящее время казаться менее детскими и не-
удачными, чем спекуляции Сефер Ецира о природе.

Впрочем, Зехёр начинается там, где кончается <книга происхождения>; Бог
и божественная премудрость составляют для него уже нечто данное.

Тотчас в начале книги Идра Рабба Симеон бен Иохай так описывает Бога своим спутникам:

<Он старейший из старейших, тайна из тайн, самый неведомый из неведомых; Он имеет свой соб-
ственный образ, так как Он является нам в образе высокопочтенного старца, старейшего из старей-

102

ших. Но и в этом образе Он остается неведомым. Его одежда была, как снег, от Его лика исходит
свет. Он восседает на трон из огней, послушных Его воле. Его белый светящий венец освещает
400 000 миров; 400 000 миров, рожденных от этого белого света, станут в грядущей жизни наследием
праведных. Каждый день от Его чела исходят 13 000 мириад миров, которые Он хранит и тяжесть
которых Он один держит. От главы своей сотрясает Он росу, пробуждающую мертвых к новой
жизни; поэтому в писании сказано: <роса Твоя есть роса света>. Она есть пища святейших, манна,
уготованная святым в грядущей жизни. Эта роса бела, как алмаз, цвет которого содержит в себе все
цвета. Длина лица Его сверху донизу 370Х10000 миров. Его называют <долгий лик>, ибо это есть
имя старейшего из старейших>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: February 06, 2017, 12:42:17 PM »

Но Бог не всегда является в таком образе; было время, когда Он только <отрицательно суще-
ствовал, т. е. когда Его образ существовал лишь в возможности. Но для того, чтобы мир и люди
могли быть созданы и чтобы Божество могло быть познано людьми, оно должно было развиться
само собою и принять разнообразные формы, которые взаимно дополняли бы одна другую. О том,
как развивается Божество и тем самым создает мир, говорится в первой части книги Зехёр, назы-
ваемой: <Книга скрытых тайн>. Она начинается с заявления, что вначале Божество было Эйн Сойф,
г. е. беспредельное и бесконечное единство, в котором существовали, по возможности, все божествен-
ные формы. Эти формы, взаимно дополнявшие одна другую и поэтому находившиеся в равновесии,
покоились тогда в пределах пространства, отрицательно существовавшего в <старейшем Едином>.
Затем Божество, раскрываясь, принимало постепенно свои разнообразные формы, т. е. десять сфиро
(сравни стр. 104).

Кажется несколько странным, что десять сфиро, которые в Сефер Ецира суть десять первых
чисел, понимаемых как субстанция вещей, здесь являются в качестве форм Божества. Однако
эта разрица только кажущаяся; в сущности, это лишь более сильное выражение той же мысли, ко-
торая высказана уже в <Книге происхождения>. При разборе этого произведения мы говорили, что
первая сфиро, один, есть руах элэхим, дух Божий. Вторая сфиро, два, есть слово; но <слово есть Бог>,
поэтому и вторая сфиро есть только новая форма Божества. То же самое относится и к остальным
сфиро; в конце концов все они лишь различные стороны божественного существа и в этом только
смысле являются в Зехёре. После этого небольшого отступления, которое было необходимо для
того, чтобы понять связь двух главных кабалистических сочинений, мы вернемся опять к Зехёру.

Когда Божество захотело явиться, то оно раскрыло сначала свои высшие и всеобъемлющие
формы, первую сфиро: кесер, <венец>. <Он есть основа всего бытия, таинственная премудрость,
корона Всевышнего, венец венцов>. Он называется также <макропросопись>, <великий порядок>, ко-
торый, как утверждают кабалисты, будто бы обозначается во второй книге Моисея именем АХИХ,
эхейэ, <я есмь>. Из первой сфиро последовательно выводятся девять других. Но при этом замеча-
тельно, что из следующих сфиро одни считаются мужскими, другие женскими и это разделение, по
убеждению кабалистов, согласуется будто бы с Библией. В первой книге Моисея (I, 26-27)
имеется следующее место: <И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию
Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над зверями, и
над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их>.
Здесь замечательно уже то, что Бог говорит о самом Себе во множественном числе, а о человеке
говорит: <и да владычествуют они>. Затем он создает человека по образу Своему, как мужчину,
так и женщину. И это, по толкованию кабалистов, говорится об одном Адаме, так как о создании
Евы из ребра Адамова говорится значительно позже, именно во второй главе, ст. 21-22. Все это,
говорят кабалисты, становится лишь тогда понятным, если мы представим себе, что в Божестве
заключаются как мужские, так и женские свойства. Адам, созданный по образу Божию, суще-
ство столь же мужское, как и женское; это видно из того, что Бог и о Себе, и о человеке говорит во мно-
жественном числе, потому что одно двойное мужеско-женское существо должно считаться за два лица.
Согласно этому девять сфиро признавались мужскими и женскими сторонами божественной сущности.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: February 06, 2017, 12:43:06 PM »

Вторая сфиро-хохмо, <премудрость>, мужская активная сила, исходящая подобно свету от кесер.
Это есть отец, тогда как третья сфиро-бино, <понимание>, есть мать. Кесер, хохмо и бино, соеди-
ненные вместе, образуют высшее триединство, по образу которого создан человек мужчиной и жен-
щиной, так что мужчина и женщина, по учению кабалы, совершенно равны по своему происхождению.
Через соединение отца и матери возникает затем четвертая сфиро: хэсэд, <сострадание>, или <лю-
бовь>. Из этой мужской силы возникает пятая сфиро: гвура, <крепость>, называемая также нахад,
<страх>, которая есть женская пассивная сила. Из последних двух происходит шестая сфиро-ти-
ферес, <красота>, или <благость>, связывающая вместе обе предшествующие. Она называется также
микропросонис, <малый порядок> и замыкает собою второе триединство. Эти шесть первых сфиро обра-
зуют вместе мелех, т. е. <царя>; вместе с этим развитием завершается творение мира. Именно Бог
создал мир в шесть дней, и, как мы знаем, закон Моисея начинается словом БРАШЮТ, берэйшис,
означающим <вначале>. Но это слово, собственно говоря, должно читаться: БРАШЮТ, бора шис, т. е.
<Он создал шесть>. Отсюда мы видим, что развитие шести первых сфиро равнозначно творению
мира в шесть дней.

Четыре следующие сфиро возникают точно так же, как и первые. Седьмая есть мужская сила нё-
цах, <стойкость>, или <победа>, а восьмая пассивная женская сила, гхойд, <величина>. Из этих
двух происходит Иесойд, <основание>. Наконец, из этой последней возникает десятая сфиро малхус,
<царство>, называемая также <царицею>. Если все десять сфиро сопоставить в виде последовательного
ряда, в порядке их происхождения и так, чтобы их взаимные отношения обозначались их местом, то

103

получается <кабалистическое дерево> - фигура, представленная на следующей таблице. В ней, кроме
того, для отдельных сфиро указаны остальные их названия, о которых я не говорил в тексте. Под-
черкнутые имена - это различные имена Божие, применяемые кабалистами к различным сфиро.

Легко понять смысл этого учения о сфиро, если рассмотреть кабалистическое дерево. Десять
сфиро есть лишь разнообразные свойства божества, как бы распределенные между различными
лицами. Но все они вместе образуют одно лицо, Адама, Авила, <первого существующего>, или также
Адама Кадмона, <прообраз человека>. Этими именами или именем той или другой сфиро кабалисты
обозначали Бога. Они испытывали такой страх перед <высочайшим именем> Бога, ИНУН - Ягве,
или Иегова, которое, однако, довольно часто встречается в пяти книгах Моисея, что они никогда не
произносили его. Когда же им встречалось это слово, то они называли его <имя из четырех букв> -
тетраграмматон. Бог называется также АГЛА, словом, представляющим нотарикон предложения:

атёй гёбур лэ-олэйм Адэной, т. е. <Ты, Господи, царствуешь вечно>.

Так как человек создан по образу Божию, то кабалисты должны были последовательно разложить
и духовную субстанцию человека на множество членов так же, как они разложили субстанцию бо-
жества на десять сфиро. Таким образом, по учению кабалы и у человека имеются разные души:

сколько их, нелегко сказать, однако, по меньшей мере, три: дух, душа и жизненная сила; они обра-

ЯЮН Справедливость.   СВН Эйн Сомов Благость.   Беспредельный,Единый. Сострадание.

Великий порядок.

Макропросопус.
Большое лицо.
Кесэр = Корона..

"Эхгейе = Существование

Старейший Единый.

Вино = Понимание.
Иегова.
Верховная мать.

(Первое триединство).

Хохмо = Премудрость.

Иав.
Отец.

Гвуро = Крепость.

Пахад = Страх.
Элоа.

Хесэд = Сострадание.

Гдуло = Величие.
Эйл.

(Второе триединство).





Микропросопуо.
Малый порядок.

6.
Тиферес = Красота.

Элэхгим.

° Мэлех =Царь. '

Гхойд= Ясность, величие. Нецах = Победа.

(Третье триединство).

Элэхгим Цвойс Иегова Цвоис

Иёсойд = Основание.
Эд Хай
10.
Царица.
Малхус = Царства
Аденой.

104

зуют одно триединство; дух есть высшая часть человека; душа есть обитель добра и зла; жизненная
сила стоит в непосредственной связи с телом и производит движения. <В этих трех, т. е. в духе, душе
и теле, мы находим верный снимок с того, что происходит в высшей сфере; ибо эти три образуют лишь
одно существо, где все связано в единство>. Кроме этих трех душ есть указания на существование
в человеке многих других душ; они приобрели большое значение у средневековых магиков.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: February 06, 2017, 12:43:37 PM »


Я старался дать возможно краткое изложение тех пунктов, которые имеют для нас наибольший
интерес и в то же время представляют собой основы кабалистического учения. Мы видим, что оно
не отличается особым богатством мысли; скорее можно бы его назвать простой игрой слов. Но ка-
бала имела влияние на европейцев не вследствие богатства мыслей; к изучению этих сочинений евро-
пейцев влекли отчасти мистические методы, отчасти безграничная их неясность. С мистическими
методами мы уже познакомились, но неясность мысли не так заметна в приведенных цитатах, которые
по большей части изложены так, что передан смысл, а от настоящих словесных выражений оригинала
сохранилось очень немногое; чтобы дать читателю образец стиля Зехера, я процитирую его начало,
первую главу из <Книги о скрытых тайнах>.

<Книга скрытых тайн> есть книга о равновесии равновесия. Ибо прежде чем было равновесие, по-
рядок не мог соблюдать правильного порядка. И цари прежних времен были мертвы, венцов их уже не
было, и земля была пустынна, пока не показалась глава (смысл здесь не понятен), желаемая всеми
желаниями (и исходившая от AIH СВП, Эйн Сойф, Беспредельного, бесконечного Единого), и не
передала одеяния чести. Это равновесие находилось в стране, которая от века отрицательно существует
в Едином. Тогда эти силы были взвешены, но не имели еще видимого существования. В его форме
(в форме Единого предвечного) существовало равновесие: это - непостижимо, это - невидимо.
В нем они (эти силы) возникали, и в нем они возникают, как те, которые не существуют, так и те,
которые существуют и будут существовать. Глава, которая непостижима, есть тайна в тайне. Но она
была образована и сформирована наподобие черепа и наполнена кристалловидной росой. Кожа ее
из эфира; она ясна и прочна> и т. д.

Надо предполагать, что люди, объяснявшие основные кабалистические мысли, должны были
иметь нэсомненные знания относительно хода мыслей и способа выражений древних кабалистов. Но
большинству людей было бы трудно найти в них какой-нибудь след здравого смысла.

Происхождение тайных наук
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: February 06, 2017, 12:44:12 PM »

ЕГИПЕТСКАЯ ТЕУРГИЯ

Как халдеи, так и египтяне знали искусство заклинания, целью которого было
защищать людей от преследования злых сил. Но, насколько нам известно, у хал-
деев оно служило исключительно для защиты живых, тогда как египтяне стара-
лись помогать и умершим в загробной жизни. В этом, как и во многих других су-
щественных пунктах, заклинательное искусство халдеев отличается от египетско-
го, а так как последнее несомненно имело большое влияние на средневековую
ученую магию, то мы должны в коротких словах разобрать здесь его специальные
особенности.

Источниками наших сведений служат писания на папирусе, найденные в гроб-
ницах, где помещались мумии.

Они написаны частью на египетском, частью на греческом языках. Египетские, бесспорно,
древнее; некоторые восходят до отдаленнейших времен, XXIV века до Р. X. Для нас преимущественно
важны эти египетские писания, что же касается до греческих, едва ли восходящих далее первых веков
по Р. X., то мы ближе познакомимся с ними позднее. Так как дешифрировать египетские иероглифы
крайне трудно, то некоторые из папирусных свитков, хранимых в европейских музеях, еще вовсе не
прочитаны, а другие хотя и разобраны, но содержание их так темно, что почти невозможно до-
браться до его смысла. Можно, конечно, понять, что в них идет речь о магических операциях, для
которых употреблялись известные вещи; но как они употреблялись и что этим достигалось, остается
вполне загадочным. К наилучше объясненным и наиболее понятным папирусам относится <книга
мертвых> и так называемый <магический папирус Гарриса>. В дальнейшем изложении мы будем
главным образом держаться этих писаний.

Как у всех первобытных народов, так и -у древних египтян магия находилась
в теснейшей связи с религией. Египетская религия отличается чрезвычайной
сложностью; в ней существует целый ряд богов и богинь, и каждый из них имеет
множество имен. Солнце, Ра, пробуждающее своими лучами всякую жизнь, при-
знавалось за создателя и охранителя мира и жизни; всякое положение солнца на
небе олицетворялось в виде особого бога. Таким образом, Ра есть солнце полудня,
Озирис - заходящее солнце. Изида есть небо при солнечном закате; она - супру-
га Озириса, и их сын есть Горус - восходящее солнце. Сет, или Тифон,- темнота.

105

Мифологически все это изображалось так: Сет убивал своего брата Озириса, а
Изида своими молитвами и заклинаниями возвращала его к жизни; их сын Горус
пронзал Сета своим копьем и таким образом мстил за своего отца. Миф этот по-
стоянно повторяется в магических заклинаниях. Из других богов в них упомина-
ется Аммон, или Фта, который в сущности тоже есть солнце, но только в более
абстрактной, менее личной форме.

Уже в самые древнейшие времена египтяне, по-видимому, размышляли о су-
ществовании после смерти. В разнообразных явлениях природы они видели изо-
бражение судьбы души в загробной жизни, в особенности в ежедневном движе-
нии солнца по небесному своду. Подобно тому, как Озирис умерщвляется и
вновь возвращается к жизни, побеждая тьму, т. е. как солнце заходит и утром
снова восходит, рассеивая туман, так, по их мнению, должно быть и с человеком.
Он нисходит в могилу, чтобы вновь воскреснуть; душа бессмертна, как Ра, и со-
вершает такой же путь. Душа умершего называлась кху (Khou); тотчас после
смерти она спускалась в подземный мир, кер-нетер, чтобы выслушать там от Ози-
риса свой приговор. Но по пути туда она уже подвергалась различным опасно-
стям: ее преследовали страшные чудовища и вооруженные духи, и человек должен
был быть очень сведущ в божественном, чтобы спастись от них. Коль скоро он
достигал кер-нетера, то там жизнь его взвешивалась: сердце его клалось на одну
чашу весов, которые держит Горус; на другой же чаше помещалась справедли-
вость. Тот, бог мудрости, отмечал результат взвешивания, от которого зависела
окончательная судьба души. Праведник принимался в число спутников Озириса;

но чье сердце оказьшалось слишком легким, тот наказывался полным уничтожени-
ем; его возводили на эшафот подземного мира, немма, где гиппопотам откусы-
вал ему голову. Поэтому злые души называются <дважды умершими>. Однако до
совершения казни душа должна была перенести еще много испытаний; она
должна была странствовать по земле и при этом могла принимать какой угодно
вид. Она могла также входить в бальзамированные тела умерших и даже в живые
существа. В Фивах, в одном из храмов, найдена интересная надпись, исторический
документ, сообщающий об одной царской дочери, которая была <одержима> злой
душой. Однако настоящие дьяволы были, по-видимому, неизвестны египтянам;

злые силы, с которыми они боролись, были бог Сет и его спутники и <дважды
умершие>, пока они, до совершения над ними казни, странствовали по земле.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: February 06, 2017, 12:44:56 PM »

Египетская магия в большей своей части обусловливается этими представле- ,-
ниями. Чтобы душа кху могла бы до известной степени легко противостожнг^^



всем опасностям и испытаниям, она
^^-^-^^^--^-^^^^^^-- должна знать о многих вещах и иметь
с собой множество талисманов и освя-
щенных предметов. Всем этим ее снаб-
жают при погребении оставшиеся
на земле люди.

Рис. 28. Каменный
жук (скарабей).

<Книга мертвых> содержит в себе полный
обряд погребения; в ней подробно приводятся
все необходимые молитвы и церемонии. В кни-
ге имеется более 150 глав, что служит доказа-
тельством того, с какими церемониями было
связано погребение; это станет еще нагляднее,
если мы передадим содержание отдельных глав.
Сначала читается молитва над венком из цве-
тов, который надевали на голову умершего, за-
тем совершалось курение священными благо-
вониями, и тогда покойный получал оправдание
перед своими врагами, как живыми, так и мерт-
выми. На груди мумии почти всегда находится
каменное изображение священного жука -
скарабея. Этот талисман был весьма полезен
покойному, как это видно из 31-й главы <книги
мертвых>, которая после молитвы и заклинания

106

заканчивается следующими словами: <Это должно быть сказано над скарабеем из твердого камня, ко-
торый должен быть одет в золото и положен на сердце человека. Сделай из него талисман, пома-
занный елеем, и произнеси над ним слова заклинания: <Сердце мое от моей матери, сердце мое
в моих превращениях>.

Содержание <книги мертвых> имело важное значение и для живущих. Восемнадцатая глава -
<моление Тоту> служила обеспечением того, что кху после смерти снова увидит свет. Кто же при
жизни носил на себе список этой главы, тот пользовался здоровьем и избегал на земле огня и других
опасностей.

Молитвы и заклинания в <книге мертвых> постоянно формулированы так,
как будто их произносит сам умерший; это вполне естественно, так как душа дол-
жна была пользоваться этими волшебными формулами в самых разнообразных
положениях. Дальнейшая оригинальная особенность состоит в том, что умерший
является божественной личностью и даже в качестве одного из высших богов,
с которыми не может произойти никакого зла. То же самое относится и к заклина-
ниям, служащим для защиты живых и составляющим главное содержание <ма-
гического папируса Гарриса>.

О помощи богов не просят, как о милости, но требуют ее, приказывают богам помогать, ссы-
лаясь на собственную божественность. Иногда богов вовсе не призывают, но просто приказывают
опасности устраниться, ставя самих себя в положение Бога. Вот несколько примеров из магического
папируса: следующее заклинание направлено против диких зверей: <Явись сюда, властелин богов,
удали от меня львов, появляющихся с земли, и крокодилов, выходящих из реки, и всех кусающих
тварей, выползающих из своих нор. Прочь, крокодил, мако, исчадие Сета! Не бей своим хвостом;

не потрясай своими лапами; не раскрывай рвоей пасти! Да будет вода, которая перед тобой, пылаю-
щим огнем; пусть копья 77-ми богов выколют тебе глаз; ты прикован к большому рулю бога Ра *.
Будешь ты вдруг прикован к четырем металлическим крюкам, к передней части корабля Ра. Стойте,
крокодилы, мако, исчадия Сета; ибо я - Аммон, оплодотворивший собственную мать>. В следующем
заклинании, направленном против крокодилов, боги уже не призываются; заклинатель сам становится
богом.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #7 on: February 06, 2017, 12:45:34 PM »

Боги защищают волшебника, заклинающего их.

<Не будь против меня! Я Аммон, я Ангур, .милостивый защитник. Я великий властитель силы,
владыка меча. Не подымайся на меня, я Сет. Не прикасайся ко мне! Я Горус! Вы, которые в воде,
не смейте выходить из нее; вы, которые вышли из воды, не смейте возвращаться в воду; вы, которые
остаетесь в ней, должны всплыть наверх, как всплывают трупы на волнах. Ваша пасть должна
замкнуться так же, как замкнуты семь печатей вечности>.

В более позднюю эпоху это свойство египетской магии выступило еще рез-
че - не ограничивались уже тем, что обращались к собственной божественности,
но даже грозили богам.

В одном папирусе, написанном по-гречески, найдены разные заклинания в этом роде. Очевидно,
этот папирус относится к той эпохе, когда египетская магия уже смешалась с магией других стран; тем
не менее характер этих чудодейственных формул остается еще чисто египетским. Так при освящении
магического кольца, Гермесова кольца, обращаются к солнцу, произнося следующую формулу:

<Я - Тот, изобревший и создавший целебные средства и письмена. Приди ко мне, ты, живущий
под землей, явись передо мной, великий дух! Если я не буду знать всего, что таится в душах всех
египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех народов и племен, если я не буду знать всего, что было и
что должно произойти, если я не получу объяснения об их обычаях, трудах и жизни, об их именах

* Предполагалось, что бог солнца в лодке совершал свой путь по небу.
107

и именах их отцов, матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью кровь черного в
ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся сосуде; я положу это в новый котел и сожгу
вместе с костями Озириса; громким голосом назову его, Озириса, который был в реке три дня и три
ночи, который был вынесен в море течением реки>. Эта формула подобно многим другим относится
к мифу об умерщвленном Озирисе, который был вынесен рекой в море; заклинатель грозит
богам назвать его имя, т. е. указать его местопребывание убийце Сету.

Таким путем полагали вынудить у богов помощь. Следовательно, божественная
магия есть не что иное, как угроза богам, теургия.

Само собой разумеется, что такое чародейство, которое действует с помощью
самих богов, не могло употребляться на что-нибудь худое. Поэтому египетская
магия была тайной, хранимой жрецами; они строго следили за тем, чтобы она не
проникла в народ. В некоторых главах <книги мертвых> строго запрещается
совершать при свидетелях описываемые там церемонии, даже отец или сын
покойника не могли присутствовать при них. Поэтому строго наказывалась каж-
дая попытка завладеть священными магическими книгами или употреблять их
для нерелигиозных целей.

В одном древнем папирусе содержится обвинение против пастуха, которому посчастливилось
украсть одно из священных сочинений и тем самым наделать много несчастий. После перечня всех
преступлений, причиной которых был этот человек, приговор говорит коротко и ясно: <он должен
умереть>.

Когда в более позднюю эпоху греки завладели Египтом, то египетская магия
не могла остаться скрытой от них. Александрийские философы преимущественно
занимались великими проблемами бытия, вопросами о сущности и отношениях
божества к миру и особенно к людям. Поэтому они должны были заняться и
проблемой египетской теургии: может ли человек с помощью известных средств
воздействовать на богов, так чтобы они наверное исполнили определенное его же-
лание. Но такого рода воззрение решительно противоречит представлению о Боге,
могущество которого превышает силу человека; так это вначале и признавалось.
Порфирий, выдающийся представитель неоплатонической школы, боролся с теур-
гией, исходя именно из того положения, что божество стоит слишком высоко
над человеком, чтобы его можно было заставить какими бы то ни было сред-
ствами повиноваться человеку. Но его ученик Ямблих изобрел чрезвычайно остро-
умную теорию, на основании которой оказывалось, что теургия не только была
признана возможной, но даже возведена была до степени единственно истинного и
правильного богопочитания.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 240

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #8 on: February 06, 2017, 12:46:06 PM »

Это в высшей степени удивительное учение подробно изложено в сочинении <о мистериях>.
Автором его считается Ямвлих, но вероятнее, что оно написано одним из его учеников. Основные
мысли книги, впрочем, вполне согласуются со взглядами, изложенными в произведениях самого Ям-
влиха, так что, судя по точке зрения, это сочинение могло бы быть написано и им самим.

Автор <Мистерий> распределяет все духовные существа в определенном порядке, по их рангу;

выше всего стоят боги, затем ангелы, демоны, герои и наконец души. Все эти духовные существа явля-
ются промежуточными членами между высшим, <единым> Богом и миром. Все духи, как низшие, так
и высшие, по своей природе нечувствительны ко всякому человеческому влиянию. Такова их природа.
Отсюда следует, что боги никогда не внимают молитвам людей, так как по своей природе они не мо-
гут быть тронуты этими молитвами. Никакие подобные средства, ни молитвы, ни посты, ни целомудрие,
не могут повлиять на богов, но могут очень влиять на душу, которая все это совершает. <Не боги
нисходят к душе, обращающейся к ним с призываниями и мольбами, но душа возвышается до бо-
гов>. Под сильным влиянием таких подвигов изменяется только сама душа; молитва - средство,
чтобы самому сравняться с богами. Таким образом, <влияние человека на богов> состоит лишь в
том, чтобы сделать человеческую душу причастной высшей природе, а вместе с тем и могуществу
богов. Поэтому теургия не есть только магический способ, но и истинный способ богопочитания,
единственный путь, по которому человек может подняться до богов. В особенности дивинация, дар
предсказания, достигается только путем теургических операций. Собственными силами душа никогда
не может достичь того восторга, в котором она сливается с богами, и получает возможность видеть
грядущее, как бы настоящее. Достичь этого можно, только призывая богов. <Совершенно неоснова-
тельно полагают, что можно достигнуть такого же состояния через посредство демонов; когда чувство
наполнено ими, то оно вообще уже не способно к восторгу. Вдохновение, характерное для восторга

или энтузиазма, есть произведение не демонов, но богов; но энтузиазм не есть экстаз, а возвраще-
ние, или обращение к добру, тогда как экстаз есть падение ко злу>. Все это относится также и к
обычным, магическим искусствам, если сравнить их с теургическими операциями: обыкновенный

108

магик силою своего искусства может наполнить фантазию только бессодержательными образами -
он дает лишь призраки вместо действительности. Напротив теург, возвысивший свою душу до равен-
ства с богами, действительно достигает всего, чего он хочет.

Это оригинальное учение, т. е. различие, установленное им между теургией,
действующей с помощью добрых духов, и обыкновенной магией (гоецией), сила
которой исходит от демонов, приобрело в средние века большое значение: .благо-
даря ему ученые средневековые магики избегали участи ведьм.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums