mw2010.ru
February 03, 2020, 04:18:54 AM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
    Home   Help Search Login Register  
Pages: [1]   Go Down
  Print  
Author Topic: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ  (Read 3011 times)
Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« on: March 01, 2017, 03:12:32 PM »

Средневековые воззрения на мир, как выше уже упомянуто, основывались на
учениях, заимствованных из Аристотелевой физики и Птолемеевой астрономии,
к которым христианство сделало свои необходимые специальные дополнения.
Согласно этому учению, вся вселенная состояла из трех миров, или царств. В сре-
дине была земля, грубый материальный, или стихийный мир, называемый так
потому, что все в нем образовалось из четырех стихий. Вокруг земли был небесный
свод, состоявший из семи сфер, в которых находились планеты, а за ними и вокруг
них простиралась восьмая сфера неподвижных звезд. Далее следовал туальный мир, или мир идей>, как называл его Агриппа, т. е. обитель ангелов и
святых; наконец, в самом внешнем пространстве находился- Бог, обнимающий
собою все. Порядок во вселенной, согласно этому представлению, поддерживался
постоянными божественными распоряжениями. Последние выполнялись ангела-
ми, которые прежде всего остального управляли ходом звезд, а затем, в случае
надобности, принимали участие и в делах стихийного мира. Кроме того планеты
и неподвижные звезды имели также влияние на земные явления, как и вообще
последние были подвержены влиянию всего высшего, всего того, что находилось
вне стихийного мира.

Магическая теория Агриппы была построена на той мысли, что как высшее
влияет на низшее, так и-обратно - все низшее влияет на высшее, только в мень-
шей степени. Далее, все, стоящее на одной ступени, взаимно влияет одно на дру-
гое на основании закона: всякий предмет притягивается подобным себе и обратно,
всем своим существом притягивает к себе его силы. На этом законе основываются
все магические действия; поэтому они вполне естественны, как происходящие
согласно законам природы.

Об этом автор ясно и точно говорит в 1-й главе своей книги:
стихийный, небесный и интеллектуальный; все низшее управляется высшим и от него получает свою
силу. Так сам прообраз и творец мира изливает силы своего всемогущества через ангелов, небеса,
звезды, стихии, животных, растения, металлы и камни и через них на нас, людей. Поэтому магики
не без основания полагают, что мы можем восходить по степеням через отдельные миры к миру
самих прообразов, к устроителю и к первопричине всех вещей, кем все существует и от кого все
происходит; они полагают даже, что мы можем пользоваться не только имеющимися у нас силами
обыкновенных вещей, но можем также привлекать к себе из высших миров новые силы. Поэтому
магики исследуют силы стихийного мира путем разных сочетаний естественных вещей и, кроме
того, присоединяют к ним небесные силы, согласно с правилами астрологов и положениями мате-
матиков, при помощи лучей и влияний небесного мира. Наконец, они усиливают и укрепляют все это
священными и религиозными церемониями, властью различных духов. Я постараюсь теперь изложить
все сказанное в правильном порядке в этих трех книгах, из коих в первой говорится о естественной
магии, во второй о небесной и в третьей о церемониальной>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #1 on: March 01, 2017, 03:13:01 PM »

учит нас, в чем вещи различаются одна от другой и в чем они согласуются. Отсюда происходит ее
чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего;

поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия, венец
благороднейшей философии. Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, матема-
тику и теологию. Физика учит нас о природе вещей, существующих в мире, об их причинах, действи-
ях, времени и месте, о явлениях, о совокупности и частях. Математика учит нас познавать природу
в трех протяжениях и наблюдать движение небесных тел. Наконец, теология учит нас, что такое Бог,
душа, разумные существа, ангелы, демоны и религия. Она учит нас, какие есть священные установ-
ления, обряды и таинства. Наконец, она учит о вере и чудесах, о силе слов и знаков, о священных
операциях и таинствах печатей. Магия соединяет в одно целое эти три науки и дополняет их, почему

она по праву с древнейших времен называется высочайшей и священнейшей из наук. Если кто хочет
заниматься этой наукой, будучи неопытен в физике, неискушен в математике и несведущ в теологии,
то он не поймет смысла магии, ибо магия сама не выводит ничего и нет такого действительного маги-
ческого произведения, которое бы не находилось в связи с названными тремя науками>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #2 on: March 01, 2017, 03:13:34 PM »

Следуя своему плану, Агриппа дает определение того, что он называет физикой, математикой
и теологией. Руководящей нитью в развитии всей системы является его стремление доказать справед-
ливость вышесказанных двух законов, что все вещи оказывают друг на друга взаимодействие и что
низшее может привлечь к себе силу из высших миров. Мы будем, по возможности, словами самого
автора продолжать изложение всех главных пунктов его учения; оно уже тем интересно, что дает нам
возможность получить ясный взгляд на состояние естествознания того времени: четыре стихии или элемента, т. е. четыре основания для всех телесных вещей; это суть: огонь, земля,
вода и воздух. Из них образуется все, но образуется не путем простого смешения, а путем соединения
и преобразования, и обратно, все, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Ни один из
естественных элементов не существует в абсолютно чистом виде, но они более или менее смешаны один
с другим и могут замещать друг друга. Так, напр., земля переходит в воду, когда она растворяется
и получает вид ила, если же вода уплотняется, то она переходит в землю. Если же она испаряется по-
средством огня, то превращается в воздух. Каждый из элементов имеет два особых свойства, из кото-
рых одно принадлежит специально этому элементу, между тем как другое составляет переход к
следующему элементу.

Горяч         Огонь       Сух

Воздух --------------Земля

Влажен        Вода       Холоден

Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Так
элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь - воде, земля -
воздуху.

Из четырех стихий образуются четыре группы совершенных тел: камни, металлы, растения и
животные. В них заключаются все элементы, но каждая группа всего ближе стоит к одному из них.
Так камни землисты, ибо они от природы тяжелы, падают на землю и не могут превращаться в жидкое
состояние. Металлы водянисты, ибо могут делаться жидкими, и алхимики доказывают своими опы-
тами, что они (металлы) возникли из живой металлической воды, т. е. из ртути. Растения так связаны
с воздухом, что могут прорастать и расти только под открытым небом. Наконец, сила, действующая во
всех животных, есть огонь; они так родственны огню, что исчезает почти всякая жизнь, если погаснет
огонь. Внутри этих четырех царств каждая вещь в свою очередь особенным образом связана с одной
из стихий. Из камней все непрозрачные и тяжелые подобны земле, прозрачные же те, что растворяют-
ся водою, напр., кристаллы, подобны воде; воздухоподобные те, которые плавают на воде, напр.,
губчатая пенка и пемза; наконец, родственны огню те, из которых может получаться огонь, или
которые сами произошли из огня: каковы, напр., кремень и асбест. Точно так же и с металлами:

родственны земле свинец и серебро, воде - ртуть, воздуху - медь и олово, огню - железо и золото.
У растений корни по своей плотности родственны земле, листья по содержимому в них соку - воде,
цветы по своей нежности - воздуху, а семена - огню по своей зародышевой силе, силе прорастания.
Из животных некоторые принадлежат преимущественно земле, каковы: черви и многие пресмыкаю-
щиеся; Другие - воде - рыбы; те, которые не могут жить без воздуха - принадлежат воздуху;

наконец, сродни огню те, что живут в огне, напр., саламандра и некоторые цикады, или которые имеют
большую теплоту, или огненный цвет; таковы: голуби, страусы, львы и те твари, которые, как расска-
зывают, выдыхают огонь. Кроме того кости животных принадлежат земле, мясо - воздуху, жизнен-
ный дух - огню и соки - воде.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #3 on: March 01, 2017, 03:14:05 PM »

Стихии имеются не только в низменном мире, но также и в небесах, в демонах, ангелах, и даже в
самом мировом устроителе и прообразе. Но в низших вещах элементы находятся в соответственно
грубой и более материальной форме; напротив, в небесах элементы существуют только в их силах
и свойствах, в небесной и более превосходной форме, чем под луной. Небесная земля имеет твердость
земли, но не имеет ее плотности, воздух и вода имеют подвижность, но не имеют бурных течений,
пламя огня там не жжет, а только светит и оживляет все своей теплотой. Из планет Марс и Солнце
сродни огню. Юпитер и Венера - воздуху, Сатурн и Меркурий - воде и Луна - земле. Небесные
знаки также распределяются по стихиям, равно как ангелы и демоны: так различают духов огня,
земли, воздуха и воды>.

134

Земные вещи имеют разнообразные силы и свойства. Некоторые из этих
естественных сил имеют чисто элементарную природу, таковы согревание, охлаж-
дение, увлажнение и осушение. Большинство же других сил имеют вторичный
характер, т. е. вещи получают их только путем соединения элементов; сюда отно-
сятся, напр., силы созревания, переваривания (пищи), растворения, смягчения,
затвердения и соединения. Наконец, вещи имеют также много скрытых сил, како-
вы, напр., силы отклонять действие яда, притягивать железо и т. д. Эти силы назы-
ваются сокровенными, ибо причины их скрыты, т. е. человеческий разум не может
их исследовать. Так, напр., пища переваривается в желудке известной нам тепло-
той, но неизвестной нам скрытой силой она превращается в тело и кровь; что одна
теплота не может этого совершить, доказывается тем, что иначе то же самое долж-
но бы произойти и на огне очага. Все эти скрытые свойства притекают к вещам
свыше, из интеллектуального мира, где находятся духовные прообразы всех
вещей, идей. Но идеи не могут действовать непосредственно на вещи. Ибо дух
есть причина движения и действует своей собственной силой. Напротив, материя
много слабее и неспособна сама собой двигаться. По этой причине необходим по-
средствующий член, медиум, посредством которого дух приводит в движение
материю; этот медиум должен быть в одно и то же время и телесным, и духовным.
Он есть душа вселенной , эссенция>, потому что он не состоит из четырех элементов, а является пятьм,
рядом с ними или над ними. Эта душа вселенной и есть необходимый посред-
ствующий член, через который дух может действовать на грубую материю; она
играет в мире ту же роль, что в нашем теле душа, которая производит то, чем наш
дух связан с членами и может действовать на них.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #4 on: March 01, 2017, 03:15:04 PM »

в мире, что бы обходилось без его искры. Всего сильнее дух проникает туда, где душа имеет наибольшее
преобладание, как, напр., в звездах; от них он распространяется далее через посредство их лучен,
благодаря которым вещи приходят в согласование со звездами. Таким образом все скрытые свойства
в камнях, металлах, корнях и во всем живущем вызываются планетами и остальными звездами. Квинт-
эссенция может быть для нас весьма полезна, если мы сумеем извлечь из какого-нибудь вещества,
напр., из металла, и перенести ее в другое вещество; тогда она даст последнему более высокие свой-
ства. По этой причине алхимики старались получить квинтэссенцию из золота и серебра и перенести
ее в другой металл, который тогда сам тотчас сделается золотом и серебром. Я знаком с этим искус-
ством и несколько раз видел, как это делается, но я не мог получить золота больше того, сколько
весило золото, из которого я извлекал душу. Так как последняя есть внешняя, а не внутренняя форма,
то она не может превратить несовершенное тело в совершенное в количестве, превышающем ее
собственную массу; однако я не отрицаю то, что это возможно при помощи других приемов
искусства.

Скрытые свойства, получаемые вещами от мировой души,- через посредство звездных лучей,
могут быть найдены лишь путем догадки и опыта. Тот, кто хочет исследовать их, должен прежде
всего знать, что всякая вещь тяготеет к себе подобной и всем своим существом притягивает к себе
подобную, и это относится как к стихийным, так и к сокровенным свойствам. Так огонь, вспыхивая,
поднимает свое пламя к небесному огню, а вода течет вниз к воде. Мы это замечаем также и у живу-
щих существ, питательная сила которых превращает пищу не в растение или в корни, а в мясо; врачи
тоже знают, что всякая вещь помогает той, которая подобна ей. Ноги черепахи помогают тому, кто
страдает подагрой, если прикладывать их нога к ноге, правую к правой и левую к левой. Всякое бес-
плодное животное вызывает бесплодие, а если мы хотим пробудить любовь, то должны найти такое
животное, которое отличается любовью, напр., голубя, воробья или ласточку, и от них опять взять те
части, в которых особенно преобладает влечение к любви. Короче: свойствами и качествами, напр., теплотой, холодом, смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью,
или какой-нибудь иной страстью или силой,- все эти вещи сильно тяготеют к вещам с подобными же
свойствами и вызывают в них подобные же силы>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #5 on: March 01, 2017, 03:15:43 PM »


Подобно тому, как на земле однородные тела находятся во взаимодействии, точно так же все
низшее подчинено подобному себе высшему и от него получает свою силу. вещь подчиняется какой-нибудь планете иди небесному знаку; но трудно определить, каким звездам
или знакам подчинены отдельные вещи. Отчасти это можно узнать, исследуя, какие лучи, движение
или фигуру получает данная вещь от небесных тел, а отчасти, наблюдая согласование действий между
вещью и одной из звезд. Так, огонь и светящее пламя, а из жидкостей кровь, подчинены солнцу, они -
(solar). Из металлов по своему блеску солнечно золото, из камней те, что играют лучами
солнца,- солнечный камень и карбункул, светящиеся ночью. Гелиотроп, яшма, изумруд также сол-
нечны, и они получают из солнца свойство предохранять от яда. Далее топаз, рубин и аврипигмент

135



также солнечны потому, что имеют цвет солнца и золота. Из растений солнечны те, которые, подоб-
но подсолнечнику, обращаются к солнцу, и те, которые, подобно лотосу, складывают лепестки при
закате солнца и снова раскрывают их, когда оно восходит; солнечны также и те, цветы которых или
другие части имеют цвет солнца. Из животных солнечны большие и смелые, каковы лев, крокодил,
баран и бык; из птиц - феникс, единственный в своем роде, и орел, царь птиц; а также и те, что
хвалебной песней приветствуют восход солнца, напр., петух и ворон>. Таким образом Агриппа пере-
числяет отдельные небесные знаки и показывает, как каждая вещь относится к звезде, с которой
имеет какое-либо сродство.

Но не только все вещи на земле и разные части земли, каковы целые страны,
провинции и города, подчинены звездам и от них получают свою силу. Существуют
также известные линии, признаки, или , звезд, которые принадлежат
многим вещам на земле и заключают в себе силы звезд. Эти признаки находятся
у растений в корнях и клубнях, в листьях и цветах; они находятся в линиях руки,
и посредством их древние хироманты читали судьбу человека на его руке. Следо-
вательно, существует взаимное согласование между разными вещами от низших
до высших; на почве этого согласования, которое греки называли ,
вещи притягивают к себе подобных.

ванным с нею низшим; а с другой стороны, низшее может достичь высшего, проходя через все отдель-
ные ступени. Низшее так связано с высшим, что его влияние простирается до самых крайних точек
ряда, подобно тому, как качается на всем протяжении шнурок, если прикоснуться только к его
концу>.
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #6 on: March 01, 2017, 03:16:16 PM »

Так как все, что однородно, а потому и совместимо, стремится привлечь к себе
силы другого, то мы можем привлечь к себе силы небесных тел, собрав все вещи,
подчиненные данным звездам. И мы можем привлечь не одни только небесные
силы: так как сами небесные тела получают свои силы из мира идей, то мы можем
привлечь посредством их разумы и демонов, которые являются причиною влияния
планет. При этом особенно действительными оказываются разные курения,
принадлежащие отдельным планетам, так как воздух наполняется их парами,
особенно легко впитывающими в себя небесное влияние. Они тотчас же сильно
действуют на человеческий дух и передают нам крайне удивительным образом
подобные им свойства. Агриппа дает состав курения, соответствующего каждой
планете; двух таких примеров будет достаточно.

лаврового листа, гвоздики, мирты и ладана; все это истолочь и смешать в такой пропорции, чтобы
получился аромат наивозможно приятнейший, затем этот порошок смешать с мозгом орла или с кровью
белого петуха и скатать в пилюли.- Куренье для луны приготовляется из головы высушенной ля-
гушки, бычачьих глаз и семени белого мака. К этому надо прибавить ладана и камфоры и все вместе
смешать с гусиной кровью> и т. д.

Разнообразные магические действия возникают посредством взаимного гласования> или ; в особенности человеческая душа является
при этом очень деятельной. Во время сна она всегда более восприимчива к небес-
ным влияниям; отсюда происходят сновидения, которые часто содержат в себе
предсказания будущего. Но так как влияния высших вещей действуют различно
на каждую человеческую душу, то и не существует каких-либо твердо установлен-
ных правил для толкования снов. Каждый отдельный человек должен сам записы-
вать свои сны и следующие за ними события, а затем на основании таких записей
объяснять значение своих будущих снов
Logged

Desert17
http://mw2010.ru/
Administrator
Sr. Member
*****

Karma: 0
OfflineOffline

Posts: 252

http://mw2010.ru/


View Profile WWW
Re: СМЫСЛ ТАЙНОЙ ФИЛОСОФИИ
« Reply #7 on: March 01, 2017, 03:16:58 PM »

Душа имеет также большое влияние на все родственные ей вещи и может по-
своему преобразовать их. Прежде всего она действует на тело, с которым она
соединена. Так мы видим, что все человеческие страсти выражаются в теле и в
особенности в лице. Но, по закону подобия, душа влияет также на другие души.
Слюна течет во рту у того, кто видит, как другой ест что-нибудь вкусное; всякая
страсть и всякое настроение, которые мы наблюдаем у другого человека, легко
переходят на нас самих. Отсюда понятно, что чародеи, желая причинить не-
счастье, могут посредством пристального взгляда околдовывать людей самым

136

губительным образом. Именно, если сила воображения очень возбуждена, то
внутри человека образуется изображение представляемой вещи, которое находит
свой отпечаток в крови, затем кровь снова несет это изображение в члены, которые
питаются ею. Так, напр., многие уроды родятся вследствие слишком подвижной
силы воображения беременной, язвы (Stigmata) святого Франциска, наверное,
произошли от того, что он слишком упорно и постоянно созерцал раны Христа.
Logged

Pages: [1]   Go Up
  Print  
 
Jump to:  

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums