mw2010.ru
August 24, 2017, 02:10:22 AM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: ЖИЗНЬ И ЗНАЧЕНИЕ АГРИППЫ  (Read 380 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« on: February 28, 2017, 04:49:40 PM »

Агриппа и тайная
(оккультическая) философия

ЖИЗНЬ И ЗНАЧЕНИЕ АГРИППЫ

Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм родился в Кельне в 1456 г. Он
происходил из старинного, богатого дворянского рода и рано начал заниматься
наукой. Кроме своей специальности, правоведения, он изучал также классическую
литературу и живые языки; Агриппа сам писал в одном из своих писем, что он
знает восемь языков, и шесть из них так хорошо, что в совершенстве может на них
говорить, читать и писать. Кроме того, в молодости он с жаром предавался изуче-
нию тайных наук, и позднейшие его работы в этой области доказывают, что едва ли
существовало какое-либо значительное магическое сочинение, которое бы он не
читал. На практике он тоже занимался, по крайней мере, одной отраслью магии,
деланием золота, и кажется, что некоторые из владетельных князей в разное вре-
мя прибегали к его помощи, как делателя золота. Но бедность, в которой он провел
большую часть своей жизни, достаточно ясно доказывает, что в этом искусстве
он недалеко ушел, что, впрочем, признавал он и сам, как это мы ниже увидим. Два-
дцатилетним юношей Агриппа отправился в Париж, где основал общество для
изучения тайных наук. В следующие за тем годы он жил в разных местах; так в
1509 г. мы встречаем его в Бургундии, где он читает лекции о сочинении Рейхлина
<De verbo mirifico>. Эти лекции произвели такое впечатление, что его тогда же

пригласили учителем теологии в академию в Доле; однако вскоре он был удален
оттуда духовенством, которое, разумеется, видело ересь всюду, где было что-

нибудь такое, чего оно само не понимало. После нескольких столкновений Агрип-
па отказался от борьбы и отправился в Лондон, но уже в этом году он был в Вюрц-
бурге (в 1510 г.), когда Тритгейм бьи там аббатом. Во время рассуждений, проис-
ходивших между обоими учеными-магиками на их излюбленную тему, у Агриппы

130

возник план написать сочинение о магии, во всей ее совокупности, и, действи-
тельно, он написал свое большое сочинение, в трех томах: <De occulta philosophia>,
окончив этот труд в поразительно короткий срок, вероятно, даже в течение того же
года. Это сочинение он отправил к Тритгейму с просьбой просмотреть его и испра-
вить в нем, что он найдет неверным. Оно произвело большое впечатление и распро-
странилось в ученом мире в многочисленных, но часто плохих списках.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #1 on: February 28, 2017, 04:50:18 PM »

Затем Агриппа поступил на им-        __________ _________



участие в войне с венецианцами и за
свою храбрость был на поле битвы по-
священ в рыцари. После этого некото-
рое время он скитался по Италии, чи-
тал богословские лекции в Турине и
Павии, но, вероятно, и здесь поссо-
рился с местным духовенством, поче-
му и принужден был бежать. Вли-
ятельные друзья представили ему
место синдика в Метце. Здесь он так
энергично заступался за лиц, обви-
няемых в ведовстве, и так удачно за-
щищал их в качестве адвоката, что
многих действительно спас от костра.
Но так как такая деятельность, ко-
нечно, не по душе была монахам, то
вскоре он сам подвергся обвинению в
колдовстве и должен был бежать из
города (в 1519 г.). В Метце, вероятно,
был его учеником Иоанн Вейер, впо-
следствии зна^денитый врач, много
способствовавший тому, чтобы по-
шатнуть веру в возможность ведов-
ства. В следующие годы Агриппа жил
в разных местах, испытывая сильную
нужду; он потерял жену, но несколь-
ко лет спустя женился вторично.
В 1524 г. он был в Лионе лейб-меди-
ком матери Франциска I; но так как
его астрологические предсказания не
предвещали ей счастья, то он впал в
немилость и снова оказался без опре-           Рис. 39. г. к. Агриппа.
деленного места, обремененный дол-
гами, и чувствуя на себе в различных
видах немилость двора. В это время он
написал свой труд: <De vanitate scien-

tiarum>, где излил всю горечь своих несчастных обстоятельств в насмешках над
бессилием науки.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #2 on: February 28, 2017, 04:50:48 PM »

Под давлением нужды в деньгах, он покинул Францию и недолгое время был
историографом при Маргарите Австрийской, наместнице Нидерландов. Однако
духовенство очень скоро выгнало его и оттуда, после чего он с небольшими пере-
рывами три года прожил в Кельне (1530-1533); здесь, несмотря на инквизицию,
ему посчастливилось напечатать свое сочинение Philosophia occulta. Наконец,
после многолетних скитаний, он снова вернулся в Лион и умер здесь (в 1535 г.)
в доме своего друга, генерального сборщика податей в Дофинэ.

Едва ли надо упоминать, что Агриппа был известен в народе как чародей и что про него расска-
зывалось множество историй. В Левене один студент, посвященный им в магию, должен был в его

131

отсутствие вызвать дьявола. Студент неверно начал заклинание, и дьявол лишил его за это жизни.
Когда Агриппа вернулся домой и увидел, что духи пляшут на крыше, он вызвал одного из них, при-
казал ему войти в мертвое тело и отправиться на базар. Здесь он выпустил духа из тела, так что
студент упал как бы пораженный ударом, и все думали, что он умер естественной смертью.- Черная
собака Агриппы, всегда сопровождавшая его, по народному мнению считалась самим дьяволом.
Когда Агриппа почувствовал приближение смерти, он снял с собаки ошейник с магической надписью
и сказал: <Ступай, проклятая тварь; ты виною всех моих несчастий!> Собака сейчас же бросилась
в Саону и бесследно исчезла. Таких историй было множество.

Агриппа приобрел значение главным образом своим сочинением о тайной
философии. Он объединил в ней все прежние магические науки в одну великую
систему, приведя их во взаимную связь и поставив в зависимость от известных
основных идей. Эти идеи не были оригинальны, поскольку они заимствованы были
из физики Аристотеля, астрономии Птоломея, философии позднейших последо-
вателей Платона и из европейской кабалы. Но заслуга Агриппы - та, что он
дал более цельную и определенную ' физиономию всей науке своего времени;

этим самым его Philosophia occulta оказала во многих отношениях большое влия-
ние на последующую эпоху. Задача, поставленная себе Агриппой, состояла в том,
чтобы дать более высокое и чистое представление о магии, указав на то, что все
отдельные магические операции не только согласуются с общим знанием его
времени о естественном порядке вещей, но даже и со всем тогдашним религиоз-
ным мировоззрением. Эту мысль он проводил с большой ловкостью и неопро-
вержимой логической последовательностью и достиг того, что на магические опе-
рации перестали смотреть как на что-то мистическое и сверхъестественное, а ста-
ли считать их за нечто легко объяснимое и вполне естественное. Доказав их связь
с общими представлениями о строе и закономерности всего существующего, он
тем самым дает им основание и права: так, напр., когда он объясняет, что маги-
ческие знаки и печати сообразно со способом их изображения получают извест-
ную силу от звезд, то выходит, что сила и действие этих печатей уже не есть нечто
сверхъестественное, мистическое и непонятное, но вполне естественное и подле-
жащее объяснению, как и действие самих звезд; таким же обраяом рассуждает
он и в других случаях. Цель Агриппы состояла в том, чтобы превратить магию из
сверхъестественной науки в физику, математику и теологию; магические операции
не должны быть тайным искусством, но только естественным применением этих
наук. Таким образом, Агриппа был первым, кто заговорил о <естественной магии>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Full Member
*****

Karma: 0
Offline Offline

Posts: 238

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
« Reply #3 on: February 28, 2017, 04:51:22 PM »

Этот взгляд прокладывал себе путь: и у всех магиков позднейшего времени мы
находим магическую систему Агриппы с более или менее существенными измене-
ниями.

Система Агриппы получила еще большее косвенное значение. Так как он
привел магическую науку в теснейшую связь с тогдашним мировоззрением, то
ученая магия держалась и пала вместе со средневековыми воззрениями на миро-
здание, а эти воззрения покоились преимущественно на двух основаниях - на
физике Аристотеля и на астрономии Птоломея. Поэтому и вера в магию исчезла
у исследователей, как только Коперник, Галилей и Кеплер низвергли эти почтен-
ные тысячелетние авторитеты. Тайная философия сыграла теперь свою роль и
стала лишь импонирующим памятником ошибок прошлого, исчезнувшего вре-
мени.

Далее мы изложим в главных чертах магическую систему в том виде, в каком она представляется
в <De occulta philosophia>, но при этом мы не можем просто следовать за развитием книги, так как
различные ее части не одинаково обработаны; кроме того Агриппа, как и все магики, любит в наиболее
интересных местах ограничиваться одними намеками, предоставляя самому читателю отыскивать
настоящий смысл. Он ясно говорит в конце книги: <одно изложено здесь в правильном порядке,
другое без соблюдения строгого порядка, а иное в виде отрывков, многое мною опущено и представле-
но изысканию понятливых; последние при некотором размышлении о написанном найдут в нем не
только полную теорию магии, но и безошибочные опыты. Я так изложил науку, что для умных и
понимающих в ней ничего не должно остаться скрытым; для дурных же и неверующих доступ к
этим тайнам должен быть закрыт>. Между тем, при современном знании естественных наук, вообще
довольно легко догадаться, что подразумевает Агриппа, когда он становится мистичен. Что же касает-
ся распределения содержания, то очевидно здесь смешаны между собой три различные изложения:

132

прежде всего теория настоящей магии, затем практические приложения и, наконец, все, что назы-
валось <эзотерической системой>; однако эти три части можно отделить одну от другой без больших
затруднений. Теперь мы займемся только самой теорией; практическое же применение мы изложим
в одном из следующих отделов и даже подробнее, чем у самого Агриппы. Напротив, мы только впослед-
ствии займемся третьим кругом идей, так называемым <эзотерическим учением> Агриппы, которое
в сущности состоит лишь из мимолетных догадок о физических и психических силах, посредством
которых производятся магические действия.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums