mw2010.ru
June 25, 2017, 06:32:49 AM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: Что есть алхимия.  (Read 374 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: February 12, 2017, 11:03:50 AM »

АЛХИМИЯ

В египетских гробницах мумий были найдены также папирусные свитки, со-
державшие в себе данные, касающиеся алхимии; они хранятся в Лейденской биб-
лиотеке и представляют собою древнейшие из известных сочинений по алхимии.
Одни написаны на египетском, другие на греческом языке и лишь немногие на
обоих языках. Кроме того, в различных европейских музеях, напр., в Париже,
имеется целый ряд греческих манускриптов подобного же содержания. Древ-
нейший из них, так называемый <манускрипт св. Марка>, относится к XI веку по
Р. X., большинство других суть копии весьма древних произведений. Некоторые
имеют столь ясно выраженный языческий характер, что оригиналы, с которых
они списаны, могут относиться не позднее, как ко второму веку по Р. X. Фран-
цузскому химику Вертело принадлежит заслуга, что лет десять тому назад он
обработал важнейшие из этих старых документов и издал главные положения
заключенного в них учения. Мы передадим здесь в кратких чертах его взгляды
на происхождение и первоначальное развитие алхимии.

Относительно происхождения алхимии не следует смешивать мифических
сказаний, передаваемых древними манускриптами, с тем, что надо признать на
основании фактов. Алхимики прибегали к тем же самым приемам, как и каба-
листы: чтобы дать своей науке более почтенный характер, они придали ей божест-
венное происхождение и скрыли ее начало, окружив его мифами. Эти мифы про-
ливают, однако, свет и на действительное ее происхождение; поэтому мы с них и
начнем.

Все источники, говорящие о начале алхимии, единогласно сообщают, что от-
цом ее был Гермес Тримегист (трижды великий). Гермес есть греческое имя
Тота, египетского Бога мудрости. От его имени и наука называлась <гермети-
ческой>. Он написал о ней, по словам одних, 20 000, а по словам других - даже
36 525 сочинений. Одно из древнейших носило будто бы название <Хена>, откуда
вероятно и произошло слово химия. Арабы ставили перед этим словом член <а1>
и таким образом возникло наименование <алхимия>, употребляемое нами еще и
теперь для обозначения искусства золотоделания.

Герметические сочинения, по-видимому, действительно существовали, хотя число их и не было
так велико, как сообщают саги. О том, как возникла вся эта литература, мы поговорим впоследствии.
Так как в настоящее время не существует ни одного герметического сочинения по алхимии, то можно
только догадываться об их содержании. По всей вероятности, они заключали в себе не только
алхимию, но и всю остальную <мудрость> египтян; так некоторые относят к герметическим сочинениям
и упомянутые выше <книгу мертвых> и <магический папирус Гарриса>. Относительно алхимических
сочинений известно, что они заключали в себе не только одну алхимию, т. е. рецепты для превраще-
ния металлов, но также заклинания и астрологические таблицы. Этим и объясняется отчасти то, что
с течением времени они бесследно исчезли. Многие из христианских императоров римской эпохи
особенно ревностно преследовали магию и приказывали сжигать все магические сочинения, какие
только им удавалось разыскать. Той же участи подвергались и сочинения по алхимии за свои маги-
ческие формулы.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: February 12, 2017, 11:04:17 AM »

Во многих из существующих еще папирусных свитков и греческих манускриптов имеются раз-
личные положения, приписываемые Гермесу. Одно из этих главных положений алхимии гласит так:

<Если ты не лишишь тела их телесного состояния и если ты не преобразуешь в тела субстанции,
лишенные телесности, то ты не достигнешь того, чего ты ожидаешь>. По объяснению Вертело, смысл
этой темной речи таков: если мы не умеем отнять у металлов их металлического состояния (посред-
ством растворения, окисления и т. д.) и если мы не можем получить металлы из неметаллических
веществ, то превращение металлов для нас недостижимо.

Другая формула, приписываемая также Гермесу, есть мистическое призывание, употребляв-
шееся у алхимиков: <Вселенная, внимай голосу моему, земля отверзись; все множество вод, откройся
предо мною! Деревья, не дрожите, я хочу славить Господа, Его, который есть всеединый. Отверзись небо
и умолкните ветры. Всеми моими способностями восхваляю Его, который есть всеединый>. Точно
также и магическая таблица, так называемый <Гермесов инструмент>, употреблявшийся для пред-
сказания исхода болезни, по словам позднейших алхимиков, дана Гермесом; но кроме этих отры-
вочных разрозненных данных о его деятельности ничего более не известно.

Из мистических основателей ал-
химии упоминаются имена Агафодэ-
мона или Хнуфи, египетского бога ме-
дицины, и Изиды. Поэтому колыбелью
этой науки, без сомнения, был Египет.

Кроме этих фантастических лиц
наши источники указывают на целый
ряд действительных, исторических
личностей как на алхимиков и авто-
ров сочинений из этой области. Таким
образом, большинство греческих фи-
лософов: Фалес, Гераклит, Демокрит,
Платон и Аристотель - причислялись
к алхимикам. Однако же ни один из
них не оставил сочинений по алхимии;

поэтому всего вероятнее, что они уже
в более позднее время превращены
были в алхимиков, чтобы украсить
эту науку их именами. Замечательно,
что единственный из философов, ко-
торого с некоторым основанием мож-
но бы было поставить в связь с алхи-
мией,- это Демокрит, именно тот из
греческих мыслителей, взгляды кото-
рого на различные области знания
всего более родственны с современ-
ными.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: February 12, 2017, 11:04:53 AM »

Демокрит умер в 357 г. до Р. X. О нем
известно, что он много путешествовал по Халдее
и Египту; кроме того, предание рассказывает,
что он был посвящен в тайны египетской магии".
Наши же источники сообщают, что он написал
сочинение в четырех книгах об окраске золота,
серебра и камней и об окрашивании пурпуром.
Подобное произведение существует; оно по-
явилось в латинском переводе в 1573 г. в Падуе
под заглавием: <Democriti Abderitae de arte
magna>. Его содержание часто цитируется в
древних греческих манускриптах, так что со-
чинение это должно было существовать еще в
древности; кроме того, древнейший из истори-
чески известных алхимиков Зосима, живший в
конце второго века по Р. X., упоминает о Демо-
крите как о древнем авторитете. Ему же при-
писывают еще и другие различные сочинения по
алхимии, о которых мы ныне ничего не знаем; очевидно, что ко времени Христа уже существовала
целая литература, носившая имя Демокрита. Но написал ли он действительно что-нибудь из всего
этого, конечно, невозможно теперь решить с достоверностью.

Из древнейших алхимиков, от которых остались сочинения, несомненно, под-
линные, мы назовем, кроме вышесказанного Зосимы, еще Африкана, жившего в
начале III века, Синезия - в начале V века и Олимпиодора - приблизительно в
то же время. Спискч их сочинении, а также сочинений других лиц имеююя в раз-


116



личных библиотеках и вместе с египетскими папирусными свитками являются
источниками наших сведений о происхождении алхимии; они показывают нам,
какие вещества и химические процессы были известны египтянам. Эти сведения
подтверждаются также различными вещами, найденными в египетских гробницах.
На основании этого материала нетрудно установить, что именно послужило осно-
ванием веры в делание золота, какими методами пользовались алхимики и какие
теории строили они для объяснения этих методов. Мы постараемся вкратце дать
ответы на эти вопросы.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: February 12, 2017, 11:05:41 AM »

Вера в делание золота. Еще в очень раннюю эпоху египтянам были уже известны многие металлы,
именно золото, серебро, медь, олово и свинец. Оба благородные металла, золото и серебро (?), нахо-
дились в земле в чистом виде, другие же металлы обыкновенно в виде соединений, из которых металл
получался через плавление их вместе с различными примесями. Следовательно, египтяне должны
были знать это искусство. Но так как минералы, из которых получались металлы, почти никогда не
существовали в чистом виде, свободными от примесей, то при плавлении только в редких случаях полу-
чались чистые металлы, чаще же всего сплавы иных цветов и с другими свойствами, чем чистые
металлы. Так как золото и серебро часто встречаются вместе, то при выплавке такой руды получался
электрум или азем, сплав золота с серебром, цвет которого занимает середину между цветами того
и другого металла и который плавится и обрабатывается легче чистого золота. При плавлении меди
и олова получали бронзу, которую можно было лить и ковать, чего нельзя было делать с чистой медью.
Сплавляя медь с цинком, получали желтую латунь и красно-желтый томпак. В то время было почти
невозможно определить эти примеси, которые часто даже в ничтожных количествах придавали метал-
лу новые и драгоценные свойства; отсюда явилось предположение, что сам металл во время выплавки
подвергался изменению, и такое верование могло только укрепиться целым рядом фактов, которые
в течение времени должны были сделаться известными. Так, напр., свинцовые руды почти всегда
содержат небольшое количество серебра. Если полученный свинец прокаливать при доступе воздуха,
то свинец сгорает, а остается примешанное к нему серебро. Тому, кто не имел средств доказать, что
серебро находилось там с самого начала, могло казаться, будто бы часть свинца превратилась в сереб-
ро, и египтяне тем легче допустили это, что серебро и свинец по цвету, удельному весу и т. п. внешним
свойствам похожи друг на друга. С золотом было тоже нечто подобное. В природе существует
минерал, сернистый мышьяк, имеющий цвет настоящего золота. Поэтому древние называли его
<аурипигментом>, т. е. золотым цветом; так он называется и поныне. Этот золотой цвет содержит
иногда немного золота, которое выделяется при достаточном нагревании. Вполне понятно, если в
этом случае видели превращение металла; золотой цвет под влиянием тепла отчасти превращался
в золото.

Однако не одни металла! были способны к таким превращениям. Всякое вещество, сходное с
каким-либо другим, при целЕсооСразном обращении с ним, может, по-видимому, получить множество
свойств, которые присущи тому или другому веществу. При выплавке стекла, если употребляют вещест-
ва в чистом виде, получается бесцветная стеклянная масса, по блеску похожая на драгоценные
камни. Но при совершенно ничтожной примеси разных металлов стеклянная масса окрашивается
и отличается тогда от натуральных драгоценных камней только меньшей твердостью. Таким образом,
египтяне уже в древнейшие времена умели делать искусственные драгоценные камни, как это доказы-
вается частыми находками в гробницах.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #4 on: February 12, 2017, 11:06:06 AM »

Все эти превращения металлов и драгоценных камней, выполняемых современными химиками
с совершенной точностью, так как им известно, для чего что делается, вначале были открыты египтяна-
ми и, разумеется, совершенно случайно. Что открывали таким путем, то жрецы, бывшие у египтян,
как и везде в древнем мире, хранителями мудрости, записывали как великую тайну. Так, вероятно,
произошли и герметические сочинения; они не были написаны одним лицом, а целой корпорацией
жрецов в течение многих поколений. Так как число сочинений в течение веков стало чрезвычайно
велико и так как отдельные произведения, вероятно, не носили имени автора, то весь их ряд был
приписан Гермесу, т. е. божественной мудрости. Вышеупомянутая книга Демокрита подтверждает
изложенный взгляд на происхождение алхимии, исходным пунктом которой действительно были
металлургические процессы. В этой книге как раз говорится о цветах металлов и камней. И как только
вера в возможность превращения металлов стала на твердую почву, так египетские жрецы, понятно,
стали искать верные методы для облагораживания металлов. Чем больше имел металл драгоценных
свойств, общих с каким-либо другим металлом, тем ближе была, как полагали, возможность его пол-
ного превращения. Так, желтую латунь признавали за <несовершенное> золото, олово за переходный
металл от свинца к серебру, так как своим цветом оно походило на серебро. Палочка чистого олова,
если ее сгибать, производит особый хрустящий звук, она <кричит>. По мнению древних, в этом заклю-
чалось самое важное различие олова от серебра, а потому все усилия были направлены на то, чтобы
лишить олово его <крика>. Это удалось позже, когда познакомились со ртутью. Сплав олова и ртути
тяжел, обладает блеском серебра и не кричит; следовательно, здесь на самом деле произошло обла-
гораживание металла, но само собою понятно, что эта оловянная амальгама такое же серебро, как
латунь золото; в той и другой проявляются лишь известные внешние свойства, присущие обоим
металлам; но древние, не имевшие никаких средств точнее определить разницу, естественно, должны
были думать, что здесь совершалось превращение.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #5 on: February 12, 2017, 11:06:59 AM »

Методы алхимии. Чтобы выяснить смысл химических процессов, применявшихся египетскими
алхимиками, потребовалось бы так много догадок, что мы не можем войти в ближайшее рассмотрение
этого предмета. Вообще можно только сказать, что в имеющихся алхимических сочинениях нигде
нет и намека на то, чтобы древним известны были методы, которые не были бы известны теперь
и не применялись бы всяким современным химиком. После того, что выше было нам изложено о
причинах веры в превращение металлов, легко видеть, что древним и не было нужды в каких-либо осо-
бенно замечательных методах. Для них все дело заключалось только во внешних явлениях; если два
металла были сходны между собой по цвету, твердости, удельному весу и другим физическим свой-
ствам, то древние алхимики признавали их за одно вещество, так как они или совсем не умели или
умели лишь очень несовершенно исследовать химические свойства материи; изменять же физические
свойства металла посредством подходящего смешения его с различными другими металлами вовсе
не особенно трудно. Едва ли подлежит сомнению, что древние имели дело именно с такими смесями;

но они часто шли при этом по совершенно искусственному пути, лучше сказать, окольным путем,
так как зачастую им самим было неясно, с чем они имели дело. Это обнаруживает также и вышеупо-
мянутая <Герметическая формула> превращения телесного в бестелесное и бестелесного в телесное.

Теории алхимиков. Как алхимики объясняли себе эти превращения металлов? В древнейшие
времена, как кажется, они и не пытались дать какое-либо естественное объяснение этим явлениям.
Они только удивлялись этим загадочным превращениям, которые, по их понятиям, указывали на
непосредственное божественное вмешательство. Собственной силой человек не мог бы произвести
ничего подобного; для этого требовалась божественная помощь. Такими понятиями объясняется и
тот факт, что древнейшие сочинения по алхимии содержат в себе столько же волшебных формул,
гимнов и воззваний, сколько и химических рецептов. Помощь богов была здесь самым важным делом.
Несколько позднее, когда астрология развилась далее, быть может, благодаря соприкосновению с
халдеями, планеты стали посредниками между богами и земными явлениями. Тогда было признано,
что каждый из различных металлов развивается на земле под господством своей планеты. Вероятно,
в это время возник обычай отмечать каждый металл знаком планеты - обычай, сохранявшийся, пока
занимались алхимией, вплоть до нашего времени. Золото ставилось в связь с Солнцем и отмечалось
поэтому знаком О, серебро относилось к Луне 3>, электрум, сплав серебра и золота - к Юпитеру Zt,
свинец - к Сатурну Т?, железо - к Марсу с?, медь - к Венере $ и олово - к Меркурию $. Впослед-
ствии, когда познакомились с ртутью, произошли некоторые перемены в этих обозначениях, но при
этом сохранилось все-таки применение планетных знаков. Астрологические таблицы, найденные во
многих древних сочинениях по алхимии, подтверждают тесную связь, существовавшую в то время
между алхимией и астрологией.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #6 on: February 12, 2017, 11:07:38 AM »

Несомненно, что первые попытки естественно объяснить превращения металлов ведут свое
начало из греческого периода; в основание их было положено учение греческих философов о природе.
Эмпедокл высказал учение о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, из которых, как полагали,
все было составлено. Платон держался этого же взгляда, но с некоторыми изменениями: он пред-
ставлял себе, что эти четыре стихии происходили от превращения одной и той же основной, перво-
начальной материи. Эта теория была принята греческими алхимиками, которые посредством ее могли
легко объяснить превращение металлов. Они признавали, что из первобытной материи, materia prima,
произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений отдельные вещества.
Таким образом, всякое вещество, в особенности всякий металл, содержит в себе все элементы; если
хотят один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и
прибавить части некоторых других. Всего легче совершалось превращение, если удавалось обратить
металл в первоначальную форму, materia prima, т. е. в такую, в которой еще нет ни огня, ни земли,
ни воздуха, ни воды. Если имели материю в этой форме, тогда могли преобразовать ее по желанию
в какой угодно металл.

Когда ртуть сделалась известной, то в этом металле думали найти первоначальную магерию.
Ртуть вообще легко вступает в соединение с другими металлами, а эти амальгамы прочны и белы и
вообще имеют свойства, резко отличающиеся от свойств первоначальных металлов. Выше уже упоми-
налось, что олово теряет в амальгаме свой крик, кроме того, становится тяжелее и приобретает блеск,
более близкий к серебру, так что при поверхностном исследовании может казаться, будто оно стало
серебром. Как велика была роль, которую ртуть играла в алхимии, видно из сочинения вышеназванно-
го Синезия: <Ртуть принимает все формы, как воск все цвета: ртуть делает все белым, берет душу у
всех вещей... Она изменяет все цвета и сохраняется еще и тогда, когда ничто Другое более уже не
сохраняется и даже если она кажется не существующей, то все-таки содержится в телах>. Мало-
помалу, однако, алхимики узнали из опытов, что ртуть не могла быть настоящей первоначальной
материей; но, несмотря на это, они не потеряли веры в materia prima или философский камень (<ка-
мень мудрецов>); надо было только найти его, и если бы только иметь его, то все остальное пошло бы
само собой. Ниже мы увидим, как алхимия развилась далее при постоянном стремлении найти фило-
софский камень.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums