mw2010.ru
December 12, 2017, 07:04:22 PM *
Welcome, Guest. Please login or register.

Login with username, password and session length
News: SMF - Just Installed!
 
   Home   Help Search Login Register  
Pages: [1] 2 3 ... 10
 1 
 on: March 20, 2017, 05:45:35 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Итак, у большинства людей вера в спиритизм имеет чисто религиозный харак-
тер. Кто чувствует потребность в самостоятельном мышлении, но не может
вполне отрешиться от веры, основанной на какого-либо рода авторитете, тот на-
ходит себе в спиритизме могущественную поддержку. Духи всегда предписывают
ему такие религиозные положения, которые отвечают его религиозной потреб-
ности; этим он достигает двойной выгоды: он находит религию, в которой нуж-
дается, и эта религия гарантируется ему сверхъестественным путем, через
откровения. Поэтому-то спиритизм делает все большие захваты и имеет за собой
будущность.

Теперь я изложу в кратких словах развитие спиритизма в Европе, причем
у меня будет случай с большей потребностью остановиться на различных част-
ностях, которые пока высказаны в качестве простых утверждений. Сначала мы
отдельно рассмотрим французский спиритизм, затем общий ход развития этого
учения в Европе и, наконец, сделаем детальный разбор популярно-спиритических
сеансов.

 2 
 on: March 20, 2017, 05:45:12 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Ответ на это ясен для всякого, кто сам не спирит. Сопротивление естественно-
му объяснению может быть вызвано только религиозным интересом. За веру в
духов потому крепко держатся, что только духи могут дать достоверные указания
относительно будущей жизни. Можно бы думать, что для спиритов должно быть
совершенно безразлично, как объясняет наука медиумические явления, раз
только она допускает их существование. Однако это для них становится уже не
безразличным. Человеку, который мало учился по книгам, не приходит в голову
оспаривать физика, когда тот объясняет движения маятника; он спокойно согла-
шается, что физик лучше знает это дело. Но тот же человек руками и ногами
борется против всякого естественного объяснения гораздо более трудных медиу-
мических явлений. Почему он не допускает, что психологи и физиологи должны
больше понимать в этом, чем он? Тут возможно лишь одно объяснение: он прежде
всего хлопочет о том, чтобы получить гарантию в правильности так называе-
мых сообщений со стороны духов. А такой гарантии у него не окажется, если
он должен перестать верить в то, что сообщения эти действительно идут от
духов.

 3 
 on: March 20, 2017, 05:44:51 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Я, впрочем, отнюдь не утверждаю, будто успех спиритизма зависел исключи-
тельно от религиозных интересов. Многие замечательные явления, имевшие
место в присутствии медиумов, также, конечно, способствовали тому, что люди,
не могущие подыскать для них никакого другого объяснения, обратились к вере
в духов. Утверждение, что сами факты должны были убедить людей в существо-
вании особого мира, далеко, конечно, не имеет той силы, как обыкновенно думают:

<факты> эти чрезвычайно редки. Среди тысячи спиритов едва ли не найдется один,
который бы собственными глазами видел что-либо такое, что действительно мог-
ло бы убедить его в воздействии духов, если бы он заранее уже не имел веры в них.
Явления, происходящие в частных спиритических кружках, обыкновенно бывают
настолько ничтожны, что не могут ни одного разумного человека побудить к тому,
чтоб он усмотрел в них участие духов. Надо заранее уже верить в них, чтобы нахо-
дить подтверждение этой веры в том, что случается на частных сеансах. Такая
вера, естественно, может возникать,- и она во многих случаях действительно
так возникла,- благодаря тому, что человек читает сообщения о гораздо более
замечательных явлениях, чем какие он пережил сам. Если эти удивительные явле-
ния, по утверждению лиц их наблюдавших, могут быть объяснены лишь действием
духов, то этим самым указывается, что духи врываются в человеческий мир.
Отсюда, конечно, уже очень недалеко до того, чтобы признавать участие духов и
при менее замечательных явлениях.

Как уже указано, не подлежит сомнению, что многие именно таким путем
сделались верующими спиритами. Но в этом нельзя видеть достаточного объяс-
нения успехов спиритизма: многие люди науки с течением времени исследовали
медиумические явления и признали их подлинность, но, за исключением Уоллеса
и, быть может, Цёльнера, ни один из них, обладающий каким-либо значением,
не примкнул к спиритизму. Это скорее оккультисты, т. е. они принимают, что по-
добные явления вызываются какой-то до сих пор еще неизвестной, <скрытой>
(occulta) естественной силой. Большое количество ученых сходятся в таком
объяснении; впоследствии мы возвратимся к ним и их опытам. Почему же спириты
не хотят принять это более естественное объяснение? Почему они приписывают
все милым для них духам? Одним словом, почему спиритизм не уступает места
оккультизму?

 4 
 on: March 20, 2017, 05:43:56 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Но мы охотно оставим теперь в стороне, быть может, и благонамеренные, но
неудачные нападки спиритов и исследуем значение религиозного характера
спиритизма. Выше мы уже видели, что сущность учения Дэвиса заключается в
следующем: <Противоположности между добром и злом нет; можно говорить
лишь о большем или меньшем совершенстве. Несовершенное развивается и по-
степенно становится совершенным. Следовательно, не существует и злых духов:

все они, даже самые низшие, станут в конце концов совершенными, блаженными>.
Или коротко и ясно: вечного осуждения не существует. Далее мы увидим, что это
положение, будучи развито на почве католицизма Алланом Кардеком, составляет
основной пункт французского спиритизма. Учение Кардека о перевоплощении
имеет своей целью как раз доказать то, что все духи могут стать блаженными. Это,
конечно, не случайность, что два человека, стоящие на столь различной религи-
озной основе, как Дэвис и Кардек, пришли к одному и тому же результату. В дей-
ствительности, оба они хотели подорвать именно учение о вечном осуждении: на
это сознательно направлены их системы. Вместе с этим легко становится понятен
и значительный успех спиритизма. Для массы народа он является прямо религией,
как и всякая другая, и к нему прибегают за тем, чтобы высвободиться из-под цер-
ковного догмата, не гармонирующего с гуманным представлением нашего времени
об оправдании и возмездии. Поэтому и в будущем спиритизм будет находить себе
все новых приверженцев и делать дальнейшие успехи.

 5 
 on: March 20, 2017, 05:43:33 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Но познакомиться с учением и принять его - это, конечно, две вещи, весьма
различные. Тот факт, что спиритизм нашел себе приверженцев, основывается
уже на втором из названных обстоятельств, на его религиозном характере.

По мнению самих спиритов, высказываемому чуть не на каждой странице их
периодических журналов, успех спиритизма происходит, главным образом, от
того, что он является справедливым и живым протестом против естественно-
научного материализма, который до сих пор господствовал над всем нашим мыш-
лением, но от которого люди уже успели утомиться. Утверждение это столь же
поверхностно, как и ложно, подобно большинству суждений, выставляемых спи-
ритами. Прежде всего естественнонаучный материализм уже давно прекратил
свое существование. Правда, в середине этого столетия материалистические идеи
приобрели себе на короткое время большую популярность, имея своими пред-
ставителями таких людей, как Фогт, Молешотт и Бюхнер, но этот период их
процветания напоминает скорее вспышку пламени перед его угасанием. Уже в
1857 г. Ф. А. Ланге в своей <Истории материализма> настолько основательно по-
казал полную несостоятельность грубого материализма, что с той поры этот по-
следний не овладевает уже умами, да в данное время едва ли может овладевать
ими. Если бы какой-либо ученый стал теперь утверждать, что все явления можно
объяснить с помощью только материи и ее сил, то он доказал бы этим лишь свое
незнакомство с самыми элементарными философскими понятиями. Насколько
мне известно, за последнее поколение материализм не имел даже ни одного
представителя, имя которого пользовалось бы авторитетом в ученом мире. Таким
образом, утверждение, будто материалистические идеи слишком долгое время
были единственно господствующими, лишено всякого основания, а следователь-
но, совершенно несостоятельна также и та мысль, будто люди утомились ими
и потому стали искать спасения в спиритизме. Философский спор по поводу
материализма, происходивший в середине этого столетия, возбудил, конечно,
внимание и всех ученых кругов, но все это движение продолжалось так недолго,
что не оставило никаких следов в сознании народа. Книга Бюхнера <Сила и
материя>, самое популярное из материалистических сочинений, уже давно забыта
и если еще читается, то, конечно, только философами. Таким образом, объясне-
ние спиритов относительно успеха, какой, бесспорно, достался им на долю, на-
столько поверхностно и несостоятельно, что оно становится даже совершенно
бессмысленным, если брать его в отдельности само по себе. Но оно становится
понятным, если его рассматривать в связи с несметным количеством насмешек
и ругательств, какими спириты осыпают естествоиспытателей за то, что те совер-
шенно игнорируют спиритическое учение. С этой  точки зрения выражение
<естественнонаучный материализм>, подобно столь многим другим выражениям,
становится просто бранным словом; его не надо принимать в строго философском
смысле, а оно обозначает лишь науку, которая не дает у себя места духам. А по
понятиям спирита, само собой разумеется, нет ничего более прискорбного, как
если его духи оставляются без всякого применения.

 6 
 on: March 20, 2017, 05:43:03 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Из Америки спиритизм быстро перешел в Европу и повсюду возбудил величай-
шее внимание. В начале пятидесятых годов им занимались все, и у него были мил-
лионы ревностных приверженцев. При ближайшем рассмотрении перед нами вы-
ступает в высшей степени замечательное явление. Совершенно невежественный
сомнамбул-американец и несколько детей вызвали движение, которое распростра-
нилось не только в отечестве <шарлатанства> (humbug), но и во всем цивилизо-
ванном мире. И движение это не исчезает с такой же быстротой, как .оно возникло;

напротив, теперь, полстолетия спустя, оно распространеннее и жизнеспособнее,
чем когда-либо прежде. Но даже если бы мы пошли так далеко, чтобы приписать
победу спиритизма тому, что он истина, чего я, конечно, отнюдь не думаю, то это
все-таки не уяснило бы дела. Ведь спиритизм не есть какая-либо новая истина:

в то время когда родился Дэвис, он существовал уже, вполне развившись во всем
своем теперешнем виде. Немецкие пневматологи изложили это учение яснее,
чище и с большей глубиной и основательностью, чем могли сделать это неученые
американцы. Почему же спиритизм не распространялся уже в первой четверти
нашего столетия, когда он был представлен рядом талантливых, высоко уважае-
мых людей? Учение Дэвиса о духах, поскольку оно идет далее того, что находится
в соответствующих книгах Юнг-Штиллинга, Эшенмайера и Кернера, есть соб-
ственно одна галиматья; почему же удалось обратить на себя внимание ему, а не
им, когда они предлагали эту так называемую истину? Чтобы понять это, мы
должны обратить внимание на тонкие различия, существующие между американ-
ским спиритизмом и немецкой пневматологией. Здесь особенно бросаются в
глаза два отклонения, которых уже достаточно, чтоб объяснить все явление:

1) американцы открыли столоверчение, а немцы его не знали; 2) американский
спиритизм, несмотря на свой ложнонаучный покрой, имеет ясно выраженный
религиозный отпечаток, немецкая же пневматология, несмотря на то что она
тесно примыкает к христианству, была философской системой. В этих двух фак-
тах и лежит, несомненно, тайна распространения спиритизма, почему мы и рас-
смотрим каждый из них несколько подробнее.

Столоверчение, бесспорно, послужило поводом, почему спиритизм, вообще,
стал известен в более широких кругах. Удивительное утверждение, что стол дол-
жен приходить в движение от того, что около него располагается круг людей,
спокойно держащих на нем свои руки, необходимо было обратить на себя внима-
ние. Явление это такого рода, что все могли испытать его, так как единственный
необходимый для этого снаряд, стол, имелся везде. Известный факт - о нем
помнят еще многие из живущих теперь людей,- что в первые годы после 1850 г.
во всей Европе свирепствовала настоящая эпидемия столоверчения. Приводить
столы в движение было тогда прямо общественной игрой, которую все хотели
испробовать, а интерес к ней затих лишь тогда, когда все убедились в том, что
явление это может быть вызвано без труда. Конечно, не всякий, забавлявшийся
столоверчением, становился верующим спиритом. В газетах и брошюрах ученые
указывали более или менее правильные объяснения интересующего всех факта;

карикатуры забавлялись над ними в летучих листках. Но именно столоверчение,
как над ним ни насмехались и как его ни карикатурили, очевидно, способствовало
распространению известности того учения, с которым оно теснейшим образом
было связано. Таким образом, столоверчение было несомненной причиной того,
что спиритизм, вообще, стал известен.

 7 
 on: March 16, 2017, 03:59:37 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
<Согласно господствующим теперь верованиям многие мыслящие люди придерживаются того
мнения, что обязательно должны существовать злые духи, входящие в общение с людьми под ложным
именем и выражающие согласие с такими положениями и мыслями, о которых у них нет ясного пред-
ставления, благодаря чему они вводят людей в заблуждение и противоречат себе самим. Но я имею пра-
во удостоверить своих читателей, что все дело может обойтись и без признания наличия злых или хотя
бы только невежественных духов. Есть дружественные, любящие и восприимчивые духи, которые чув-
ствуют себя увлеченными общением с оставшимися в живых родственниками и друзьями и которые
под властью своих симпатических чувств соглашаются со всем, о чем их спрашивают>.

Произведение Дэвиса содержит еще другие дикие фантазии, напр., об освобождении души от
тела смертью, об устройстве мира духов, об <утонченном> электричестве, с помощью которого духи
приводят в движение столы, и т. д. Все это посторонние вещи, которые не имеют значения для пони-
мания спиритизма и потому могут быть здесь опущены.

Дальнейшее распространение
спиритизма

 8 
 on: March 16, 2017, 03:58:54 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
Причину, почему до сих пор были получены такие крайне жалкие результаты, Дэвис видит в
том, что ни духи, ни люди не умеют надлежащим образом пользоваться новым открытием. <Духи не
всегда могут объяснить людям дело со всех сторон, особенно же применяя несовершенный, медлен-
ный и скучный метод электрических звуков. Но так как духи не безошибочны, не всемогущи и в то же
время принуждены сообразоваться с условиями нового метода, которым они не вполне владеют, то
не всегда можно полагаться на число ударов, долженствующих передать ту или другую мысль>. Бла-
годаря этому часто возникают недоразумения; иногда духи даже противоречат сами себе. <Противо-
речия эти надо приписать обширному классу симпатических духов, куда относятся духи, которые
хотя и покинули землю, но все-таки не вполне освободились от прочных уз и отношений, связывающих
их с людьми. Вследствие этого когда они приближаются к кружку собравшихся друзей, чтобы всту-
пить с ними в сношение, то ими до такой степени овладевает господствующий здесь порядок мыслей,
что они соглашаются почти со всем, что стал бы утверждать спрашивающий. В доказательство спра-
ведливости этого мнения я мог бы привести сотни примеров, когда духи, делавшие сообщения по-
средством звуков, прежде говорили то, чему впоследствии противоречили самым решительным
образом. К ним обращаются с теологическими вопросами: в одном собрании и при известных обсто-
ятельствах получаются ответы, вполне совпадающие с господствующими воззрениями этого кружка;

в другом же собрании и при совершенно иных влияниях данные прежде ответы видоизменяются,
так что совпадают с главными воззрениями нового кружка>.

Всего прискорбнее при этом, по словам Дэвиса, то обстоятельство, что такого рода сообщения
делаются от имени какого-нибудь апостола или другого высокого духа. <Но я имею возможность
ответить здесь на вопрос, который, вполне естественно, возникает у читателя, именно: каким образом
столь развитой дух, как, напр., св. Павел, может ставить свои ответы в такую зависимость от желаний
членов кружка. Я весьма тщательно исследовал этот вопрос и путем критического внутреннего обзора
прошлых явлений открыл, что ни один из упомянутых кружков не имел дела с действительным апосто-
лом Павлом или с кем-нибудь из его славных товарищей. В замен того я нахожу, что какой-либо
умерший друг или родственник одного или нескольких из присутствующих вступил в симпатическое
общение с собранием и отвечал на его вопросы... И подобно тому как во внешнем мире люди могут
повиноваться чужому руководству и зависеть от окружающей обстановки и влияния отдельных лиц, .так
и во внутреннем мире существует разряд неразвитых духов, которые, сносясь с каким-нибудь кружком
при помощи звуков, подпадают под влияние положительных представлений его членов. Эти духи,
преуспевшие больше в божественной любви, чем в мудрости, легко подчиняются такому влиянию и
начинают чувствовать как раз то, что чувствует и думает большинство лиц в кружке>. Поэтому когда
во время сеанса задается вопрос о присутствии того или другого высокого духа, то такой симпатиче-
ский дух отвечает <да>, так как он руководствуется желаниями присутствующих и сообразуется с
ними в своем ответе. Таким путем члены кружка получают подтверждение всех своих воззрений:

духи просто только поддакивают им.

 9 
 on: March 16, 2017, 03:58:15 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
<При исследовании многочисленных проявлений, в которых сказалось присутствие духов у
многоразличных сект и племен земли, я заметил, что обитатели земли никогда не имели правильного
понятия о великом всеобщем принципе аномального общения с духами, хотя эти последние и дают
о себе знать время от времени. Согласно с великой неисчерпаемой любовью, какую я чувствую к
научным исследованиям и изысканиям, я постоянно,- со спокойной и пламенной радостью,- шел
в этом познании все далее и далее, прослеживая пришиты пантеи, или электричества, до их бесчи-
сленных сплетений и различных видоизменений. Я созерцал могущественное действие этого элемента
в великой нервной системе природы, его переход от созвездия к созвездию, от планеты к планете,
его далекие и мощные полеты от обитателей высших кругов второй сферы до населения самых от-
даленных миров; и во всех его далеких полетах и многоразличных действиях я признал Бога. Эти
дивные и поглощающие душу наблюдения были сделаны также индивидами, далеко превосходящими
меня по своим умственным способностям и открытиям, хотя эти духи еще не занимались примене-
нием принципов пантеи в качестве средства для установления сношений с обитателями земли>.

Подобными вещами наполнена вся книга Дэвиса, который имеет смелость эту нелепую бессмыс-
лицу выдавать своим читателям за слово духа Франклина. В заключение Франклин и его друзья по
загробному миру открывают, как они с помощью принципа пантеи, или <божественного элемента>,
приводят в движение земные предметы и, таким образом, могут сноситься с людьми. Они делают опыты
в различных местах земли, и им удается там и сям вызвать некоторые слабые звуки, <особенно же
в Рочестере,- где оказались необходимые для этого условия,- дали мы о себе первые вести, кото-
рые до известной степени обратили на себя внимание света и заинтересовали скептический рассу-
док. Мы оадовались благоприятному исходу наших опытов, в особенности когда мы видели, что вы-
званные нами звуки обратили на себя внимание многих, которые начали исследовать их происхож-
дение и повод; но мы все-таки не могли помешать частым недоразумениям. Вследствие раздражения
и незнания духовных причин многие лица придавали данным указаниям совершенно ложное значе-
ние; таким образом, возникли многие неверные суждения и мнения, которые до сих пор остаются
неисправленными. Не могли мы также помешать тому, чтобы люди не прибегали к почти точному
подражанию нашим вибрациям, причем иногда получались изречения, противоречащие указаниям,
какие мы давали медиумам, и несогласные с условиями, которые отмечены нами как пригодные
для сношения при помощи звуков>.

Тут Дэвис должен, к сожалению, согласиться, что <аномальное общение при помощи принципа
пантеи> не дало особенно блестящих результатов. <Правда, все сведения, полученные до сих пор через
электрические колебания, не могут, по-видимому, удовлетворить просвещенного человека. Ответы
совершенно не связаны между собой и крайне лаконичны; часто они оказывались совсем ненадеж-
ными, а сплошь и рядом даже лишенными всякого значения. Сообщения тривиальны и указывают,
в сравнении с обычными разговорами между людьми, на столь низкое умственное развитие, что
многие серьезные люди сомневаются в том, чтобы, вообще, когда-нибудь можно было получить по-
средством духов ценные сведения; на том же основании скептики объявляют, что звуки эти просто-
напросто производятся людьми именно с целью ввести в обман. Общее впечатление таково, что мир
духов должен был бы указывать более достойные и возвышенные истины>.

 10 
 on: March 16, 2017, 03:57:34 PM 
Started by Desert17 - Last post by Desert17
СПИРИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЭВИСА

Когда Дэвис подпал возрастающему влиянию спиритических идей, то ему, как
знаменитому ясновидцу, естественно, должно было прийти в голову написать
теорию спиритизма. Его книга об <общении с духами> в высшей степени наивна
и, подобно <принципам природы>, обличает в авторе недостаток основательных
исторических и естественноисторических познаний. Так, напр., он совсем ничего
не знает о том, что явления, подобные происходившим в Гайдсвиле и Стратфорде,
уже сотни раз наблюдались раньше в Европе; для него они представляются чем-то
совершенно новым.

<Во все времена, несомненно, существовали отдельные, в высшей степени слабые, темные указания
на невидимые духовные силы: некоторые индивиды, а также различные секты получали указания,
считавшиеся откровениями относительно невидимого и таинственного мира. Но никогда раньше
человечеству не было дано столь ясных, связных и бесспорных доказательств существования и влия-
ния духов, как в этом столетии. Причиной же этому служит то, что люди вообще, за немногими лишь
исключениями, никогда не осмеливались прежде обращать свой разум на таинственные и сверхъесте-
ственные происшествия. Всякая попытка со стороны духа обнаружить свое действительное существо-
вание и свое назначение постоянно отклонялась уничтожающим скептицизмом или фанатическим
суеверием... Но теперь настало время, когда два мира, духовный и естественный, подготовлены к тому,
чтобы встретиться и обняться на почве духовной свободы и прогресса>.
Не одни люди, однако, виноваты в том, что до сих пор не могло установиться
правильное сообщение между двумя мирами,- в этом виноваты отчасти и духи,
которые только теперь открыли средства для такого сообщения и привели методы
в систему. Это объясняется тем, что все духи по своему происхождению есть
человеческие души, которые не становятся совершенными тотчас после смерти.

<Совершенно ошибочно думают многие люди, будто души тотчас же получают почти безгранич-
ное знание, как только они вступают в новую жизнь. В высших сферах духи преуспевают в любви
и мудрости совершенно так же, как на этом свете человек обогащает свое знание научными и философ-
скими сведениями>.

Более того, совершенствование духов всегда бывает односторонним: большин-
ство из них развивается обыкновенно лишь в том направлении, в каком они пре-
имущественно действовали здесь на земле.

<Многие духи достигают большого совершенства именно в той истине или науке, к которой они
чувствуют наибольшую симпатию и наибольший интерес, тогда как в других истинах и науках они
могут оставаться сравнительно непросвещенными>.

При таких обстоятельствах, прежде чем могли начаться правильные сношения,
должны были сперва явиться духи с определенными интересами, и духи эти долж-
ны были сделать известные открытия. Но теперь способ для таких сношений
найден, именно благодаря знаменитому соотечественнику Дэвиса Веньямину
Франклину, открывшему великий <принцип пантеи>, или метод электрических
колебаний.

Дэвис следующим образом рассказывает об этом открытии, приводя подлинные слова Франклина,
слышанные им во время долгой беседы с этим передовым духом.

Pages: [1] 2 3 ... 10
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC
SMFAds for Free Forums